Такие разные братья и сестры

       Ни для кого не секрет, что в одной и той же семье рождаются и взрослеют часто совершенно непохожие друг на друга дети. Это могут быть как чисто внешние различия: кто-то похож на маму, кто-то на папу, а кто-то на .... дедушку или, казалось бы,  вообще ни на кого из членов семьи. Разница может быть в темпах развития, характерологических особенностях, типе темперамента, в состоянии здоровья, а также в степени "попадания ребенка в ожиданий взрослых относительно него", как при рождении (пол, внешность,здоровье...), так и в последующем.

      Из теории семейных систем, да и просто житейского опыта, известно, что порядок появления детей в семье оказывает немалое влияние на их развитие и формирование личностных качеств.

Так, старшие дети часто бывают более отвественными, способными проявлять заботу по отношению к другим, требовательность к себе, готовность нести ответсвенность не только за себя.

В процессе обучения системной семейной психотерапии у Н.М. Лавровой в нашей учебной группе была ситуация, которая оказалась яркой иллюстрацией поведения старшего ребенка в семье. Во время кофе-брейка, когда в чайнике закончилась вода, несколько членов группы имели возможность взять на себя обеспечение себя и  других участников группы горячими напитками. Сделано это было участником, являвшимся старшим ребенком, а младшие ожидали готового, впрочем дождавшись.

Младшие дети в семье чаще более непосредственные, раскрепощенные, готовые принимать помощь и заботу о себе, возможно, имеющие жизненные установки, что все как-нибудь устроится, решение придет само собой, ощущающие себя под защитой или даже привыкшие к всеобщемему вниманию и любви.

Средним детям приходится достаточно нелегко с одной стороны: они и не старшие, и не младшие, а с другой они могут впитывать положительные черты, выполняя одновременно обе роли. Однако, на своей практике, я чаще сталкивалась с непростым психологическим состоянием и частыми трудностями у средних детей.

Бывают ситуации, когда  такие, казалось бы закономерные и естественные различия между детьми, усиливаются, заостряются и наделяются дополнительными смыслами самими же родителями. Так бывает, когда старший ребенок, который по определению должен быть более зрелым, самостоятельным, помощником и проч., на деле является более инфантильным, несобранным, возможно импульсивным, возможно с неврологическими отклонениями. А младший, наооборот, шустрый, активно овладевающий всеми необходимыми навыками, да еще и уверенный, что он желанный, любимый и вообще всех осчастлививший своим рождением!

Вот тут и начинается очень непростая для семьи ситуация краха собственных ожиданий, взаимных упреков, усмотрении в "нетаком" ребенке сходств с ненавистной тещей или свекром-алкоголиков (вариантов много).

Любые особенности ребенка (индивидуально значимых для родителей/бабушек/дедушек отклонения от субъективных представлений о границах нормальности ребенка  -  это некий стрессогенный фактор для семьи, если же это имеет подтверждение извне - проблемы в школе, детском саду, то сила воздействия этого фактора возрастает. Возникает некий порочный круг, когда недовольство родителей и между родителями влияет на ребенка и его трудности могут потенциироваться. Это становится проблемой всей семьи.

Семейная терапия в данном случае позволит расставить все по местам. Каждый ребенок (человек) индивидуален и неповторим - это не просто слова и уж тем более не отговорка. Поведение и особенности у детей не берутся из ниоткуда, это всегда результат  взаимодействия генетических, медицинских, психологических, социальных, семейных факторов. Любые особенности и симптомы ребенка - это не его личная прихоть, но иногда взрослые, зрелые или не очень родители наделяют этот самый продукт взаимодействия большого числа факторов дополнительным личным (часто негативным) смыслом, что приводит семейную систему порой в тупиковое положение. Но выход есть. Всегда. Главное иметь возможность его увидеть.

Такие разные братья и сестры



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Старшие и младшие дети в семье: как способствовать хорошим отношениям?..
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Когда в семье появляется младенец, старшие братья и сестры реагируют по-разному.
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Возможно ли полное удовлетворение ребенка в родительской семье?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Проблемы в семье с рождением ребенка.
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь