И самой не нервничать, и ребенка не травмировать.

Уж сколько раз твердили миру...
А воз и ныне там.

Кажется, это из разных произведений и вовсе не об отношениях родителей к своим детям, но смысл очень подходящий.

Подходит к описанию ситуации с призывами множества статей детских психологов и просто заботливых родителей, уважать (для начала, хотя бы своего, родного) ребенка.

Сегодня я, как семейный психолог, хочу напомнить о важности и ценности детского мира, о необходимости учитывать индивидуальный темп развития и движения ребенка, и не только (и совсем не обязательно) проявлять терпение, а планировать свое время с их учетом. Поверьте, это обязательно скажется самым благоприятным образом на отношениях всех членов семьи!
Ниже я расскажу КАК этого достичь.

А пока пример из жизни.
Центр детского творчества, суббота. Ребенок лет 7 увлеченно играет один в специально отведенном пространстве для тех, кто  только еще ждет начала занятия или уже отзанимался. Рядом, за стойкой, работает администратор, на диванчике я спокойно пью кофе в ожидании своего мастера робототехники.
Мальчик что-то строит, озвучивает героев и комментирует происходящее. Он полон творческой энергии и радостного настроения. Волны его увлеченности электролизуют пространство и мне хочется, если не поучаствовать, то хотя бы посмотреть и послушать, что же за история разворачивается на соседнем диване...

И вдруг приходит мама, о чем мы с мальчиком узнаем от администратора.

Первое что меня сильно удивило, это стон огорчения и разочарования, который издал ребенок. (Конечно, если бы я, как и мальчик, заранее знала, что последует дальше, возможно застонала бы вместе с ним.)
Второе, что меня удивило, это мамины слова.
Вместо: "Привет, малыш, или дорогой, или имя-как-его-зовут!" она крикнула (так как диванчики спрятались за углом от входа): "Сын, ты еще не готов? Как так? Давай скорее!".
"Что, мы опять опаздываем?" - удрученно спросил ребенок.
"Конечно!" - ответила мама так, будто это само собой разумеется.
"Тогда я не буду убирать," - ответил сын.
"Оставь все! Поторопись!"
И мальчик побежал, оставив целую гору игрушек на "радость" администратору.
После чего мама еще несколько раз повторила: "Быстрее!" и, как я заметила краем глаза, стала сама одевать своего уже вполне большого и самостоятельного мальчика.

Я не стану разбирать здесь, что, на мой взгляд, мама этого мальчика сделала "не так". На ошибках редко, кто учится.
Я лучше напишу, как сделать "так", чтобы и самой не нервничать, и ребенка не травмировать.

1. Добавляйте в свои планы время необходимое для одевания и сборов ребенка. Поверьте, мир в доме, хорошее настроение ребенка и Ваши нервы стоят дороже, чем потраченное время. 

2. Если Вы регулярно опаздываете, то хороший тренинг по тайм - менеджменту (управление временем, по-русски), Вам в помощь. При желании, Вы сможете научиться правильно планировать свои дела, распределять нагрузку, учитывать различные обстоятельства и адекватно реагировать на изменение ситуации.

3. Если Вы все же опаздываете и хотите, чтобы ребенок ждал Вас уже готовый к выходу (замечу, что в данном случае речь о ребенке 7 лет, который явно в состоянии одеться самостоятельно), позвоните ему и предупредите минут за 5-10, что ему пора собираться.
Если у Вашего ребенка еще нет мобильного или он, на Ваш взгляд, слишком мал, чтобы одеться (а обычно дети с 3х лет уже способны почти полностью осилить этот процесс), позвоните администратору центра с просьбой помочь Вашему ребенку собраться.

4. Если Вы опаздали на работу или важную встречу, Вы наверняка принесете свои извинения за доставленные неудобства. Сделайте тоже самое, если Вы опаздали на встречу к собственному ребенку. Поверьте, на Вашем примере малыш гораздо быстрее научится вежливости. 
И поблагодарите его за ожидание (ведь, несмотря на то, что у него нет выбора, это не означает, что он обязан Вас ждать). Вот увидите, как он обрадуется, что Вы замечаете и цените то, что он для Вас делает. Благодаря этому у него не останется обиды, а в следующий раз Вас будут встречать радостные глаза и улыбка. 

5. Когда Вы встречаете своего ребенка после занятия, хорошо бы поинтересоваться, как оно прошло. Так Вы научите его лучше понимать, что он получает в результате своих действий.

Обычно детям трудно отвечать на общие вопросы, так что конкретизируйте.
- Что нового ты сегодня узнал?
- Что тебе больше всего понравилось?
- С какими трудностями ты столкнулся? / Что было трудным?
- Что оказалось самым интересным?

Научив ребенка описывать результат, Вы поможете ему в формировании умения выражать свои мысли, в развитии речи и логического мышления.

6. Если Вы хотите приучить своего ребенка соблюдать порядок в вещах, то сделайте это непреклонным правилом. 
В крайнем случае, хорошо бы спросить хозяев - в данном случае администратора - можно ли их оставить. Исходя из ответа, либо оставить (раз в центре действуют правила, отличные от Ваших домашних требований), либо помочь ребенку убрать (коль срочно нужно бежать и нет времени ждать, пока он справится сам). 
Помните, что ребенку едва ли понятна разница в том, почему дома игрушки надо убирать, а в детском центре нет. Так что от постоянства Ваших требований зависит, научится ли малыш соблюдать порядок.

7. Ну и последнее (по списку, но не последнее по значимости), о чем я хочу сегодня напомнить - это важность развития самостоятельности у детей, начиная с трехлетнего возраста.
Именно в этом возрасте ребенок остро ощущает потребность отделиться от мамы и проявить свои способности.
Потратив в дошкольном возрасте время на ожидания, Вы позволите ребенку сформировать необходимые навыки самообслуживания и с возрастом его ловкость и скорость будут расти. Однако постоянная помощь может вызвать обратный эффект.
Поэтому, дорогие родители, не стоит делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам! Даже несмотря на вашу уверенность, что вы сделаете это быстрее и лучше.

Если говорить о верхней одежде, то трехлетка в состоянии сам одеть шапку, штаны и варежки, и даже засунуть ноги в сапоги. А уж семилетний ребенок может полностью обойтись без помощи взрослого в процессе одевания.

Итак, подведем итоги:

Учитывая индивидуальный темп своего ребенка и проявляя интерес к его настроению, Вы покажете, что малыш и его внутренний мир значим и интересен для вас, что он личность.

Тем самым Вы будете способствовать развитию его самоуважения и воспитывать в нем уважительное отношение к близким, к своей семье в первую очередь. (Разве не это мечта большинства родителей?)

Также, проявление интереса к делам своего ребенка с раннего детства, позволит Вам всегда быть в курсе событий его жизни, а не просто слышать формальное "хорошо" в ответ на свой вопрос: "Как дела?"



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Педагогическое консультирование или "Кого вы растите из своего ребенка?"
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Я ненавижу своего ребенка.."
  • "Я не люблю своего ребенка"
  • "я не люблю своего ребенка"
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь