|
Алгоритм работы с заиканиемАвтор статьи: Татьяна Силаева
Алгоритм работы с заиканием В своих предыдущих статьях Заиканье, как не позволение себе быть - я писала подробнее о типах заикания, причинах, следствиях, психотерапии. Заикание, если оно не врожденное и не носит причину органического характера или когнитивных изменений - тогда психолог может смело работать. С чем работать? Прежде всего с причиной, кроющейся под тревожным состоянием. То есть - восстанавливаем физиологическое внутреннее равновесие (состояние организма). Попутно поднимаем самооценку и уверенность - приводим в норму эмоционально-чувственный аспект. Даем право жить и быть здесь и сейчас - вернее, помогаем пациенту (как правило - это ребенок) - его право на "быть с заиканием". Подчеркиваем положительные моменты - "Он делает лучше меня это, зато я лучше умею............", "Я заикаюсь и это помогает мне больше думать, выигрывать время для желаемых для меня ответов...быть чаще с собой любимым..." Подчеркиваем положительные качества характера ребенка - прописывает свои плюсы и минусы-которые переводит в плюсы. Обьясняем доступно о его частях - персоне, тени и здорового Эго - просто понимание, почему взрослые меняются....плюсы и минусы этих состояний Учим замечать хорошее и опираться на это. Учим замечать тех, кому хуже и помогать им в этом. Обязательно даем дыхательные и телесные упражнения на снижение тревоги и свободное течение энергии в теле. Сказко-терапия на заказ будущей мечты, как опора на свои собственные возможности в образном мышлении. И т.д. и т.п., в каждом случае индивидуально. Однако, существует общий алгоритм. Я его придерживаюсь всегда (не 1 только раз). АЛГОРИТМ при работе с заиканием (не врожденным) Работаем вместе с родителем ребенка 1. Выясняем причину стресса - клиент знает точно, только догадывается, не знает. 2. Последствия испуга - запинание или заикание (глубже, сложнее). 3. Направляем к неврологу ....направление на снимок головного мозга дает он же. 4. Узнаем, что нет (не было) органических, механических и психических нарушений и повреждений. 5. Клиент - наш - причина психологическая - начинаем работать. 6. Заикание - как внешнее проявление организма защищает от чегото ребенка - от более худшего. В чем скрытая выгода. Исследуем... 7. Что положительного дало ему его заикание, чего не было раньше? Все! записываем...ищем...выискиваем-вынюхиваем - потому как он будет упираться...отказываться...отнекиваться - вместе с родителями. 8. Что отрицательного? 9. Как это отрицательное можно избежать_ - мотивация для замены поведения. 10. Как можно получить все положительное, что дало заикание-запинание? 11. Как это можно получить другими способами? перечисляем способы... 12. Представь, что заикания нет. 13. Как изменится тогда твоя жизнь 14. И жизнь твоих родителей 15. И братьев-сестер-одноклассников? 16. Как это тебе? 17. Ты готов? говорить свободно? попробуй спой что-нибудь (опыт свободного пения сверхважен) - как вера в свои возможности 18. Представь теперь, что ты продолжаешь какое-то время заикаться! 19. Как это тебе? 20. Какие чувства? испытываешь? 21. Дай себе право говорить и без заикания и иногда с заиканием - он повторяет за вами "Я даю себе право...." 22. Дай себе право просто быть! Жить! Самим собой! 23. Дай себе право использовать заикание как свою силу - а не как свою слабость! 24. Как умение быть уникальным! 25. Как нахождение в позиции наблюдателя! за другими - пока они говорят! 26. Потому что говорящему трудно наблюдать! 27. Потому что Молчание - золото! - об этих простых вещах забывают чаще всего... Поведенчески - научить родителей и ребенка правильно говорить до сведения значимых людей в значимых ситуациях уникальность ребенка. Например - учителям в школе - просить ждать, не торопить ребенка, говорить с ним медленно и членораздельно -четко. Если ребенок молчит - не стыдить его, а подбадривать тем, что он пользуется своей внутренней речью. Оказывать всяческую поддержку среди невоспитанных сверстников. Методы, которые можно применять в ходе общей структуры работы - я описала выше. Конечно - это не все, а ориентир. В кждом случае -все индивидуально и зависит от возраста, семьи, мотивации и др. моментах Желаю коллегам удачи. Рада, если пригодится мой опыт. Вперед, друзья - наша помошь оказывает весьма положительный эффект. Проверено! автор статьи Медпсиолог Татьяна Силаева Интернет-курсы для специалистов 1. Работа клинического психолога в поликлинике-заключения, контракты, отчет 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолога-медиатора". КЕЙС конфликтолога
для клиентов 1. Интернет-курс по избавлению от страхов и обретению уверенности 2. О том, как предупредить конфликты..... ....и сделать из "лимона - Лимонад" 4. Достижение цели (в т.ч. спортсменами) и осуществление мечты (от 10 до 120 лет) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|