|
Конфликты и правила этикета.Автор статьи: Коньшина Анастасия Александровна
- Если бы детей можно было научить только чему-то одному, то чему их нужно научить? Проводя консультации по семейным проблемам, я довольно часто сталкиваюсь с интересным феноменом. Запросы «мы часто ссоримся», «не можем ужиться», «не находим общего языка с детьми» не всегда имеют под собой психологическую основу. Безусловно, базой таких жалоб может быть объективная демографическая и социальная ситуация, например, недостаточная жилплощадь или дефицит автономии (т. е. проживание с родителями, родственниками). Эти ситуации можно изменить и без психоанализа. Но главной причиной нередко становится незнание и, соответственно, несоблюдение этикета. Давайте посмотрим на некоторые правила этикета с точки зрения их значения для душевного комфорта и благополучия. Немного истории Этикет сам по себе возник как необходимость выживания. Не случайно регламентированные отношения появились в «горячих точках» человеческих отношений. Так, первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. Это так, если рассматривать этикет как официально прописанный протокол. Отношения же между людьми всегда регламентировались обычаями, верованиями, правилами, которые передавались устно из поколения в поколение. Все это делалось, по сути, для сглаживания конфликтов. Возможно ли жить без конфликтов? Ответ «да» будет утопичным. И далеко не всегда здесь имеют значения травмы из детства или неотреагированные эмоции. Очень часто мы заблуждаемся по поводу собственного уровня воспитанности и интеллигентности, и особенно искренне мы это делаем в рамках семьи. А ведь иногда, как бы удивительно это не звучало, достаточно следовать общеизвестным правилам, чтобы наладить коммуникации с другими. Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета:
Только представьте: Вероятно, именно поэтому этикет не обошел вниманием и требования к интонационному оформлению высказывания и жестикулированию. В особенности это касается разного рода вопросительных высказываний. Неприлично при разговоре вертеть предметы в руках, переступать с ноги на ногу, отворачиваться от собеседника, разглядывая что-то вокруг, забрасывать ногу на ногу и болтать ногами, слишком близко или далеко присаживаться, прикасаться без надобности и покровительственно (рука под локоть, хлопки по плечу) и т. п. Эти правила не меньше касаются и мимики лица. Любые вежливые слова меркнут на фоне невежливых интонаций, жестов и выражений глаз собеседника-невежи. Поразительно, сколько проблем можно решить (или создать) одной только переменой интонации и взгляда. Давайте рассмотрим еще несколько правил. Правило: «Кто бы вы ни были — директор, академик, пожилая женщина или школьник, — входя в помещение, здоровайтесь первым». Правило: «Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам». А сколько проблем и конфликтов можно избежать, если «не смеяться слишком громко, не общаться шумно, не разглядывать людей пристально». Понаблюдайте, как в обычной жизни любой спор неминуемо превращается в конфликт. «Спор должен быть обоснован и убедительно аргументирован. Исследователи утверждают, что у человека, умеющего применять на практике приемы логического доказательства, шансы победить в индивидуальном и публичном деловом споре выше, чем у людей, незнакомых с логикой. Кстати, этим и объясняют включение курса логики в программу некоторых школ бизнеса. Стиль поведения в деловом споре должен быть вежливым. Выдержанный и вежливый человек имеет большие шансы на победу. Ну, как можно умудриться поссориться и не прийти к пониманию, если соблюдать эти рекомендации этикета, даже если внутри бушуют конфликты и противоречия? Данная статья не посвящена правилам этикета как таковым, изучить их можно в самостоятельном режиме или на специальных углубленных курсах. Миссия затронутой темы – обратить внимание читателей на ценный аспект, который может укрепить и гарантировать наше психологическое благополучие сам по себе и практически даром. Беречь друг друга, родных, близких, знакомых и незнакомых – это ли не прямая дорога к счастью и успеху? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|