|
Точка сборки - поиск призвания!Автор статьи: Смадьярова Сауле Тулепбергеновна
Автор: Сауле Смадьярова 25 января 2012г. Итак, уважаемый читатель, если Вы готовы отправиться в приключение «Мое любимое дело!», я желаю Вам удачи и попутного ветра! Исследуйте, мечтайте, создавайте! И перед тем как отправиться в путь, давайте проясним цель и сверим маршрут нашего путешествия. Цель нашего путешествия не просто найти работу, поскольку в этом случае мы будем разделять два понятия: работа – это для заработка, а для души – это то, чем можно заняться в свободное от работы время, а именно найти и создать любимое дело, где эти два понятия соединены воедино. А согласно нашему маршруту мы должны остановиться в трех пунктах и там исследовать интересующий нас вопрос. И эти пункты (этапы) профессиональной самореализации следующие:
1. Профессиональное самоопределение Под самоопределением мы будем понимать обоснованный выбор новой профессии либо корректировку профессиональной направленности на основе имеющегося профессионального опыта и образования. 2. Профессиональное становление Профессиональное становление – разработка и реализация плана изучения и освоения новой профессии, развитие требуемых компетенций. Успешное преодоление возникших трудностей, получение нового профессионального опыта. 3 Профессиональный рост и развитие В этап профессионального роста входят развитие профессиональной компетентности и последующая адаптация уже не себя к профессии, а профессии к себе. Развитие и раскрытие личностного потенциала в любимом деле. Ну, а теперь в путь! Как же правильно выбрать профессию? Как не ошибиться снова? А для этого нужно сделать всего несколько шагов в нужном направлении! Ну, перед тем как их сделать, необходимо понять ЗАЧЕМ? Для того чтобы двигаться вперед, нужен смысл. ЗАЧЕМ вам туда, куда вы движетесь? Что вы хотите получить там, в конце, где цель уже достигнута? Вопрос «ЗАЧЕМ?» – это фактически вопрос поиска миссии и призвания. «ЗАЧЕМ» должно согласовываться с вашими ценностями, приниматься всем вашим существом – и сердцем, и разумом. Ответив на этот главный вопрос, вам будет легче идти дальше и сделать первый шаг в своем самоопределении, в поиске любимого дела. А теперь, когда вы ответили на этот важный вопрос, давайте попробуем воспользоваться формулой, которую рекомендуют специалисты по профориентации – формулой осознанного выбора профессии!
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
– хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
– могу – это все, что мне по силам, по способностям;
– надо – это все, что нужно и востребовано обществом.
Из этой формулы мы видим, что осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Так чего же вы хотите? И этот, на первый взгляд, простой вопрос ставит многих взрослых людей просто в тупик. Поскольку мы настолько привыкли думать категориями «чего мы не хотим», что очень редко задумываемся над тем, «чего мы хотим». И назвав пару своих «хочу», мы замолкаем, и становится немного страшно от осознания того, что мы, с одной стороны, понимаем, что нам опостылела эта ненавистная работа, но, с другой стороны, очень смутно себе представляем, чего хотим взамен. И здесь самое главное – не торопиться, дать себе возможность и время помечтать. А для этого необходимо обеспечить себе как внешнюю, так и внутреннюю безопасность. Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал и вы могли спокойно поисследовать свои желания, и попросите своего внутреннего критика, чтобы он немного помолчал. И если вы опять зайдете в тупик, постарайтесь себя поддержать, подбодрить и неторопливо продолжить исследование своих «хочу». И мы всегда должны помнить о том, что выбирая между ростом и внутренней безопасностью, человек должен выбирать безопасность, поскольку торопливое совершенствование разрушительно для естественного процесса роста. И для объяснения этого феномена приведу пример психолога Абрахама Маслоу о ребенке, исследующем новое окружение: «Представьте ребенка, захотевшего обследовать комнату. Поначалу он держится за маму, изучая комнату глазами. Через некоторое время нерешительно отходит на короткое расстояние, всегда проверяя, находится ли рядом его мать. Исследования становятся все более смелыми, когда он убеждается, что она всегда поблизости, готовая услышать и прийти, если понадобится. А если вдруг она уйдет, он потеряет интерес к своей экскурсии и немедленно начнет искать маму. Он нуждается в ней больше, чем в исследовании. Чем дольше нет ее, тем сильнее нужно ему, чтобы она пришла. Он может вернуться даже на прежний уровень развития; он может расплакаться, сосать палец или – если она все еще не вернулась – даже напачкать в одежду, возвращаясь к своим младенческим реакциям. Его тревожность вызовет такую реакцию, а безопасность (когда поблизости мать) приведет к дальнейшему развитию личности и любознательности». Развитие взрослых происходит во многом также. И теперь, соблюдая эти же принципы, опишите следующие два компонента формулы – «могу» и «надо». И возможно, для этого вам потребуется провести аудит вашей жизни, чтобы вспомнить все, что вы умели делать хорошо раньше, а сейчас про это просто забыли, все то, что у вас получается делать хорошо сейчас, не исключая ничего, даже если вам это покажется незначительным. Вспомните, чем вы в себе гордитесь, за что вас чаще всего благодарят. В компоненте «надо» необходимо учесть не только требования рынка, но и состояние вашего здоровья, возможное влияние ближайшего окружения и т. п. А теперь, соединив этот пазл, все три списка на одном листе бумаги, постарайтесь накидать как можно больше вариантов любимого дела. И как только вам удастся найти «точку сборки», мы продолжим наше путешествие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|