Я не очень люблю покупать товары по Интернет.
Чтобы точно понять, подходит ли мне та или иная вещь и готов ли я заплатить за неё установленную цену, мне нужно прикоснуться к ней, взять её в руки, покрутить-повертеть, попробовать и так, и сяк, и даже «на зуб», если возможно. :)
Одним словом – поосязать.
Фотографии, описания, равно как и отзывы уже купивших этот товар не могут заменить мне непосредственный контакт.
Когда клиент приходит ко мне на приём, мы говорим с ним, в общем-то, о чём-то неосязаемом: о его трудностях, проблемах, чувствах и переживаниях по поводу них.
Их нельзя взять в руки.
Нельзя ли?..
В статье «Место для себя в суете сует» я делюсь личным опытом использования метода фокусирования Юджина Джендлина, созданного как раз для того, чтобы было легче работать с психологическими трудностями и проблемами через их непосредственное осязание в собственном теле.
Первым шагом в фокусировании выступает так называемая «расчистка».
А вторым – формирование в теле осязаемого чувства проблемы.
Что же такое, собственно говоря, осязаемое чувство проблемы?
Джендлин пишет о том, что это неясное телесное ощущение проблемы, если подумать о ней в целом (воспринимать её как нечто целое).
Он сравнивает это ощущение с тем, которое возникает при мысли, например, о конкретном человеке в целом: «Когда я рядом с этим человеком, у меня от него в целом такое ощущение, словно…», «Я его в целом ощущаю как…» и т.п.
Довольно часто трудно даже подобрать слова, но оно, это ощущение, есть.
Также и с осязаемым чувством проблемы.
Для поиска осязаемого чувства Джендлин предлагает на втором шаге задаться вопросом: «Как я чувствую эту проблему, как ощущаю её в своём теле в целом?».
При этом он отмечает, что не следует торопиться ответить на него словами.
Лучше дать себе больше времени (обычно минуту или несколько), помолчать, чутко прислушиваясь к телу, подождать ответа.
Это нелегко - просто ждать ответа.
Тут же в голову лезут разные мысли, объяснения, предположения и много чего ещё.
Эти «помехи» можно отмечать для себя и мягко останавливать, возвращаясь к слушанию своего тела.
В своём опыте на втором шаге я заметил, что если я задаю вопрос телу, относясь к нему словно к отдельному от меня человеку (моему другу, например), то мне легче выдерживать необходимую паузу и ожидать ответа от него.
Как в диалоге: ты спрашиваешь у человека и ожидаешь ответа.
Удивительно, но ответ неожиданным образом приходит!
Возникает в теле нечто смутное… Но оно точно ощущается.
И словно взявшееся из ниоткуда.
Далее у Джендлина описаны следующие шаги, способствующие прояснению осязаемого чувства и установлению продуктивного диалога с ним.
О них я расскажу в следующих статьях.
В заключении хочу сказать о том, в чём для меня смысл обращения к фокусированию на осязаемом чувстве трудности или проблемы.
Лично мне этот метод помогает, во-первых, отделить себя от проблемы, воспринять её более объёмно, с разных ракурсов, увидеть то, чего я, может быть, раньше не видел.
Простой пример: если шар поднести ближе к глазам, то увидишь его только как круг, а если совсем близко – совсем не увидишь (будет темнота, заслоняющая всё).
А во-вторых, давно признано, что тело человека связано с его психической жизнью (психосоматика).
Джендлин утверждает, что тело содержит гораздо больше информации о проблемах человека, чем его сознание.
Было бы не разумно не использовать этот кладезь знаний.
И, в-третьих, (вы помните) я люблю всё потрогать своими собственными руками! :)))
З.Ы. Продолжение здесь