Депрессия: почему она появляется и что с ней делать

Автор статьи: Андрей Савенко

В чём особенность депрессии?

Чем депрессия отличается от эмоций, например, от злости или от страха?

Во-первых, тем, что депрессия – это не эмоция, это состояние. Она не ситуативна, она устойчива. И в глубине её много различных эмоций. Это может быть тоска, уныние, обида, скука, тревога и т.д.

Во-вторых, тем, что депрессия, в подавляющем большинстве случаев, является состоянием приобретённым. Мало кто из людей рождается с депрессией, обычно она приходит в течение жизни.

В-третьих, депрессия не характерна для животных в естественной среде обитания. Дикие животные могут испытывать разные эмоции, но депрессию они получают только в неволе. Это наводит на мысль, что депрессия каким-то образом связана с удовлетворением социальных потребностей. И с наличием у человека сознания.

Депрессия почему она появляется и что с ней делать

Часть 1: почему она появляется

Что означает «быть в депрессии»?

Быть в депрессии означает быть в состоянии подавленности. Само слово «депрессия» образовано от латинского «deprimo», что значит «давить», «подавить».

Что именно подавлено в этом состоянии? Подавлена способность получать удовольствие.

Как это вообще происходит? И по каким причинам?

Давайте разбираться.

Если эта способность «подавлена», значит, она у человека есть, т.е. в прошлом он такое удовольствие получал. От чего в принципе человек получает удовольствие? От удовлетворения каких-то своих потребностей. Потребности человека исследованы в психологии вдоль и поперёк, а самая известная их классификация изображена в пирамиде Маслоу.

Возьмём для примера потребность в безопасности. Эта потребность есть у любого человека уже при рождении. Младенец сам не может обеспечить себе безопасность, поэтому у него от природы есть рефлексы: двигательный, плача, улыбки и прочие, которые призваны обратить внимание взрослого и замотивировать взрослого защитить ребёнка.

Кроме того, у ребёнка есть мозг, состоящий из трёх «частей»:

- Новый мозг (отвечает за мышление)

- Средний мозг (отвечает за эмоции и память)

- Древний мозг (отвечает за принятие решений и управление внутренними органами)

Древний и Средний мозг работают бессознательно.


Вспомним, что Древний мозг работает по принципу: «Вкл /Выкл», «Да /Нет», «Делать /Не делать», т.е. он или включает программу, или выключает. И таким образом он принимает решение и запускает все системы организма в критических ситуациях выживания.

Изначально, при рождении, в Древнем мозге включена программа «Жить». Иначе ребёнок просто бы не родился.

Что происходит, когда ребёнок чувствует опасность?

  1. Древний мозг подаёт сигнал: «Это опасно!» и включает программу выживания.
  2. Программа выживания включает эмоцию страха в Среднем мозге, эмоция страха включает рефлекс плача.
  3. Взрослый видит, слышит плач, реагирует и устраняет опасность.
  4. Новый мозг решает: «Опасности больше нет, значит, я могу справиться с опасностью», или «Мир меня поддерживает», или «Меня любят».
  5. Новый мозг отправляет этот вывод Среднему мозгу.
  6. Средний мозг включает эмоцию удовольствия, потребность в безопасности удовлетворена
  7. Древний мозг держит программу «Жить» включённой
  8. Средний мозг готов получать удовольствие от жизни

Здесь важно понимать два момента. Во-первых, эмоция удовольствия включается не от фактического наличия (или отсутствия) опасности. Она включается от самого вывода: «Опасности больше нет, значит, мир меня поддерживает». Самой опасности могло и не быть вообще, она могла быть воображаемой. Что и бывает чаще всего в современном мире.

Во-вторых, конечным результатом удовлетворения потребности является дальнейшая готовность Среднего мозга получать удовольствие. Программа «Жить» остаётся включённой, а значит, для организма важно понимать: моя потребность удовлетворена или нет? Удовольствие и является таким сигналом (положительной обратной связью), в результате которой я оцениваю: правильно ли я всё делаю или нет. Грубо говоря: мой плач мне помогает или нет. Или мне надо что-то другое делать, чтобы взрослый отреагировал.

Каким образом эта способность получать удовольствие подавляется?

  • Древний мозг подаёт сигнал: «Это опасно!» и включает программу выживания.
  • Программа выживания включает эмоцию страха в Среднем мозге, эмоция страха включает рефлекс плача.
  • Взрослый видит, слышит плач, но не реагирует и не устраняет опасность. Или вообще не видит и не слышит.
  • Новый мозг решает: «Я сделал всё, что я мог, а опасность всё ещё здесь, значит, я не могу справиться с опасностью», или «Мир против меня», или «Я никому не нужен».
  • Новый мозг отправляет этот вывод Среднему мозгу.
  • Средний мозг не включает эмоцию удовольствия, а включает какую-нибудь негативную эмоцию, вроде обиды или вины.
  • Древний мозг переключает программу «Жить» на программу «Умереть», т.е. «Вкл» на «Выкл»
  • Средний мозг не готов получать удовольствие от жизни

Переключение программы происходит в ситуациях, которые Древний мозг воспринимает как опасные. То есть в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие жизни и здоровья. Повторюсь, что в реальности большинство ситуациях такими не являются, но Древний мозг их так оценивает. Например, он так может оценить отвержение или обман родителя. Для Древнего мозга это психические травмы, и они могут быть самого разного характера, от психологического шантажа или насилия до простого несчастного случая.

Когда Древний мозг переключает программу на «Умереть», организм отключает «энергопитание». Любая жизнедеятельность требует энергии, т.е. для того, чтобы «жить» нужно напрягаться. Если у организма приказ «Умереть», он будет подчиняться, так его устроила природа. Природа не терпит ничего лишнего, поэтому если ты решил умереть, ты должен уступить место молодым и энергичным. Эта установка похожа на установку больного и старого животного, ему нужно переключить программу, чтобы освободить место новому поколению – он уходит в сторону и умирает.

Средний мозг тоже включается в программу «Умереть». На его уровне это выражается в решении «я не хочу получать удовольствие». То есть не хочу получать энергию, чтобы быстрее выполнить приказ «Умереть». Плюс к этому мне уже и не нужна положительная обратная связь, мне теперь всё равно, удовлетворяются мои потребности, или нет. Обратная связь (удовольствие) помогает жить, а мне это уже не нужно. Зачем на это тратить энергию?

Может ли Древний мозг переключить программу обратно? Может, если ситуация поменяется и психика восстановится. Чем дольше и сильнее оказывается психотравма, тем сложнее будет восстановление. Если человек оказывается в другой подобной ситуации, которая напоминает ему травмирующую, программа может переключиться снова на «Выкл», причём совершенно бессознательно и спонтанно.

В примере выше мы разобрали подавление удовольствия на потребности в безопасности. Но на самом деле, эта способность может подавляться и на любой другой потребности. Например, потребности в признании. Схема будет аналогична: сигналы могут несколько отличаться, вместо родителей могут быть одноклассники, но вывод Нового мозга будет примерно таким же: «Меня все игноруют», «Я неудачник», «Я никому не нужен».

Далее, если для у человека есть более значимые потребности и потребность в признании для него не является жизненно важной, Древний мозг может переключить «Вкл» на «Выкл» не в смысле «Жить» на «Умереть», а в смысле «Делать» на «Не делать». То есть он принимает решение, что не нужно пытаться, потому что я всё равно ничего не смогу достичь. Я как бы «умираю» в этой сфере, например, я никогда не буду «профессионалом» или не буду «интересным собеседником».

В эмоциональном плане такое переключение приведёт к снижению настроения, но если более значимые потребности человека удовлетворяются, такая неудача (фрустрация) не будет стойкой и не приведёт к депрессии.

Но если потребность в признании для человека жизненно важна (например, как для подростка), то Древний мозг переключает программу «Жить» на программу «Умереть» тотально, целиком. И тогда отвержение одноклассниками может быть смертельно опасным в прямом смысле.

Вывод:

Депрессия – это переключение подсознания с программы «Жить» на программу «Умереть». В результате такого переключения Эмоциональный мозг переходит на установку «Не хочу получать удовольствие».

Можно ли переключить программу обратно?

В большинстве случаев можно. И ниже мы посмотрим, что нужно сделать, чтобы избавиться от депрессии.

Часть 2: что с ней делать

Посмотрим на структуру мозга немного с другой стороны.

Средний мозг удобнее всего представить как ребёнка, примерно годовалого возраста, который не понимает сложные слова и логические объяснения. Когда ему плохо, он просто начинает орать. Таким способом он зовёт взрослого, чтобы тот пришёл и помог ему, исправил ситуацию и устранил проблему.

Древний мозг находится ещё глубже и он вообще не понимает слов. Он понимает только эмоции и их оттенки, т.е. может воспринимать сигнал от Среднего мозга.

Отсюда следуют три важных вывода:

  • вы не сможете заставить себя получать удовольствие
  • вы не сможете просто взять и сознательно переключить программу с «Умереть» на «Жить»
  • вы можете договариваться со своим внутренним Ребёнком, а уже он будет переключать программу

Как это сделать?

Шаг 1: включаем позицию Родителя

Чтобы договориться со своим внутренним Ребёнком, нужно включить в себе позицию Родителя. Иначе просто некому будет договариваться. Если вы сольётесь с Ребёнком, т.е. полностью уйдёте в эмоцию, вы не сможете с ней ничего сделать.

Есть, как минимум, два способа, как можно включить позицию Родителя:

1) прийти «в себя» с помощью осознанного дыхания (инструкцию смотрите по ссылке: https://www.psyoffice.ru/article/97259/)

Осознанное дыхание (медитация) поможет вам снова прийти «в себя», т.е. вспомнить изначальное состояние «я есть» и отделить себя от проблемы, от эмоций, от своей депрессии. Тогда вы сможете посмотреть на них со стороны и справиться с ними.

2) принять на себя ответственность

Проще всего это сделать с помощью следующих установок:

- я сам отвечаю за себя

- я сам отвечаю за своё состояние

- я сам отвечаю за свои эмоции

- я сам отвечаю за своё отношение ко всему, что происходит

Если вы прочитаете эти утверждения и примете их, вы автоматически окажитесь на позиции Родителя. Потому что ответственность за Ребёнка может принять только Родитель.

Шаг 2: разговариваем со своим внутренним Ребёнком

После того, как вы включили позицию Родителя, отследите свою эмоцию, т.е. что говорит вам ваш Средний мозг и начинайте задавать ему вопросы. Представьте, что вы разговариваете с годовалым ребёнком, который не хочет есть овсянку и орёт. Родитель разговаривает с ним примерно так: «И чего мы кричим?», «Что случилось?», «Что тебе не нравится?», «Что ты хочешь?», «А зачем тебе это?», «И что здесь страшного?» и т.д. в том же стиле.

Вы берёте на себя ответственность и заботитесь о своём внутреннем Ребёнке. Ваша задача слушать, понимать, убеждать, выяснять, почему ваш внутренний Ребёнок отказывается и не хочет получать удовольствие. Возможно, он обиделся, или испугался, или не верит вам.

Не заставляйте его, не затыкайте и не приказывайте. Помните, что он сильнее. На самом деле, Средний мозг старше и сильнее Нового мозга. И его ресурс в тысячи раз мощнее, вы просто не сможете его победить, даже если захотите.

Помните также, что для вашего внутреннего Ребёнка ХОЧУ означает МОГУ, и наоборот. Если он действительно чего-то захочет, он найдёт, как это можно получить. Причём решение он найдёт сам. Поэтому вам нужно с ним договориться, замотивировать, чтобы он включил установку «Хочу получать удовольствие».

Шаг 3: разбираем травмирующую ситуацию

В процессе разговора со своим внутренним Ребёнком вы можете выйти на исходную травмирующую ситуацию, которая и вызвала переключение программы Древнего мозга. Это идеальный вариант.

Если вы сможете восстановить исходную ситуацию и сформулировать внутреннее убеждение, которое возникло в результате этой ситуации, то вы сможете его оспорить. Дальше вы сможете его поменять на более конструктивную установку. Например, убеждение «Я никому не нужен» поменять на «Я чуткий человек».

Таким образом вы сможете объяснить своему внутреннему Ребёнку, ЧТО именно его травмировало и найти другие, альтернативные способы получения удовольствия. Он может согласиться попробовать просто из любопытства.

Когда вы договоритесь с внутренним Ребёнком, и он поменяет установку «Не хочу» на «Хочу», ваша следующая задача пробовать, экспериментировать и отслеживать его реакцию. Таким образом вы постепенно, раз за разом, восстановите способность своего внутреннего Ребёнка получать удовольствие. Тогда ваш Древний мозг переключит программу «Умереть» обратно на программу «Жить». И ваша депрессия закончится.



Просмотров: 583
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мозг - это биокомпьютер. Какую программу в него поместить, то и будет в вашей жизни.
  • Что делать, если у вас заблокировался мозг? Как повысить свою осознанность, и выйти из сложностей?
  • Почему женщина может истерить и «выносить» мужчине мозг
  • Как взорвать себе мозг и начать жить!
  • Есть ли мозг у гендера?
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Что, если перепрошить свой Мозг?
  • Как когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в мышлении, если нами руководит мозг?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Чем отличается мозг человека от компьютера
  • Как работает ваш мозг. Просто о главном
  • Почему мозг «придумывает» опасности, которых нет?
  • Мозг человека - судить нельзя помиловать
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • Упражнение «Чтобы мозг не уснул в дороге»
  • Мозг и расстановки. Просто о сложном и сложно о простом.
  • Ресурсное состояние помогает настраивать cвой мозг!
  • Чувствуете себя моложе? Возможно, ваш мозг медленнее стареет
  • Вагинизм. Аноргазмия. Сексуальные женские проблемы. Не возбуждаюсь, хочу отключить мозг
  • Мозг и душа в животе или Как успокоиться и принять правильное решение
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы
  • Можно ли подключить мозг к батарейке?
  • Мне нужен второй мозг
  • Как мозг реагирует на глубокое горе?
  • Мозг и расстановки. Почему бывает плохо после расстановок?
  • Как работает мозг подростка.
  • Три способа успокоить мозг, который чрезмерно возбужден
  • В омут с головой или когда отключается мозг
  • А ларчик просто открывался или почему он постоянно "Выносит мне мозг"?
  • Мозг ребенка: что важно о нем знать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь