Критические ошибки воспитания детей

Автор статьи: 404

Как правильно воспитывать ребенка?

С точки зрения психологии и психиатрии основная цель родительского (а также - дошкольного и школьного) воспитания ребенка – это формирование гармоничной личности с адекватной самооценкой, рационально оценивающей свои возможности, постоянно занимающейся саморазвитием, нацеленной на полную жизненную самореализацию, относящейся с уважением к себе и окружающим людям,  имеющей позитивные созидательные мотивы и цели в жизни, без элементов отклоняющегося поведения (асоциального, антисоциального, аморального,  агрессивного, криминального), умеющей хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Критические ошибки воспитания детей


Маленький человек не рождается готовой личностью. Имея определенную наследственность, которая определяет лишь предрасположенности к развитию тех или иных черт характера, психического и интеллектуального развития,  личность формируется в процессе взаимодействия ребенка в  семье, с друзьями, в воспитательных и образовательных учреждениях, в жизненной среде. Пестрая мозаика вариантов развития таких отношений с людьми на жизненном пути и формирует уникальную картину каждой личности.

Безусловно, важнейшую роль в формировании личности играют родители. Если отбросить в строну все психологические и воспитательные теории и попытаться сформулировать суть воспитательного процесса, то, пожалуй,  останется лишь одна основная воспитательная функция, которая действительно работает лучше всего: родители служат примером для своих детей.

Что бы родители не говорили своему ребенку, основное воздействие на формирование его личности, включая формирование подсознательных установок, оказывают поведение, отношения и действия родителей, а не воспитательные и назидательные слова. Что бы вы не говорили ребенку, он воспримет лишь то, как вы действуете, как вы чувствуете и как вы думаете,  а не то, что говорите ему или требуете от него.  Иначе говоря, чтобы воспитать хорошего человека, прежде всего такими людьми  нужно быть или стать самим родителям.

 

КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ

К сожалению, среди реальных людей и реальных родителей мало людей идеальных. Все люди имеют свои недостатки, проблемы, комплексы и, к сожалению, неверные или даже вредные убеждения, привычки и черты характера.  Все негативные черты находят свое отражение в формирующейся личности ребенка. Однако есть целый ряд стилей и элементов воспитания, которые наносят непоправимый вред для личности ребенка, формируя заострение отдельных неблагоприятных черт его характера и, даже, могут служить предрасполагающим фактором к развитию нарушений личности, и заболеваний, как телесных, так и душевных.

Оценка практикуемого стиля воспитания и его коррекция очень важны не только для будущего здоровья и психического и социального благополучия ребенка, но и для благополучия самих родителей здесь и сейчас.

В самом общем плане родительские стили воспитания можно разделить на основании степени контроля поведения ребенка и степени искренней душевной вовлеченности в его жизнь, проблемы и интересы.

 1. Авторитетный стиль воспитания - характеризуются ориентированным на ребенка подходом, в котором наравне с соблюдением установленных родителями разумных правил и наставлений существует открытый диалог и обсуждение этих правил и отношений между родителями и ребенком.

Этот стиль отношений характеризуется оптимальным сочетанием контроля поведения ребенка и искренней вовлеченностью родителей в его жизнь и интересы. Такой стиль характеризуется как поддерживающий, позитивный, развивающий, демократичный, стимулирующий, направляющий.

Каким будет ребенок у авторитетных родителей?

У родителей, практикующих авторитетный стиль воспитания, вырастают дети  с позитивным восприятием мира и высокой самооценкой, с хорошей регуляцией поведения и эмоционального состояния, с высокой стрессоустойчивостью и адаптивностью, с хорошими навыками общения, имеющие хороших друзей, социально ответственные, сопереживающие и поддерживающие. Такие дети редко имеют психологические и психические отклонения,  редко страдают психосоматическими заболеваниями (бронхиальная астма, нейродермит, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и т.п.),   показывают отличные академические успехи в учебе, многого достигают в жизни, формируют крепкие семьи и хорошо заботятся о своих детях.

 2. Авторитарный стиль воспитания – отличается высоким уровнем контроля поведения ребенка и требованиям безусловного подчинения родительским правилам и указаниям без возможности открытого диалога между родителями и ребенком.

Этот стиль воспитания  предусматривает четкое разделение статуса родителя и ребенка, безосновательно жесткие требования, наличие системы наказаний (вплоть до физических). Это отношения не друзей и партнеров,  а отношения начальника и подчиненного: «Делай так, потому что я так  сказала!»

