Многие начинающие водители, особенно женщины, постоянно испытывают стресс за рулём автомобиля. Они вынуждены подолгу приходить в себя после очередной поездки по городу. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах - таких как Москва и Санкт-Петербург. Каковы основные причины, вызывающие стресс у водителей и какие существуют способы борьбы с ними.
Основные стрессоры для человека за рулём автомобиля
Что и говорить, вождение автомобиля в условиях мегаполиса всегда сопряжено со стрессом. Дорожная ситуация в большом городе требует постоянного повышенного внимания, концентрации и как следствие нервного напряжения. Вождение автомобиля в России имеет свои характерные особенности, которые лишь увеличивают это напряжение.
Психологи выяснили, что для человека существуют 3 самых мощных стрессовых фактора или, иначе говоря, стрессора - это фактор ответственности, фактор неожиданности и фактор неопределённости. Все эти факторы доминируют среди прочих и для российских автолюбителей. Судите сами:
- неожиданность. Всем понятно, что на нашей дороге в любую секунду может произойти всё что угодно. Это и неожиданные препятствия и помехи, в том числе и одушевлённые, это громкие неожиданные звуки гудков или хлопков из выхлопных труб, это неожиданные ремонтные работы, невесть откуда появляющиеся пробки и т.д. и т.п.
- неопределённость. Зачастую дорожные знаки, разметка и исправность светофоров оставляют желать лучшего, из-за чего правила проезда можно трактовать и так и этак. Неопытному водителю сложно разобраться в лабиринте улиц и дорожных развязок. Многие новички, а особенно женщины теряются при проезде загруженных машинами перекрёстков. Этот список можно продолжать и дальше.
- ответственность. Здесь и так всё понятно. При общей слабой социальной защищённости, за рулём автомобиля каждый должен рассчитывать только на себя.
Среди прочих стрессоров можно отметить:
Пробки, хамство водителей, поломка автомобиля, ненастье, ДТП, поведение пассажиров и пешеходов.
Особого внимания заслуживают те, которые касаются отношений между людьми, т.н. социально-психологические факторы. На них мне бы хотелось остановиться и рассмотреть их подробней.
Хамство со стороны других участников движения.
Культуру поведения на дороге определяет личность водителя и его культура. Надо отметить, что средний уровень культуры на дорогах в России, хотя и неуклонно повышается (что не может не радовать), тем не менее, оставляет желать лучшего. Отнюдь не редки случаи, когда Вас могут запросто обхамить. Иногда дело доходит до серьёзных ссор и даже до драк. Мужчине солидных габаритов особенно переживать не приходится, другое дело хрупкой женщине. Хамство на дороге - это всегда реакция на Ваше, с точки зрения оппонента, неправильное поведение на дороге. Все люди резко и негативно реагируют на чужие ошибки за рулём по 2-м причинам:
1. Одни любят кого-то учить и показывать как надо вести себя правильно.
Это, как правило, характерно для людей, стремящихся повысить свою самооценку. Подчёркивая недостатки окружающих, они таким образом демонстрируют свою правоту и сами себе доказывают превосходство над другими. Такие люди воспитывались в среде с жёсткими правилами, в условиях конкуренции и подавления слабого.
2. Другие чрезвычайно болезненно относятся к нарушению своих границ.
Зона безопасности вокруг собственного автомобиля - это их личная территория. Так же как и время, выделенное для проезда, облюбованная полоса движения или парковочное место. Инстинкт собственника характерен для людей, у которых есть старший брат или сестра. С детства им приходилось отстаивать свои права на обладание, на территорию, какие-то блага. Такая линия поведения сохранилась у них на всю жизнь, проявляясь в разных обстоятельствах. Порой инстинкт собственника выявляется и для тех, кто рос в семье один и был избалован родителями. Они привыкли к статусу неприкосновенности и исключительности.
Если у Вас есть желание с ними поспорить или посостязаться, они это желание с энтузиазмом подхватят, всё больше возбуждаясь и раздражаясь на Вас. Однако, такие игры чреваты нешуточными конфликтами. Поэтому не ввязывайтесь в перепалки и не поддавайтесь на провокации. Просто оставайтесь спокойными и невозмутимыми как при виде собаки, которая беснуется и лает за забором. Такой забор Вы можете мысленно построить вокруг себя, и , что удивительно, он будет Вас защищать. Только помните, что собаку дразнить не надо.
Поведение пассажира
Немалое влияние на настрой водителя имеет личность пассажира. С кем-то очень интересно, приятно и легко поддерживать беседу. Дорога с таким собеседником превращается в удовольствие. А кто-то вызывает резкое неприятие и раздражение, отвлекает, заставляет спорить, выводит из состояния равновесия. Если Вы чувствуете, что болтовня собеседника Вас раздражает, предупредите его, что отвлекать водителя небезопасно. Делайте большие паузы в разговоре, полностью переключайте внимание на дорожную обстановку и вождение. Включите музыку, лучше Вашу любимую. Наслаждайтесь ей, заполняя тишину. Мысленно создайте вокруг себя непроницаемый прозрачный колпак, и собеседник не захочет с Вами общаться.
Поведение пешехода
Пешеходы на наших улицах заслуживают отдельной статьи. Зачастую пешеходы не понимают, что у водителя может не быть мгновенной реакции и что автомобиль может не затормозить моментально. Им кажется, что их заметят на дороге в полной темноте даже если они одеты во всё чёрное. Особенно легкомысленны подростки, часто затыкающие уши наушниками и поднимающие капюшоны. Их безграмотное и безалаберное поведение обусловлено полным невежеством в области правил дорожного движения. За рубежом этот предмет входит в обязательную школьную программу. Детей не только обучают теоретическим основам, но и проводят с ними практические занятия на улице. Надеюсь, в скором времени этот предмет будут и у нас преподавать должным образом.
А водителю в свою очередь всегда надо помнить о неосведомлённости и незащищённости пешехода, всегда ожидать от него неадекватных действий.
4-шаговая формула для борьбы со стрессом за рулём
Для каждого водителя какой-то из факторов наиболее болезненный. Это его ахиллесова пята, на которую гарантированно жмёт стресс. Такие факторы следует брать на заметку и сразу предотвращать нарастание раздражения. Фиксация стрессовой ситуации - первый шаг антистрессовой стратегии.
Последующие шаги для борьбы со стрессом на дороге таковы:
1. Продышаться или применить другие антистрессовые приёмы, успокоиться.
2. Обратить муху из слона обратно в муху. Иными словами увидеть проблему как житейскую, легко разрешимую.
3. Найти конструктивное решение, выход из ситуации.
4. Похвалить себя за проявленную выдержку, хладнокровие и находчивость.
Для успешного использования данной формулы требуется только одно - не забывать о ней. Для этого я рекомендую повесить машине антистрессовый талисман-напоминалку. Это может быть какой-то сказочный персонаж, например Карлссон. Помните его коронные фразы - «Спокойствие, только спокойствие...» и «Ерунда, дело житейское...». Можно повесить цветной кубик, на четырёх гранях которого нарисовать или наклеить символы 4-х шаговой формулы: 1 шаг - фигурка йога, 2 шаг - муха, 3 шаг - кубик рубика, 4 шаг - конфетка.
Пользуйтесь антистрессовой формулой и талисманом, и они будут сохранять Ваши нервы и Ваше драгоценное здоровье.
Источник: Высота.