Зависимость, как формируется зависимая структура личности

Автор статьи: Раиса Коваленко


Зависимость как формируется зависимая структура личности

 

  Зависимость отличается от здоровой привязанности своим компенсаторным характером. В основе зависимости обычно лежит избегание какого то опыта.
 
  Ну, вот например, девочка росла в семье, где она все время защищала маму от отца, когда тот приходил домой на подпитии и устраивал скандал и мог распустить руки. Она была живым щитом для мамы, ее роль в семье была миротворческая и спасательская, мама говорила ей, что только она и способна эту ситуацию как то уравновешивать. Она вырастает, детство остается далеко позади, она уже и не вспоминает эти семейные перипетии. И вот она встречает молодого человека, он ей нравится, но она видит, что он как то не умеет отстаивать себя в отношениях с друзьями и вообще робкий какой то. Она начинает его «спасать» и вначале отношений это правда очень как то их сближает. Они женятся и она мечтает сделать из него совершенно другого человека, сильного, уверенного, крепко стоящего на собственных ногах, а он со временем почему то начинает все чаще встречать в штыки ее эти «желания», замыкается, начинает убегать.

  Она разочарована, ведь столько всего было в мечтах о них двоих. Вместо реализации мечты, получается полное недопонимание в паре. Дело в том, что она реализует свою неосознанную роль спасателя через другого и разочаровывается конечно, он не может сделать чего то, как казалось бы ей могла сделать она. Или и не могла, но она этого не знает, потому что какой то неосознанный опыт ею избегается и одновременно "находит" выход через другого. Так они вначале отношений будто достраивают с помощью друг друга себя до целого, компенсируются, а потом встречаются с взаимным недопониманием, разочарованием друг в друге.

  Как формируется зависимая структура личности? В отличие от людей с нарциссической структурой характера, которые не могут проявлять эмпатию, сопереживать, эмоционально отстранены, эти люди склонны идентифицироваться с эмоциональными состояниями других людей. Часто семья, самые близкие люди, родители поощряли ребенка к такой идентификации и внушала ему, что нужно переживать те же чувства, что и другие, особенно близкие люди. В итоге, все что было связано с их настоящими эмоциональными переживаниями было отторгнуто, подавлено или заморожено.Одна из центральных задач терапии это поощрение свободной экспрессии личности, особенно замороженных и подавленных чувств, часто подавлены бывают ассертивность, агрессия, обида, хотя часто это бывают и более приязненные чувства. 

  Другой важной темой в терапии людей с зависимой структурой характера касается конфликта между близостью и дистанцией. Они стремятся к близости и боятся ее, как только возникает намек на возможность приближения другого человека. Им важно сохранять дистанцию, из за страха быть поглощенным другим, растворением, потерей себя в потребностях и индивидуальности другого человека, и им при этом страшно быть покинутыми, остаться в одиночестве, как когда то в детстве. Личностный рост у личности с такой структурой будет сопряжен с утратами: утратой компенсаторного характера предыдущего “self”, осознанием утраты истинного “self”, нередко с утратой каких то убеждений, сценарных решений, интроектов, идентификаций, которые шли от когда то значимых лиц.

  Такие люди часто не могут за ложным фасадом, состоящим из чужих установок, обнаружить самого себя. Они не могут ответить на простые вопросы «Кто я такой?» понимая под этим собственные умения, способности, амбиции, предпочтения, вкусы и т. д. Осознание таким человеком, что он любит, что то совсем простое, но только то, что нравится ему, и возможно не нравится кому то из его окружения, уже символизирует символическую самоидентификацию.

  Основной конфликт у людей с такой структурой личности: как человек разрешает проблему агрессии и одновременно отречения от нее, достижения успеха и неспособности признать и порадоваться этому факту, попытки делать смелые шаги, при наличии сильного страха перед малейшим риском. 

 У таких людей очень часто будто бы отсутствует позволение на переживание удовольствия от жизни. В особенности им важно развить способность радости и гордости за свои внутренние устремления, желания, успехи Нормально испытывать гордость за себя , а также удовлетворенность, даже если другие никогда не будут удовлетворены, за что он не может нести никакой ответственности.


Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сексуальные отношения людей с нарциссической структурой личности.
  • Почему близкие люди друг друга так часто раздражают?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Как гарантированно сделать другого зависимым от себя?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Соул-коллаж и работа со структурой личности
  • Вы попали в зависимость от другого человека: что делать?
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1
  • Почему умные часто беднее людей со средними способностями?
  • Познание себя происходит через другого...
  • психологическая зависимость от другого человека
  • Зависимость от другого как путь к "полюбить себя"
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Одиночное плавание: фантазии о клиенте с шизоидной структурой характера
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Близость — это живая встреча двух людей. Но мы часто бежим от нее
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Ради кого вы живете? Ради себя или ради другого человека?
  • Принять Себя, Другого, Ситуацию. Как и зачем?
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Любить другого, как самого себя. Правильно ли это?
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь