Дети, ТВ, гаджеты: как не попасть в зависимость?


Телевизоры, компьютер, ноутбуки, планшеты, смартфоны – этот продвинутый набор технического прогресса последних десятилетий прочно вошёл в жизнь современной семьи, а значит и в жизнь детей.

Неотъемлемая часть нашей жизни

Техническому прогрессу противостоять невозможно, да и глупо.
Каждая семья устанавливает свои отношения, свои границы, свою дистанцию с телевизором и гаджетами. У этой техники есть свои плюсы и минусы.

Польза ТВ

1. Просмотр ТВ — это одна из форм семейного досуга, которая объединяет семью. Совместный просмотр интересной, познавательной передачи или фильма с последующим обсуждением просмотренного, выражением чувств и эмоций помогает членам семьи лучше узнать, понимать друг друга. Дети учатся воспринимать информацию осмысленно, выражать свои мысли, отслеживает чувства и говорить о них. Ребёнок учится вести беседу или дискуссию, высказывает собственную точку зрения и аргументировать её.В рамках семейного круга возникает более тесная эмоциональная связь, общность интересов и ценность семьи как таковой.

Дети ТВ гаджеты как не попасть в зависимость

 

2. Телевидение может быть источником дополнительного образования, получения разного рода знаний, опыта, расширения кругозора - в сетке вещания ТВ можно найти достаточное количество познавательных, прикладных программ. А также телевидение легко удовлетворяет культурные и духовные потребности всех членов семьи. 

Плюсы  гаджетов

1. Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно, занимательно, виден сразу результат его действий – малыш одним движением указательного пальца меняет картинку на экране и чувствует себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки. 

2. Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень технических знаний. 

3. Детей распирает, что они в чём-то превосходят взрослого и это придаёт им чувство значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку. 

4. Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире - он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.


5. С помощью гаджетов дети легко завязывают новые знакомства, заводят темы для общения в кругу сверстников, всегда на связи с друзьями, родителями. 

6. Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени - как говорится, google вам в помощь!

Обратная сторона медали

1. Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствует развитию гиподинамии как у взрослых, так и у ребёнка. Для детей физическая активность необходимое и достаточное условие их гармоничного развития, а постоянное  просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому.

2. Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя продуктов ТВ, т. е. он воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций, появляется физическая и умственная леность.

 
Дети-дошкольники ещё не обладают навыками фильтрации информации, поскольку эти механизмы у них ещё не сформированы - они впитывают как губка то, что видят на экранах и мониторах. Постоянная смена картинок и безостановочный поток информации через зрительный анализатор затрудняют развитие критического мышления и оценку нюансов происходящего, не оставляют времени для мыслительной деятельности и работы с информацией.  Поэтому родителям с самого начала стоит отслеживать  содержание  просматриваемого репертуара детьми-дошкольниками и в дальнейшем формировать критическое мышление ко всему ЧТО предлагает телевидение и интернет.

3. Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр могут отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, где он ограждён от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих. Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трёхлетнего дитяти будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких чад, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста. 

4. Результаты многочисленных экспериментов американских учённых показали, что "слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации"-зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в интернете?


Посеешь поступок - пожнёшь привычку


Чаще всего взрослые используют телевизор и гаджеты для отвлечения внимания ребёнка от нежелательных действий или негативных эмоций. Например, малыш  плачет, а ему тут же со словами "Ой, смотри что у меня есть!" достают свой смартфон из сумочки. Ребёнок тут же замолчал, увлёкшись новой игрушкой. Если стратегия "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" с ТВ или гаджетами повторяется многократно и без вариаций, то у ребёнка закрепляется стереотипы поведения "поплачу и получу ЧТО хочу" или "эффект конфетки", когда  в качестве утешения ребёнок получит не конфетку, а  гаджет.  

Иногда  предметы технического прогресса могут быть орудием манипуляции в руках взрослых.Например, ребёнок стал плохо кушать или вовсе не хочет есть - родители  включают телевизор и он, глядя в экран, съедает весь завтрак (обед, ужин). В дальнейшем это становится привычкой и ребёнок уже не садится кушать без включённого телевизора. Если ему в этом отказывают, он может закатить истерику. Бывает, родители поддаются на детскую манипуляцию (лишь бы не кричал) и тогда привычка кушать перед телевизором у ребёнка будет сформирована.

Порой мамы сажают своих детей -дошкольников у телевизора, чтобы можно было успеть приготовить семейный обед (ужин), часто родители включают телевизор своему дитяти, чтобы тот не приставал к ним и дал спокойно поспать. С ребёнком надо заниматься, играть, уделять ему время, но по разным причинам  взрослые то ли не хотят, то ли не умеют это делать.

 Ещё мамы настолько устают от домашней рутины, что им хочется просто отдохнуть от детей. При отсутствии няни, бабушки и занятом муже  телевизор и гаджеты приходят на помощь домохозяйкам.

Встречаются родители, которые проводят всё свободное время у телевизора или с гаджетами - они по-другому не могут и не знают как ещё можно проводить свой досуг. Рядом с ними у экрана или с планшетами и смартфонами устраиваются их дети - угадайте с трёх раз как они будут  проводить  своё свободное время, когда вырастут?

 Дети до подросткового возраста очень восприимчивы к новым технологиям и легко становятся зависимыми от них. Когда родители спохватываются, то обнаруживают, что их подростки уже находятся в плену экранов и мониторов и путь освобождения из этой зависимости  будет долгим, сложным и затратным по эмоциям и финансам, а иногда трагичным, увы. .

Что делать?

Родители вполне могут и должны:

1. Быть прежде всего примером для своих детей с целью формирования у них правильной дистанции в отношении ТВ и гаджетов или объяснять им, что компьютер - ваш рабочий инструмент и вы вынуждены проводить много времени за ним. Ребёнок всё видит и замечает, а поскольку родители - значимыее люди для него, он обязательно будет подражать им.  

2. Обсуждать с ребёнком выбор просматриваемого им контента и отметить программы, которые он хочет посмотреть. Более того, можно иногда смотреть программы и сайты вместе с ребёнком - очень информативное, интересное и полезное занятие. После просмотра желательно выключать технику.

3. Предлагать ребёнку альтернативные занятия: прогулки на воздухе, изобразительную деятельность, культурно-развлекательные мероприятия, разнообразные игры, художественное чтение, творческие занятия и рукоделие.


4. Проследить сколько времени семья проводит у телевизора и с гаджетами и сбалансировать это время со временем активного отдыха и досуга.

5. Попробовать проводить всей семьёй выходные без гаджетов или один день без просмотра ТВ и потом ввести это в правило семьи. Оговорить и другие возможные правила: отсутствие телевизора в детской комнате, гаджеты оставлять на ночь выключенными и вне спальни, пользоваться гаджетами в присутствии родителей или ограниченное время.

6. Постараться донести до ребёнка разницу между виртуальным миром и реальным. Например, герой игры, которого уже застрелили вдруг встал и пошёл, потому что ему спасли жизнь и у него в запасе ещё 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы заставляете ребёнка думать и относиться критически к тому, что ему предлагает интернет и ТВ.

Резюме

"Всё есть яд, всё есть лекарство и только доза определяет разницу между ними" - сказал когда-то средневековый врач и философ Парацельс.

А ещё раньше древнегреческий философ Демокрит изрёк следующее: "Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным"

Дети не могут правильно определить дозировку и не могут похвастаться чувством меры в случае с гаджетами и ТВ, поэтому регулировать дистанцию между своими чадами и предметами технического прогресса должны всё-таки взрослые.

Р.S. Дети гуру высоких технологий из Кремнивой долины и того же Стива Джобса -основателя Apple имели временные ( не более 2 часов в день для школьников и ещё значительно меньше для дошкольников-- до 20 -30 мин.), возрастные ( до 14 - 16 лет ограниченное пользование) и пространственные ( дети пользовались и пользуются девайсами только в гостинной и в присутствии родителей,никак ни в спальне и ни в коем случае за обеденным столом) ограничения в пользовании гаджетами.
Как вы думаете почему они ограничивали своих детей от придуманных ими же устройств высоких технологий? 

 



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Родители и взрослые дети. Швабра-целитель, "чудеса" психосоматики.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • "Украденная жизнь" или Родители и дети - кто кого?
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • "Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"
  • "Умные" дети обманывают чаще, послеродовая депрессия отцов, дети и развод и др. новости
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • "Больной" ребёнок и родители на коленях
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Почему дети "выводят" своих родителей?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Почему болеют дети? Дети и "холод" в семье.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Взрослые дети "холодных родителей".
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь