|
Немного о детской жадностиАвтор статьи: Наталья Удалова
Мой ребенок жадина. Он прячет конфеты, и ест их один, он не делится игрушками с другими детьми. А если и даст поиграть в свой конструктор, то стоит рядом и нетерпеливо ждет, когда ему его отдадут. Знакомо, не правда ли? Так что же такое жадность и как с ней справиться? Если обратиться к теории, то жадность- это неумеренное желание владеть чем -либо. Желание получить побольше, отдав при этом совсем мало. Мы поговорим именно о детской жадности, потому что во взрослой жизни , помимо жадности, есть еще и скупость, и алчность. Истоки жадности нужно искать в детстве. От маленького ребенка часто можно услышать "не дам! это моё!". Для него это вполне естественно-его вещь. Ведь если есть папины и мамины вещи, которые трогать нельзя, то значит, есть и его собственные. Почему ноутбук брата трогать нельзя, а мой вертолетик можно? И правда, а почему? От одного года до трех лет у ребенка ведущая деятельность-предметно -манипулятивная. Познавательная деятельность направлена на познание предметов, его свойств и качеств. До 2 лет у ребенка понятие жадности не существует вовсе. Но ребенок в этот период очень наглядно видит и запоминает родительское слово "нет" в качестве запрета. Поэтому запреты должны быть обоснованы и справедливы. К двум годам в лексиконе ребенка появляется замечательные слова - "я" и "мое". Вещи как таковые являются для малыша продолжением себя: "это моя мама, мое ведерко, моя песочница". Все эти люди и вещи входят в его личное пространство. Только сейчас ребенок начинает формировать представление о себе самом, устанавливать границы своего "я". Поэтому ребенок эмоционально может отреагировать на то, что кто-то возьмет его ведерко или подойдет к его маме. Очень наглядный пример на прогулке: ребенок выносит в песочницу свои вещи- ведерко, совочек, формочки для "тортиков", какое-то время в это все играет. Потом отвлекается. Захотелось вдруг на качелях покататься. И вдруг видит, что в его ведерко насыпает песок уже какая-то девочка, а совок у другого мальчика. Реакция может быть разной-от топания ногами, до крика и драки. Ведь с точки зрения ребенка, произошло покушение на него самого, а не на вещи, как думает мама. И вот тут происходит самое важное: то, как реагирует мама. А ведь маме стыдно за такого ребенка- "у всех дети как дети, а мой дерется. И что, ему совочка что ли жалко?"- такие мысли проносятся у нее в голове. Добавляется чувство вины перед обществом таких же мамочек, стоящих около песочницы и так далее и тому подобное. И происходит показательный воспитательный процесс перед "обществом". Нельзя же ударить в грязь лицом и показать, что я не воспитываю своего ребенка. Надо отругать, да построже, или шлепнуть, или одернуть,а еще отдать обиженному ребенку (не своему) совочек. Это действия мамы, которая ориентируется прежде всего на свои интересы (не забываем-ей надо показать, что она "правильно" воспитывает), а не на интересы ребенка. Вообще-то это его границы нарушили. Здесь возможны две мамины стратегии научения- или делиться обязательно всем и всегда, или делиться тогда, когда хочется. Другими словами- ребенок должен делиться или ребенок может делиться.Так вот если родители будут настаивать на позиции -ребенок ДОЛЖЕН делиться всегда, то у таких детей в подростковом возрасте возникает потребность действовать "назло" . Вторая стратегия - ребенок может делиться, когда сам этого захочет, исходит из интересов ребенка, соответственно более правильная. К трем годам важно научить ребенка говорить слово "нет". Если умение говорить слово "нет" не сформируется, то ребенок вырастет не жадным, а безотказным. С 3 до 7 лет ведущая деятельность меняется на сюжетно-ролевую игру, и деятельность уже направлена на познание отношений между людьми, социальных ситуаций, ролей поведения в обществе. Если раньше игрушка имела значение только потому, что это вещь ребенка, то теперь она средство для игры. Дети сами начинают делиться игрушками в детском саду,потому что игры с разными игрушками веселее и разнообразнее. С 3-5 лет от родителей реже можно услышать слово жадность.Дети охотно делятся игрушками со своими друзьями, потому как приходит осознание, что делиться с другими-это располагать к себе. Но есть дети,которые сидят в углу со своими игрушками, или получив конфету, сразу прячут ее. Вот в пятилетнем возрасте уже можно говорить о жадности, как черте характера. В чем же причины? 1. Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Чаще всего занятые родители "откупаются" от ребенка конфетами или другими подарками, вместо того, чтоб посвятить ребенку свое время, почитать книгу или сходить на каток. Для ребенка эти конфеты становятся "ценностью", и , соответственно, ими он делиться не будет. Это же мама или папа купили! Ему! Это знак проявления любви. В дальнейшем, во взрослом состоянии такой человек без материальных подарков не воспримет отношения с человеком противоположного пола, и в "знак любви" будет требовать шубу, машину или что-то другое. 2. Ревность к младшим братьям, сестрам. Если родители больше любви и внимания отдают другому, ребенку, то соответственно включается механизм "защиты", проявляющийся в жадности и агрессии. 3. Застенчивость. Есть такие дети, которым наиболее безопасно со своими игрушками. С ними можно говорить, укладывать их спать, они "его понимают". Естественно, с ними расставаться он не собирается. 4. Бережливость. Это те дети, которых однажды очень сильно отругали за поломанную игрушку, и теперь они любой ценой их берегут. До такой степени, что никому не позволяют до них дотронуться, иногда даже самому себе. И теперь несколько практических советов, как не позволить жадности поселиться в характере ребенка: 1. Не принуждать делиться. У ребенка есть свои собственные вещи. Если он пожелает, может поделиться. 2. Ваш пример самое действенное средство. Помните, что ребенок очень наблюдателен. 3. Не берите на прогулку очень дорогие ребенку вещи. Если малышу хочется взять самую крутую из его гаража машину на прогулку, предупредите, что там будут еще детки, и им тоже захочется поиграть. Можно взять еще игрушки, которыми ребенку будет не жалко поделиться. 4. Нельзя отдавать чужому ребенку игрушку своего ребенка, не спросив на то у него разрешения В глазах своего ребенка, вы автоматически становитесь его предателем. Лучше переключите внимание деток. 5. Не манипулируйте ребенком "ты жадина и я сегодня с тобой не буду читать книгу". Такие действия вызывают страх и неуверенность у малыша. Вообще старайтесь избегать этого ярлыка "жадина". Лучше объясните, что делиться с другими это хорошо, и постарайтесь это объяснять так, чтоб ребенок сам захотел это сделать. 6. Не ругайте ребенка при всех. 7. Говорите про честность. Если ваш ребенок прячет свою игрушку в кармане, а с игрушками других детей играет с удовольствием, то объясните ему, что такое поведение не честно. 8. Доброта ребенка должна оцениваться вами. Хвалите его за это. И самое главное, будьте своему ребенку хорошим учителем, не переживайте о том, что о вас подумают другие мамочки на прогулке, не называйте своего ребенка при других "жадиной". Не унижайте ребенка в детстве. Не предавайте. Адекватная похвала и заботливая поддержка мамы с папой для ребенка намного важнее всех конфет в мире!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|