|
Стремительная терапия или любовь, как мотивирующий фактор. Истории с картинкамиАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Внешне пациентка Р. выглядела малопривлекательно: тучная, рыхлая 63-летняя женщина, еле передвигающаяся под действием своего веса. Она обладала набором всевозможных болезней, от сахарного диабета и гипертонии, до полиартроза. В психиатрии она оказалась по поводу депрессии, внезапно наступившей без видимой причины. На первом же часу терапии мы почувствовали, что пациентка чрезвычайно мотивирована. Очень немного времени потребовалось ей, чтобы освоиться в группе, понять происходящее и начать активно участвовать в процессах. Она увидела на примере других пациентов: здесь помогают. Совершенно не имея опыта, она храбро рисовала, не боясь оценки окружающих. Пациентка Р. открыла нам причину ее удивительной мотивации: она любила и была любима. Именно он, ее любимый мужчина, уговорил ее пойти в клинику, чтобы избавиться от душевных травм, которые она носила в себе почти всю свою сознательную жизнь. Во имя любви она готова была на многое. Вот ее первый рисунок, рассказывающий о ситуации ее детства и юности. В центре рисунка мать пациентки, которая держит в одной руке бутылку, а в другой – овечку на привязи – саму пациентку. Центральное расположение фигуры матери, ее размер по отношению к остальным изображениям, тщательное прорисовывание деталей показывают значительную роль, которую играла и продолжает играть мать в жизни пациентки. Овечка, как символ жертвы, до сих пор находится во власти матери. Мать была алкоголичкой, не любила свою дочь, считала ее уродом в семье, срывала на ней свою злость. Все попытки угодить матери, заслужить хотя бы ее похвалу, приводили только к отрицательным результатам. Пациентку мучило то, что мать уже умерла, и с этим умерла надежда хоть раз в жизни испытать любовь матери. Слева изображен родительский дом с лестницей, ведущей в черный подвал, где ее надолго запирали в виде наказания. Между подвалом и окошком изображен отец пациентки в виде быка, похожего на минотавра. Отец пациентки пил, в состоянии опьянения был страшен. Отношение к нему было резко отрицательное: отвращение и страх. Справа изображен монастырь, в интернат которого родители отправили пациентку в старших классах школы. Она описывала атмосферу в монастыре, как очень холодную, безжизненную, рассказывала про бесчеловечное отношение монашек к детям. На переднем плане справа находятся еще две фигуры: она сама и ее бабушка, единственный человек, который как-то о ней заботился и проявлял по отношению к ней теплые чувства. Бабушка навещала ее в монастыре, в отличие от родителей. Фигурка девочки очень маленькая, смиренная, нарисована исключительно в черном цвете. Сверху висит земной шар. Пациентку беспокоили деструктивные процессы, происходящие в мире. Ей казалось, что мир шатается и находится в опастности. В детстве она не испытала чувства защищенности. В ее окружении не нашлось ни одного человека, кроме бабушки, который бы принимал и поддерживал ее. Бабушка любила ее, но не могла или не хотела взять ответственность за внучку. На следующем часу пациентка Р. нарисовала еле заметный рисунок простым карандашом. Он был настолько малоконтрастный, что его не удалось сфотографировать. Часто слабо прорисованное изображение говорит о тайне, о которой очень трудно рассказать. На рисунке слева (прошлое) был огромный хлев и она сама - маленькая фигурка, стоящая в растерянности рядом с ним. В хлеву происходило что-то непонятное. Было видно, как ей хотелось рассказать о том, что же с ней произошло, но она не решалась делать это при всей группе. Она попросила меня выслушать ее историю наедине. Обсудив это с арт-терапевтом и группой, мы получили согласие и вышли в холл, где никого не было. Там, обливаясь слезами, пациентка Р. рассказала мне то, что мучило ее долгие годы. Пациентка Р. рано вышла замуж и попала в семью, очень похожую по жизненным установкам на ее родительский дом. Самое ужасное было то, что, ее свекор регулярно принуждал ее к сексуальным отношениям. Она панически боялась его, поэтому подчинялась. Все время она жила под страхом разоблачения, считала себя грязной, недостойной женщиной. Это длилось долгие годы. Ее семейная жизнь шла наперекосяк, муж пил и бил ее. В семье росло трое детей. Когда дети подросли, она развелась с мужем и стала жить одна. Ее самооценка продолжала оставаться очень низкой, жизнь представлялась тяжелой, бессмысленной обузой, одолевали болезни. И вдруг, когда она считала свою жизнь уже конченной, ей повстречался человек, который полюбил ее такую, какая она есть и стал трогательно о ней заботиться. Когда она говорила о своей любви, лицо ее чудесным образом преображалось: глаза блестели, трогательная улыбка появлялась на губах. На ум приходили сказки про принцесс, расколдованных из лягушек и чудовищ с помощью волшебной силы любви. Во время рассказа о травмирующих событиях пациентка Р. очень бурно выражала свои эмоции, рыдания сотрясали ее, поток слез можно было сравнить с Ниагарой. Упаковки бумажных платочков не хватило, чтобы утирать ее слезы. Однако, как следует поплакав, она испытала большое облегчение: ее лицо стало ясно и спокойно, как небо после ливня. Словно своим рассказом и слезами она прорвала плотину, застоявшаяся, отравленная вода хлынула прочь, теперь водоем был чист и готов к наполнению любовью, нежностью, теми чувствами, которых она была лишена всю жизнь. На следующем часу терапии пациентка Р. первый раз в жизни работала с глиной. Тема была свободная. Она лепила вдохновенно, забыв про окружение и время. Ее работа представляла из себя руку, служащую как бы колыбелью маленькому человечку. На ладони лежит также сердце, как символ любви. Она объяснила: «У меня нет и никогда не было мамы, которая бы меня любила и заботилась бы обо мне. Поэтому я слепила эту руку. Это моя рука, она держит меня в виде маленького ребенка. Только я сама могу о себе заботиться и себя любить.» Этот результат был удивителен и радостен. Пациентка чисто инстинктивно и непостижимо быстро пришла к идеальному решению своей проблемы. Она была довольно простая женщина и ничего не знала о понятии внутреннего ребенка, никто не подводил ее к этой идее. Рядом с ней уже был человек, который ее любил и о ней заботился, но она все равно назначила именно себя ответственной за свою жизнь. Ее душевное исцеление очень отразилось на ней внешне. Она стала мягче, движения ее большого тела стали заметно грациознее, легче. И лицо, – его выражение сильно изменилось, - на нем отображалось теперь удовольствие и счастье. Я убеждена, что главным исцеляющим фактором здесь выступила любовь. «Расколдовывание принцессы» произошло уже раньше. Мы лишь предоставили возможность очиститься от «грязи» прошлого и мирно расстаться с ним. Полагаю, что именно в этом был секрет столь ошеломляюще быстрого успеха терапии. Именно любовь является универсальным лекарством ото всех болезней. И у него нет никаких противопоказаний! Любите и будьте здоровы! Материал публикуется с разрешения пациентки. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|