Каким будет ребенок у авторитарных родителей?

У родителей с авторитарным стилем воспитания вырастают неуверенные в себе дети с заниженной самооценкой. Чрезмерные и необоснованные наказания приводят к формированию параноидальных черт личности:  подозрительности, неумению забывать и прощать обиды, повышенной чувствительности  к обиде, несправедливости, агрессии и враждебности, постоянному ожиданию подвохов или агрессии. Такие дети будут иметь поверхностные отношения с другими людьми во избежание глубоких и серьезных привязанностей, им будет трудно иметь настоящих преданных друзей.  В браке их ожидают многие из-за недоверия, неспособности к глубокой эмоциональной привязанности, негативной жизненной ориентации. Таким детям будет трудно достичь высоких успехов в учебе и работе из-за проблем с концентрацией на одном виде деятельности, плохой усидчивости. Возможно, у них проявится склонность к употреблению алкоголя, наркотических веществ, экстремальным видам занятий, а также жестокость по отношению к людям и животным.  

 3. Попустительский стиль воспитания - характеризуется теплым душевным отношением к ребенку и высокой вовлеченностью в его интересы при низком контроле его поведения и низких требованиях к нему.

Для таких родителей ребенок является сверхценностью, которому практически все позволяется. Родительская роль в таких отношениях размыта. Родители отличаются мягкостью и попустительством, всепрощением, стремятся баловать ребенка и исполнять все его требования.

Каким будет ребенок у попустительских родителей?

Хотя ребенок у родителей с попустительским стилем воспитания будет иметь высокую самооценку и уверенность в себе, его поведение будет отличаться импульсивностью и плохим самоконтролем, он может не стараться соблюдать моральные, социальные и юридические нормы, будет отличаться эгоизмом и низкой степенью ответственности. С большой степенью вероятности у такого ребенка будут значительные колебания эмоционального фона – от подъемов настроения и безудержной веселости до депрессивных эпизодов. Ему будет трудно создавать прочные дружеские  и брачные связи. Он не будет заинтересован в значительных достижениях, как в учебе, так и в профессиональной деятельности.

4. Безразличный стиль воспитания – характерен для родителей с нежелательным ребенком. Такие родители отличаются безразличным, холодным или враждебным отношением к ребенку. Они не требовательны, не контролируют, не ограничивают, но и не поддерживают детей, не участвуют в их жизни, считая своим долгом лишь обеспечение физиологических и материальных потребностей ребенка. В таких семьях часто возникают конфликты, напряженная эмоциональная обстановка.

Каким вырастет ребенок у безразличных родителей?

Ребенок у таких родителей будет иметь низкую самооценку, будет ненавидеть себя и других, будет отличаться эмоциональной холодностью и нечувствительностью к чужим проблемам. Такие дети будут избегать серьезных и глубоких чувств и отношений, и сами будут неспособны на такие чувства, что приведет к проблемам в будущих семейных и дружеских отношениях. Они будут манипулировать людьми, и использовать их, а не общаться с ними на равных. Они будут с недоверием относиться к людям и окружающему миру. Их интересы будут лежать вне сферы учебы, образования и самосовершенствования. Такие дети будут плохо подчиняться установленным требованиям, не будут соблюдать  моральные, этические и правовые нормы. Для таких детей будут характерны ребячество и непослушание, постоянный поиск развлечений и компенсаций за свои моральные страдания от нечувствительности родителей. Наибольшее количество психических нарушений проистекает из безразлично-холодного отношения родителей к детям. Становясь взрослыми, такие дети имеют максимальные риски развития отклоняющегося поведения, употребления алкоголя и наркотиков, проявления агрессии и жестокости, криминального поведения.

 



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • О проблемах воспитания. Взрослые - дети ранящих родителей
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Если все будут блогерами, то кто будет уборщицей?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Акцентуация характера и семейный стиль воспитания
  • Секреты воспитания для любящих родителей.
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Будет скафандр - будут и путешествия
  • Тупики воспитания или способы выживания родителей…
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • Родители и дети. Ошибки воспитания
  • Авторитарный стиль воспитания
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Роль бессознательных фантазий родителей в формировании будущей судьбы ребенка
  • 7 правил для родителей бунтующего ребенка
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь