Психолог как архитектор дополнения реальности

 

Недавно, в Интернете, по случайной ссылке, мой взгляд задержался на аналитической статье в журнале InVenture «10 технологических профессий будущего в которые сложно поверить».

Это же фантастика, до чего красиво звучит: «Архитектор дополненной реальности».

Программисты и дизайнеры все легче создают контент с эффектом присутствия. В любой момент можно совершить виртуальное путешествие внутри картин знаменитых художников. А в Токио открылся первый в мире музей цифрового искусства. Вот где есть возможность соприкоснуться с новыми для себя мирами, примерить свежие роли и необычные объемные контексты. Виртуальная реальность – уже неотъемлемая часть образования и индустрии развлечения. На очереди сфера здравоохранения, когда дополненная реальность применяется в качестве исцеления, дополнения до целого. 

И виртуальные миры могут быть не только внешними, созданными программистами и дизайнерами, но и внутренними, самосотворенными.

Предлагаю посмотреть на «эффект дополнения реальности» глазами психолога в контексте трансформационной работы с психоэмоциональными  состояниями человека. Психолог тоже, в некотором роде, работает «архитектором дополнения реальности», например, при расширении спектра вариантов эмоционального реагирования.

Далеко не каждый человек осознанно коммуницирует со своими чувствами и эмоциями. Кто-то их игнорирует, кто-то подавляет, кто-то считает мешающими, кто-то делит на позитивные (разрешенные) и негативные (нежелательные), кто-то просит помочь справиться с эмоциями.

Моя задача – показать какое это чудесное пространство, наши чувства и эмоции, и какой это замечательный инструмент, подаренный нам природой, для диагностики и преобразования реальности.

Предлагаю двигаться постепенно, от простого к более объемному. От одной грани мира чувств и эмоций к следующей. Сначала поговорим о месте и роли чувственно-эмоциональной сферы в нашей жизни.

Тезис «поменяй свое отношение к реальности и мир изменится» напрямую связан с темой чувственно-эмоционального восприятия. Эмоции не только отражают восприятие внешнего мира, но и формируют субъективную конкретику реальности, это и язык, на котором говорит наш организм.

В формуле «как снаружи, так и внутри» есть пространство между внутренним и внешним и именно оно наполнено эмоциями, словно красками, оттенками и нюансами. Это встроенная в человека система распознавания для нон-стоп оценки происходящего на предмет комфорта и благополучия (физического, психического, социального, культурного, этического и духовного).

Известно, что эмоции сопровождаются определенными физиологическими признаками:

  • внутренними (пульс, артериальное давление, паттерны дыхания и кровоснабжения органов, биохимические показатели) и
  • внешними (мимика, пантомимика, поза, выразительность движения, интонация голоса).

И характер нервно-психического тонуса соответствует психологическому, смысловому содержанию эмоции и влияет на качество самоощущения себя человеком и на мотивацию когнитивных процессов и поступков.

Вот и построилась простая цепочка. Эмоции, ощущения (физиологические проявления) и мысли (смысловое содержание)  неотделимы друг от друга, они возникают почти единовременно и характеризуют единый процесс  с разного ракурса. Процесс восприятия переходит в процесс реагирования, который тоже сопровождается соответствующими ощущениями, чувствами-эмоциями и мыслями.

К.Г. Юнг выделял четыре психические функции[1] – две рациональные (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущение и интуиция):

  1. Ощущения свидетельствуют, что нечто есть.
  2. Мышление это «нечто» обозначает, называет («вещь»).
  3. Чувство информирует с помощью чувственных тонов о ценности «вещи». Человек всегда находится в состоянии некоего настроения по отношению к «вещи» и это настроение можно легко продемонстрировать в эксперименте. Так складывается картина мира.
  4. Интуиция добавляет категории времени, движения, динамики, изменения, это чудо предчувствия, предвосхищения будущего.

