|
Дети, ТВ, гаджеты: как не попасть в зависимость?Автор статьи: Дженгурова Людмила Григорьевна
Неотъемлемая часть нашей жизни Техническому прогрессу противостоять невозможно, да и глупо. Польза ТВ 1. Просмотр ТВ — это одна из форм семейного досуга, которая объединяет семью. Совместный просмотр интересной, познавательной передачи или фильма с последующим обсуждением просмотренного, выражением чувств и эмоций помогает членам семьи лучше узнать, понимать друг друга. Дети учатся воспринимать информацию осмысленно, выражать свои мысли, отслеживает чувства и говорить о них. Ребёнок учится вести беседу или дискуссию, высказывает собственную точку зрения и аргументировать её.В рамках семейного круга возникает более тесная эмоциональная связь, общность интересов и ценность семьи как таковой.
2. Телевидение может быть источником дополнительного образования, получения разного рода знаний, опыта, расширения кругозора - в сетке вещания ТВ можно найти достаточное количество познавательных, прикладных программ. А также телевидение легко удовлетворяет культурные и духовные потребности всех членов семьи. Плюсы гаджетов 1. Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно, занимательно, виден сразу результат его действий – малыш одним движением указательного пальца меняет картинку на экране и чувствует себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки. 2. Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень технических знаний. 3. Детей распирает, что они в чём-то превосходят взрослого и это придаёт им чувство значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку. 4. Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире - он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.
6. Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени - как говорится, google вам в помощь! Обратная сторона медали 1. Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствует развитию гиподинамии как у взрослых, так и у ребёнка. Для детей физическая активность необходимое и достаточное условие их гармоничного развития, а постоянное просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому. 2. Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя продуктов ТВ, т. е. он воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций, появляется физическая и умственная леность. 3. Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр могут отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, где он ограждён от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих. Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трёхлетнего дитяти будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких чад, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста. 4. Результаты многочисленных экспериментов американских учённых показали, что "слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации"-зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в интернете?
Иногда предметы технического прогресса могут быть орудием манипуляции в руках взрослых.Например, ребёнок стал плохо кушать или вовсе не хочет есть - родители включают телевизор и он, глядя в экран, съедает весь завтрак (обед, ужин). В дальнейшем это становится привычкой и ребёнок уже не садится кушать без включённого телевизора. Если ему в этом отказывают, он может закатить истерику. Бывает, родители поддаются на детскую манипуляцию (лишь бы не кричал) и тогда привычка кушать перед телевизором у ребёнка будет сформирована. Порой мамы сажают своих детей -дошкольников у телевизора, чтобы можно было успеть приготовить семейный обед (ужин), часто родители включают телевизор своему дитяти, чтобы тот не приставал к ним и дал спокойно поспать. С ребёнком надо заниматься, играть, уделять ему время, но по разным причинам взрослые то ли не хотят, то ли не умеют это делать. Ещё мамы настолько устают от домашней рутины, что им хочется просто отдохнуть от детей. При отсутствии няни, бабушки и занятом муже телевизор и гаджеты приходят на помощь домохозяйкам. Встречаются родители, которые проводят всё свободное время у телевизора или с гаджетами - они по-другому не могут и не знают как ещё можно проводить свой досуг. Рядом с ними у экрана или с планшетами и смартфонами устраиваются их дети - угадайте с трёх раз как они будут проводить своё свободное время, когда вырастут? Дети до подросткового возраста очень восприимчивы к новым технологиям и легко становятся зависимыми от них. Когда родители спохватываются, то обнаруживают, что их подростки уже находятся в плену экранов и мониторов и путь освобождения из этой зависимости будет долгим, сложным и затратным по эмоциям и финансам, а иногда трагичным, увы. . Что делать? Родители вполне могут и должны: 1. Быть прежде всего примером для своих детей с целью формирования у них правильной дистанции в отношении ТВ и гаджетов или объяснять им, что компьютер - ваш рабочий инструмент и вы вынуждены проводить много времени за ним. Ребёнок всё видит и замечает, а поскольку родители - значимыее люди для него, он обязательно будет подражать им. 2. Обсуждать с ребёнком выбор просматриваемого им контента и отметить программы, которые он хочет посмотреть. Более того, можно иногда смотреть программы и сайты вместе с ребёнком - очень информативное, интересное и полезное занятие. После просмотра желательно выключать технику. 3. Предлагать ребёнку альтернативные занятия: прогулки на воздухе, изобразительную деятельность, культурно-развлекательные мероприятия, разнообразные игры, художественное чтение, творческие занятия и рукоделие.
5. Попробовать проводить всей семьёй выходные без гаджетов или один день без просмотра ТВ и потом ввести это в правило семьи. Оговорить и другие возможные правила: отсутствие телевизора в детской комнате, гаджеты оставлять на ночь выключенными и вне спальни, пользоваться гаджетами в присутствии родителей или ограниченное время. 6. Постараться донести до ребёнка разницу между виртуальным миром и реальным. Например, герой игры, которого уже застрелили вдруг встал и пошёл, потому что ему спасли жизнь и у него в запасе ещё 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы заставляете ребёнка думать и относиться критически к тому, что ему предлагает интернет и ТВ. Резюме "Всё есть яд, всё есть лекарство и только доза определяет разницу между ними" - сказал когда-то средневековый врач и философ Парацельс. А ещё раньше древнегреческий философ Демокрит изрёк следующее: "Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным" Дети не могут правильно определить дозировку и не могут похвастаться чувством меры в случае с гаджетами и ТВ, поэтому регулировать дистанцию между своими чадами и предметами технического прогресса должны всё-таки взрослые. Р.S. Дети гуру высоких технологий из Кремнивой долины и того же Стива Джобса -основателя Apple имели временные ( не более 2 часов в день для школьников и ещё значительно меньше для дошкольников-- до 20 -30 мин.), возрастные ( до 14 - 16 лет ограниченное пользование) и пространственные ( дети пользовались и пользуются девайсами только в гостинной и в присутствии родителей,никак ни в спальне и ни в коем случае за обеденным столом) ограничения в пользовании гаджетами.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|