Кажется, это из разных произведений и вовсе не об отношениях родителей к своим детям, но смысл очень подходящий.
Подходит к описанию ситуации с призывами множества статей детских психологов и просто заботливых родителей, уважать (для начала, хотя бы своего, родного) ребенка.
Сегодня я, как семейный психолог, хочу напомнить о важности и ценности детского мира, о необходимости учитывать индивидуальный темп развития и движения ребенка, и не только (и совсем не обязательно) проявлять терпение, а планировать свое время с их учетом. Поверьте, это обязательно скажется самым благоприятным образом на отношениях всех членов семьи! Ниже я расскажу КАК этого достичь.
А пока пример из жизни. Центр детского творчества, суббота. Ребенок лет 7 увлеченно играет один в специально отведенном пространстве для тех, кто только еще ждет начала занятия или уже отзанимался. Рядом, за стойкой, работает администратор, на диванчике я спокойно пью кофе в ожидании своего мастера робототехники. Мальчик что-то строит, озвучивает героев и комментирует происходящее. Он полон творческой энергии и радостного настроения. Волны его увлеченности электролизуют пространство и мне хочется, если не поучаствовать, то хотя бы посмотреть и послушать, что же за история разворачивается на соседнем диване...
И вдруг приходит мама, о чем мы с мальчиком узнаем от администратора.
Первое что меня сильно удивило, это стон огорчения и разочарования, который издал ребенок. (Конечно, если бы я, как и мальчик, заранее знала, что последует дальше, возможно застонала бы вместе с ним.) Второе, что меня удивило, это мамины слова. Вместо: "Привет, малыш, или дорогой, или имя-как-его-зовут!" она крикнула (так как диванчики спрятались за углом от входа): "Сын, ты еще не готов? Как так? Давай скорее!". "Что, мы опять опаздываем?" - удрученно спросил ребенок. "Конечно!" - ответила мама так, будто это само собой разумеется. "Тогда я не буду убирать," - ответил сын. "Оставь все! Поторопись!" И мальчик побежал, оставив целую гору игрушек на "радость" администратору. После чего мама еще несколько раз повторила: "Быстрее!" и, как я заметила краем глаза, стала сама одевать своего уже вполне большого и самостоятельного мальчика.
Я не стану разбирать здесь, что, на мой взгляд, мама этого мальчика сделала "не так". На ошибках редко, кто учится. Я лучше напишу, как сделать "так", чтобы и самой не нервничать, и ребенка не травмировать.
1. Добавляйте в свои планы время необходимое для одевания и сборов ребенка. Поверьте, мир в доме, хорошее настроение ребенка и Ваши нервы стоят дороже, чем потраченное время.
2. Если Вы регулярно опаздываете, то хороший тренинг по тайм - менеджменту (управление временем, по-русски), Вам в помощь. При желании, Вы сможете научиться правильно планировать свои дела, распределять нагрузку, учитывать различные обстоятельства и адекватно реагировать на изменение ситуации.
3. Если Вы все же опаздываете и хотите, чтобы ребенок ждал Вас уже готовый к выходу (замечу, что в данном случае речь о ребенке 7 лет, который явно в состоянии одеться самостоятельно), позвоните ему и предупредите минут за 5-10, что ему пора собираться. Если у Вашего ребенка еще нет мобильного или он, на Ваш взгляд, слишком мал, чтобы одеться (а обычно дети с 3х лет уже способны почти полностью осилить этот процесс), позвоните администратору центра с просьбой помочь Вашему ребенку собраться.
4. Если Вы опаздали на работу или важную встречу, Вы наверняка принесете свои извинения за доставленные неудобства. Сделайте тоже самое, если Вы опаздали на встречу к собственному ребенку. Поверьте, на Вашем примере малыш гораздо быстрее научится вежливости. И поблагодарите его за ожидание (ведь, несмотря на то, что у него нет выбора, это не означает, что он обязан Вас ждать). Вот увидите, как он обрадуется, что Вы замечаете и цените то, что он для Вас делает. Благодаря этому у него не останется обиды, а в следующий раз Вас будут встречать радостные глаза и улыбка.
5. Когда Вы встречаете своего ребенка после занятия, хорошо бы поинтересоваться, как оно прошло. Так Вы научите его лучше понимать, что он получает в результате своих действий.
Обычно детям трудно отвечать на общие вопросы, так что конкретизируйте. - Что нового ты сегодня узнал? - Что тебе больше всего понравилось? - С какими трудностями ты столкнулся? / Что было трудным? - Что оказалось самым интересным?
Научив ребенка описывать результат, Вы поможете ему в формировании умения выражать свои мысли, в развитии речи и логического мышления.
6. Если Вы хотите приучить своего ребенка соблюдать порядок в вещах, то сделайте это непреклонным правилом. В крайнем случае, хорошо бы спросить хозяев - в данном случае администратора - можно ли их оставить. Исходя из ответа, либо оставить (раз в центре действуют правила, отличные от Ваших домашних требований), либо помочь ребенку убрать (коль срочно нужно бежать и нет времени ждать, пока он справится сам). Помните, что ребенку едва ли понятна разница в том, почему дома игрушки надо убирать, а в детском центре нет. Так что от постоянства Ваших требований зависит, научится ли малыш соблюдать порядок.
7. Ну и последнее (по списку, но не последнее по значимости), о чем я хочу сегодня напомнить - это важность развития самостоятельности у детей, начиная с трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте ребенок остро ощущает потребность отделиться от мамы и проявить свои способности. Потратив в дошкольном возрасте время на ожидания, Вы позволите ребенку сформировать необходимые навыки самообслуживания и с возрастом его ловкость и скорость будут расти. Однако постоянная помощь может вызвать обратный эффект. Поэтому, дорогие родители, не стоит делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам! Даже несмотря на вашу уверенность, что вы сделаете это быстрее и лучше.
Если говорить о верхней одежде, то трехлетка в состоянии сам одеть шапку, штаны и варежки, и даже засунуть ноги в сапоги. А уж семилетний ребенок может полностью обойтись без помощи взрослого в процессе одевания.
Итак, подведем итоги:
Учитывая индивидуальный темп своего ребенка и проявляя интерес к его настроению, Вы покажете, что малыш и его внутренний мир значим и интересен для вас, что он личность.
Тем самым Вы будете способствовать развитию его самоуважения и воспитывать в нем уважительное отношение к близким, к своей семье в первую очередь. (Разве не это мечта большинства родителей?)
Также, проявление интереса к делам своего ребенка с раннего детства, позволит Вам всегда быть в курсе событий его жизни, а не просто слышать формальное "хорошо" в ответ на свой вопрос: "Как дела?"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.