 

Ощущение, мышление, чувство и интуицию в их последовательности можно соотнести с четырьмя измерениями:

  • Ощущение отражает «одномерное перцептуальное познание».
  • Мышление – «двухмерное концептуальное познание».
  • Чувство – «трехмерное эстетически окрашенное и ценностное познание», когда концепции  апробированы  через  образное  выражение,  телесное чувствование, эстетическую окраску, соотнесены с системой ценностей.
  • Интуиция – «четырехмерная система координат», учитывает качественные вероятности движения и направление развития.

 

Нам привычно разные явления определять словами, терминами. Некоторое расширение происходит, если отпустить свои мысли и наблюдать цепочки всплывающих ассоциаций, появляются тексты, рассказы, повествования, истории, монографии. Это процесс «мышления».

Создатели социальных сетей дополнили процесс восприятия слов оценочными категориями: мы выбираем «нравится»/«не нравится» та или иная информация. Спектр оценок может быть расширен с помощью смайликов («супер», «сочувствую»), наклеек, открыток, гифов. Нам привычно оценивать, как категориями плохо/хорошо, так и проставляя бальные оценки по тем или иным шкалам. Сегодня овладение эмоционально-оценочной лексикой начинается с самого раннего возраста.

Но зачастую происходит подмена непосредственного чувствования (переживания чувства в его динамике) бальными оценками или словесными описаниями. Например, читая какой-то пост в фэйсбуке, мы ставим отметку «нравится», соглашаясь с тем или иным экспертным мнением на уровне мысли. Словесное описание становится выученным, повторенным за кем-то без соотнесения с собственной телесностью на уровне физиологии ощущений и предчувствий последствий. Бальные и словесные оценки учитывают мнения других («внешняя оценка»), но не аутентичность своего переживания («внутренняя информация»).  Так непосредственное чувствование сигналов своего тела замещается рациональным мышлением.

Категории «чувствование», «ощущение», «интуиция» иррациональны, как-бы скрыты, завуалированы, они не на поверхности сознания.  Но, умение внимательнее относиться к своим ощущениям, чувствам-эмоциям и интуитивным предчувствиям интересным образом дополняет реальность, создавая эффект активного присутствия внутри переживания.

Тогда основной задачей психолога, как архитектора дополняемой реальности, будет обучение навыкам расширения «мира мышления» до 4D-формата, включающего и возможность коммуникации с «мирами ощущений, чувств-эмоций и интуиций». Помните, в фильме Джэймса Кэмерона «Аватар»: сначала был первый опыт соединения героя с телесностью разумных существ на`ви с планеты Пандора в звездной системе Альфы Центавра, затем постепенное освоение и интеграция новых навыков.

Психолог как архитектор дополнения реальности

Понятие «Телос», термин древнегреческой философии, выражает разумную и духовную цель, которой подчинены и внутренняя деятельность сознания и скрытый разум развития истории в полноте разворачивания действительности. В Телосе, (в «Обожении») происходит слияние материальности физиологии и духовного, соединение всех энергий человека с благостью, происходит интеграция телесного и духовного. И в серединке этого процесса наши чувства и эмоции высвечивают каждую ступеньку бытийной реальности.

Пора от высоких слов перейти к практике чувствования. Сделаем это в формате процессуального подхода Арнольда Минделла.  Он выделяет 8 каналов взаимодействия с реальностью: зрение (образы), ощущение (проприоцепция), слух, движение (кинестетика), отношения (переживание чувств, связанных с другими людьми), мировой канал, духовный канал, канал сути.  Развитие умения осознанно переходить с одного канала на другой как раз и формирует навыки расширения привычной реальности.

Упражнение «Соединение с ресурсом Телоса».

1) Опишите свое эмоциональное состояние словами (2 – 3 предложения).

2) На шкале с делениями от 1 до 10 поставьте балльную оценку своему настроению. И поставьте балл для желаемого уровня.

3) Представьте свое эмоциональное состояние в виде зрительного пространственного образа, например, ландшафта, пейзажа, дизайна. Расскажите о возникшем образе.

4) Какие телесные ощущения возникают в связи с этим образом? Напряжение/расслабление, поза, паттерн дыхания, интонация голоса, возможно запахи, внутренние проприоцепции – мурашки, тепло, холод, дискомфорт/комфорт. Да, не удивляйтесь эмоция может иметь запах.

5) Добавим в эту картинку звуки. Словно кто-то включил громкость. Шумы, фоновое звучание, голоса. Бывает, что слышно пение птиц или чье-то бу-бу-бу, или даже отчетливые слова и диалоги. Поделитесь тем, что услышали, осознайте звуки своего настроения.

6) Переходим в канал движения. Можно почувствовать микро-импульсы движения непосредственно в теле. Словно хочется начать движение. Наблюдайте свои импульсы. Опишите их. Очень медленно дайте импульсу своего движения развернуться. Отдайтесь этому процессу.

7) Канал отношений проявляется в развитии сюжета внутри просматриваемого фильма (взаимоотношение персонажей). Какими чувствами окрашен сюжет, комфортно ли вам? Возможно проявится несколько вариантов развития сюжета. Посмотрите несколько сценариев – ответов на вопрос: «как еще может быть?»

8) Мировой канал апеллирует ко множеству сценариев в похожих ситуациях. Обозначьте хотя бы несколько.

9) Посмотрите на сюжет сквозь призму культуры, этики, духовности. Вспомните цитату Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». Дополните сюжет своего эмоционального переживания красками очарования, чуда, грации, поэзии, благополучия и здоровья. Позвольте наполниться всем этим своему телу. Соединитесь с ресурсом Телоса.

10) Канал сути. Теперь проявлена сердцевина. Тут случаются инсайты. Внимательно отнеситесь к этой информации. В глубине своей сути мы знаем, что это так, что это истина. Строки М.Ю. Лермонтова из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» истинным светом олицетворяют это переживание:

                             Тогда смиряется души моей тревога,         

                            Тогда расходятся морщины на челе, –     

                           И счастье я могу постигнуть на земле,   

                                     И в небесах я вижу Бога… 

11) Перейдите в канал телесных ощущений. Медленно наблюдайте свое дыхание, свои физические ощущения, свое психоэмоциональное состояние на фоне этого переживания. Не спешите. Пусть процесс развернется в своем темпе.

12) Постепенно можно перестроиться на канал движения для соединения возвышенных проявлений реальности с привычными.

13) Возможно понадобится несколько итераций смены канала восприятия.

14) Перейдите в канал образов. Как теперь выглядит дизайн вашего эмоционального состояния?  Что изменилось?

15) Вернитесь в формат бальных оценок и словесного описания.

16) Поблагодарите себя за проделанную душевную работу.

 

Технология упражнения предполагает постепенное погружение на сутевой уровень, туда где случаются инсайты. Слово инсайт (англ. insight) означает проницательность, проникновение в суть, озарение, понимание, внезапную догадку, прозрение. Это понятие описывает сложные явления, суть которых в неожиданном, часто интуитивном решении. 

Метод телесного инсайта  М.В. Белокуровой  определяет пять уровней инсайта. Здесь подробнее детализирован пятый уровень (5, 6 и 7й пункты):

