|
Язык любви наоборотАвтор статьи: Праздникова Надия Шамиловна
ЯЗЫК Сколько языков вы знаете? Два, три, четыре? Русский, татарский, английский? Есть еще два языка, которыми владеют все, это языки принятия и непринятия. Мы изучаем их с детства наравне с другими. «Есть слова - словно раны, слова - словно суд, - С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.» Отрывок из стихотворения Вадима Шефнера хорошо описывает силу простых слов. Для любого человека, и тем более ребенка нет ничего важнее принятия. Безусловного принятия. Когда тебя любят таким, какой ты есть. В этом состоянии появляется уверенность в своих силах, умение самостоятельно принимать решение, ошибаться, но не сдаваться, жить своей жизнью. Многие родители думают, что принимают своих детей. А демонстрируют другое. Как выглядит ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ? Он может быть «обобщающим»-ты ВСЕГДА так делаешь, у тебя НИКОГДА не получится, ОПЯТЬ сломал! Чувствуете вселенскую тоску при прочтении? А если вы еще и огорчены неудачей и слышите это от самых важных людей? Язык непринятия может быть так же «оценочным»: ты плохой мальчик, сама виновата, я так и знала и тому подобное. Мы все могли бы дополнить список. Как еще можно отвергнуть ребенка? Сравнить его с другим ребенком не в его пользу. Вася уже умеет, а ты! Ребенка можно сравнивать только с ним самим: Раньше ты не мог завязывать шнурки, а теперь научился, постепенно будешь делать это быстрее. Можно отвергать интонацией, обесценивая достижение с высоты своего опыта: -Папа, у меня получилось! –Молодец. (Сквозь зубы, не выказывая радости) Про активные угрозы, приказы без объяснений, фразы ряда: отстань, ты что не видишь, я занят, заткнись, и так далее подробно писать даже не стоит, думаю. Что же, ребенка совсем не ругать? Объяснять свое недовольство, без оценки личности и нейтрально показывая отношение к ситуации. Повторю: РУГАЕМ Действие, Хвалим ребенка. Мальчиков, правда, желательно чаще хвалить конкретно за действия, а девочек можно хвалить и без этого, делая комплименты внешности например. Но это уже тонкости гендерного воспитания. И обязательно соблюдать баланс преобладания позитивных и минимума негативных оценок в течении дня. ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ: похвала, комплимент, интерес, улыбка, выражение своих чувств, вежливость, предоставление выбора. Телесное выражение любви. Объятия, поцелуи, положить руку на плечо, погладить голову. Очень хорошая традиция на ночь посидеть минутку у постели, погладить спинку, пожелать спокойной ночи. И еще крайне важное правило, которое сложно соблюдать. Если поссорились, до ночи мириться. С помощью я-сообщений, обозначении своих чувств и нейтральной позиции к действию оппонента, можно разрулить любую конфликтную ситуацию. Часто помогает понять, что происходит, попробовать поставить себя на место ребенка. Но это не означает, что вы сдаетесь. Важен именно договор и компромисс. Ребенок не враг и назло ничего не делает. А если делает, значит чувствует себя нелюбимым. Когда ребенок засыпает после ссоры, утром он не просыпается в хорошем настроении. Силы ребенка должны уходить на рост и активное развитие. Взрослый с камнем на душе тоже мало толку от сна получает. Помните, что вы самые родные люди, семья. ИГРА: "Художники". Проводится в парах. Требуется два листа бумаги и карандаши. Один из участников. Сначала взрослый, становится старым художником, второй его учеником. Великий художник хотел написать самый великий шедевр в своей жизни, но внезапно потерял зрение. Он выбрал лучшего ученика, которому доверяет написать шедевр за него. Художнику завязываются глаза. Его задача объяснить ученику какую картину он хотел нарисовать, перед тем как ослепнуть. Важно давать четкие подробные инструкции. Посильные вашему ребенку. Когда картина закончена художник вдруг прозревает, и в восторге от шедевра делает комплименты мастерству. Объясняет, что получилось именно как задумано. Важно дать ребенку уверенность в его силах. Поверьте, дети включаются в игру на полном серьезе. Если хочется что-то скорректировать, крайне вежливо и нейтрально. Как думаете, коллега, может нам вот здесь добавить цвета? И так далее. Когда картина закончена окончательно, вместе придумайте название. Желательно сыграть и в обратную сторону. Возможно в другой день. Эта игра позволяет потренировать навык осознанной речи. Дети, как правило на принимающем языке говорят гораздо лучше, и инструкции дают очень щадящие, в общем это очень интересно наблюдать. (Игра из сборника Московского Гештальт Института, библиографические данные в лс).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|