|
Я пришла в психологию под ручку с арттерапией и что из этого вышло.Автор статьи: Князькина Лариса Федоровна
Вы когда - нибудь задумывались о том, что подумает случайный человек, заглянувший в кабинет психолога во время сессии арттерапии, когда клиенты совместно со специалистом разрисовывают камни, лепят из глины или пластилина, играют в куклы, вырезают картинки из журнала, или строят песочные замки? Иной усмехнется, другой подумает, а где граница между творчеством и психологией, третий, возможно, вообще не воспримет психологию за серьезную науку и решит, что через такой подход невозможно решить важную проблему или приблизиться к ее решению и больше никогда не ступит на порог психолога. А ведь верно, зачем творчество необходимо психологии? В чем смысл творческой деятельности, чем она способна помочь страдающему человеку, подростку, имеющему сложности с поведением, родителю и ребенку, которые не могут найти общий язык, человеку в горе или разводящейся семейной паре? В чем роль творчества в нашей жизни? Пока я была далека от психологии, все действа представлялись мне кушеткой и психотерапевтом, обязательно чем-то сходным с самим Фрейдом, серьезным мужчиной в очках и академическим словарным запасом, который подобно мудрой старушки упорядочивает наши фантазии, мысли, сновидения, конфликты в мягкий шерстяной клубок, запутанный ранее нами же самими, как непутевыми игручими котятами. Теперь психология представляется уже гораздо шире психоаналитической теории Фрейда. Клиент-центрированная, поведенеческая психотерапия позволяет вместить в себя арттерапию как один из важных инструментов работы с клиентом. Мне симпатичны слова Р. Роллана, который утверждал, что творить — новую ли плоть или духовные ценности — значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. А Ф.Ницше подтверждал: Творчество! Лишь оно способно уберечь от мук и сделать жизнь легче!" Моя непосредственная встреча с психологией случилась практически год назад. Случилась встреча. Встреча уже не в стенах университета, а в стенах конкретного детского дома, где знания материала учебников и успешная сдача зачетов и экзаменов не имела никакого смысла, здесь все было иначе. Как говорили солдаты: тренировка в учебке - пустое, по сравнению с боевыми действиями, ведь именно только там и учишься находить способы, чтобы выжить и принести пользу своей стране. И откровенно говоря, большим подспорьем в моей работе являлось и является именно арттерапия, в разнообразных ее проявлениях: работа с песком, проигрывание ситуаций куклами, рисование, разукрашивание мандалы, камнетерапия, сказкотерапия. Именно с занятий артерапией я начала знакомство со своими детьми. Которые с трудом шли на прямой контакт при беседе, но когда их руки были заняты разукрашиванием или созданием изделия из глины наши разговоры становились теплее и глубже. Такое знакомство с помощью артметода я старалась делать в очень маленьких группах или индивидуально, постепенно познавая каждого воспитанника, знакомилась с историей его жизни, его переживаниями и проблемами. Творчество позволило мне приблизиться к душам воспитанников, которые с трудом доверяли взрослым, поскольку неоднократно были ими преданы и притронуться к самому сокровенному - вере и мечте. Одним из первых атрибутов, которые появились в кабинете, это была рукодельная песочница. Она сразу заинтересовала всех воспитанников, даже (на мое удивление) выпускников. Каждая новая игрушка для малышей вызывала восторг, некоторые ребята начали даже помогать пополнять атрибутами песочницу - бусинами, искусственными цветами, игрушками из киндер сюрприза. Большой ажиотаж среди всех воспитанников вызвала коллекция динозавров и разнообразных животных. А набор солдатиков и военной техники, привезенной из далекого Петербурга, для старших ребят стало одним из самых любимых занятий - проигрыванивае в песочнице разнообразных военных действий, сражения добрых и злых животных, сражение человечества с жестоким миром динозавров, возведение ферм и охрана их от внешней опасности. Каких только историй не было разыграно в песочнице, в ней были, и инопланетяне, и машины времени, и даже боги Олимпа. Если для малышей была важна сама игра и проигрывание травмирующих событий как самостоятельно, так и с помощью психолога, то старшим ребятам была очень интересна интерпретация той картины, которую они создали. И работа по интерпретации, беседы о картине на песке, позволяло мне не только узнавать актуальное состояние ребенка, его тревоги, но и находить ресурсные моменты для его развития и при беседе о созданном подростке действе проводить коррекционную работу. Такая коррекционная работа по сравнению с традиционными беседами, не воспринималась детьми агрессивно, не вызывало защитных реакций. Меня поразило, как легко дети играюче, идут на контакт и прислушиваются к рекомендациям. Вторым интересным моментом в моей практике артработы стало применение мандал. Сначала это было десять распечатанных рисунков простого содержания. Я не думала, что ими заинтересуются подростки. Младшие ребята не проявили особого интереса к мандалам, несмотря на то, что в них были изображены животные, несложные геометрические фигуры, им не хватило терпения их разукрашивать. Но совершенно противоположенное отношение к мандалам возникло у ребят подростков, они требовали все больше рисунков, с определенным содержанием, мелкими геометрическими фигурами, определенными (значимыми для них) симвалами - лев, волк, сова. Некоторые ребята часами могли сидеть за разукрашиванием рисунка, и это притом, что для педагогического коллектива эти воспитанники считались сложными и неуправляемыми. С помощью работы с мандалами они успокаивались, нервные процессы стабилизировались. В результате нескольких месяцев была собрана коллекция мандалы в трех папках. К которым до сих пор воспитанники обращаются. Они выбирают понравившийся им рисунок, ксерокопируют его и работают с копией. Коллекция мандал пополняется до сих пор. Работа с коллажем - это очень интересная тема, о которой можно рассуждать не один десяток страниц. Коллаж увлекает, втягивает не только детей, но и взрослых. Над темой коллажа "Мои мечты - которые обязательно сбудутся" с удовольствием работали и мальчишки, и девочки, и воспитатели. Коллаж "Расскажи нам о себе" увлек ребят 6-8 классов, которые рассказывали с помощью картинок о своих увлечениях, влюбленностях, школьных достижениях и планах на будущее. В Рождество мы создавали "Мое волшебное будущее", где каждый желающий мог создать свой фантастический мир, который мог вмещать все, что не существует в реальном мире: феи, драконы, личные королевства, шикарные автомобили. А работа с природным материалом: камнем, древесиной дает возможность воспитанникам сблизиться с природой. Часто перед непосредственной работой мы с воспитанниками выходили в рощу, поле искали подходящий материал для очередной задумки. Так чем же артзанятие отличается от творческой деятельности? И зачем творчество необходимо психологии? Прежде всего, в психологии не важен конечный результат творчества, никто не будет оценивать красоту сюжета или эстетику создания, здесь важно включенность ребенка, поисковая активность, остальное (развитие креативности, познавательных способностей, развитие моторики рук - не первостепенно). В арттерапии у ребенка нет страха оценки и осуждения его работы. Все работы хороши, каждый видит мир по-разному, в этом и оригинальность и неповторимость каждого человека. В нашем кабинете есть правило: "Здесь никто никого не осуждает". Отдельно хочется отметить важность поисковой активности, это основа основ познания мира, обучения, успешной адаптации, профессионального определения, становления успешной личности. Арттерапия позволяет ребенку формировать поисковую активность через многочисленные пробы, работу на ощупь, неосуждение, бесшаблонность деятельности, принятие. Еще артзанятия учат детей работать в группе, учат договариваться, конструктивно общаться. Хочется закончить эссе словами Альберта Эйнштейна: "Творчество заразительно. Распространяйте его". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|