  1. Интеллектуальный инсайт терапевта, когда терапевт что-то понял, а выводы клиента иные, это интерпретационный инсайт.
  2. Углубленный интеллектуальный инсайт, когда и клиент говорит: «да, я понимаю, что…».
  3. Углубленный инсайт с осознаванием клиентом своей ответственности: «да, я понимаю, что я делаю, что это я делаю, что я, оказывается, делаю вот это…,  и такие могут быть последствия….».
  4. Включается аффективный компонент (слезы, смех, мимика, пантомимика, изменение интонации и паттернов дыхания), появляется доступ к чувствам, но суждения и чувства смешаны, недифференцированы. Это начало доступа человека к самому себе, к своим истинным и интимным чувствам, к своим потребностям. Человеку наконец становится комфортнее. Эмпатия, сопереживание сопровождают этот уровень инсайта.
  5. Актвизируется система внутреннего распознавания, оценки, соответствия интуитивно открывшейся (всплывшей) информации (в том числе телесной, чувственной, эмоциональной, когнитивной, экзистенциальной) субъективному ощущению (именно телесному ощущению) благополучия и здоровья на био-психо-ментально-социо-культурно-духовном уровнях. Назовем этот уровень инсайта интуитивным.
  6. Переживание конкретизируется в образах, звуках, цвете, запахах, возникает ощущение ясности и прозрачности, это пиковое, вершинное переживание, переживание любви и счастья, связанное с ощущениями принятия жизни, полноты существования, пониманием «абсолютной истины» и единства всех вещей (А. Маслоу). Эмпирический (объективный) статус таких конструкций неясен, но субъективный статус можно ощутить через опыт непосредственного телесного реагирования. Приходит понимание как знание изнутри, это собственное имплицитное знание, включение собственного опыта с полным осознаваемым проживанием себя в чувствах, эмоциях, фантазиях, ощущениях, мыслях, в образах и картинах, звуках, объемно, отождествление с самим собой. Этот уровень инсайта назовем – проживание, для него важно дать время.
  7. Теперь знание может быть названо словом (кратким словосочетанием – емкой метафорой, стихотворной строкой), выражено словом, словом включающим смысл этого знания для конкретного человека; переживание, названное (опосредованное) словом-метафорой, словом-символом может изменить мировосприятие. Например: первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет) – «в начале было Слово», начинает восприниматься буквально, включая в себя и множество вариантов интерпретаций, и множество вариантов перевода, и разные уровни смысла. Этот уровень инсайта вызывает резонанс всей системы человека, когда человек на какое-то мгновение (1 – 2 минуты) становится Телосом.

Каждый уровень инсайта приводит к той или иной трансформации.  Для одного человека важно чтобы его поняли или что-то понять самому, другому – отреагировать незакрытые гештальты, кому-то важно увидеть, что жить можно и по-другому, а не только так как привык.  Но собственное имплицитное знание, подтвержденное телесным, чувственным, эмоционально насыщенным вершинным переживанием, в разы увеличивает шанс изменить модель функционирования человека на зрелую и благополучную.  Это возможность представить, ощутить, прожить не то чего не может быть, не иллюзию и нереальность,  а то, что человек всегда где-то в глубине себя знает, но почему-то «забыл», и вот вспомнил и это настолько важно, что теперь – это и есть суть него самого.

Завершая статью, считаю необходимым добавить: чтобы процессы соединения с ресурсами Телоса и практики дополнения реальнсти проходили экологично и безопасно для начала рекомендуется квалифицированное сопровождение психолога – «архитектора дополнения реальности».




[1] Юнг К.Г. «Тэвистокские лекции», 1935, с. 7-8, http://www.koob.ru/jung/tavistokskye_lectures

Автор: Светлана Двуреченская

https://www.facebook.com/profile.php?id=100007570753837
https://vk.com/id152939041



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживание как процесс формирования реальности
  • «Придите в чувства» - о том, как работает канал чувств
  • Как сбываются мечты, когда мы стремимся быть собой: от внутреннего импульса до реальности
  • Управление эмоциями или хочу быть в реальности!
  • Чувство реальности как залог психического здоровья
  • Сила метода Технология Осознания Реальности или что дает осознание реальности
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Процесс «Осознание консенсусной реальности»
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Как быстро определить канал восприятия?
  • Реальности бытия Человека.
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Вы можете жить только в своей собственной реальности, все другие заняты
  • Агрессия, отношения и индивидуальное чувство реальности жизни.
  • Реальности, в которых мы живем или Модели мира
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Время и пространство как основа привычной для нас реальности
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Быть в реальности
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Каждый из нас живет в своей реальности
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Понимание организма человека как единства психического и телесного
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь