Что же такое разлука?

Автор статьи: 404

Разлука, расставание. Мы часто говорим об этих явлениях, частенько переживаем их, порою страдаем. Что говорит психологическая литература о таком явлении как разлука?

 

Ниже приведен литературный обзор научно-психологических работ, посвященных феномену разлуки.

 

В литературе накоплен достаточный материал по проблеме разлуки между матерью и ребёнком. Классическими считаются работы Дж. Боулби по этой теме (Боулби, 2003, 2006). Изучая привязанность детей к родителям (матерям), выделяя фазы формирования привязанности и влияние депривации на дальнейшее формирование привязанностей в жизни детей, он также рассматривал вариант, разлучения ребенка с матерью при уже сформированной привязанности (Боулби, 2003).

 Согласно  Дж. Боулби и Дж. Робертсону (Robertson, Bowlby 1952), эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют: они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния: они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным, и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае  становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих (Боулби, 2003). 

Коллега Дж. Боулби  М. Эйнсворт выделила три паттерна привязанности к родителям у младенцев: надёжную привязанность, неуверенно избегающую привязанность и неуверенно амбивалентную привязанность. При всей значимости исследований Дж. Боулби и М. Эйнсвортт для выявления закономерностей переживания разлуки, следует отметить, что их выводы основываются лишь на материале детско-родительских отношений. Можно с большой долей вероятности полагать, что у процесса переживания разлуки у взрослых людей с партнёром по любовным отношениям есть свои специфические особенности.

На основе работ Дж. Боулби и М. Эйнсворт некоторые психологи проводят собственные исследования. Так, например, М.В. Яремчук исследует роль эмоциональной стороны в детско-родительских отношениях в построении межличностных отношений любви в старшем подростковом возрасте. Она выделила три типа привязанности в отношениях (аналогичную типам привязанности у Эйнсворт): надежную привязанность к любимому человеку, тревожную привязанность, избегающую привязанность в отношениях (Яремчук, 2005). Тем не менее и в данных исследованиях, направленных на изучение привязанности, не исследован феномен разлуки с партнером.

Психоаналитик Г. Фигдор, описывая реакции детей на развод родителей, указывает, что разлука вызывает разочарование, печаль, страхи (в первую очередь – страх больше никогда не увидеть кого-либо из родителей), а также даже частичную потерю собственной идентификации. Он указывает на то, что значительная часть развития личности детей основывается на идентификации с аспектами личности родителей (Фигдор, 2006). Как пишет Фигдор, разлука не просто делает ребенка в большой степени одиноким, она его буквально «ополовинивает». Также он указывает на то, что многие дети начинают винить себя в разводе родителей (Фигдор, 2006).

Отечественный психолог К.В. Солоед, проводя обзор работ, посвященных разлуке детей с родителями, ссылается на различных авторов, отмечая, что депривация общения с родителями может вызывать различные нарушения эмоциональной и когнитивной сфер. Так, ссылаясь на работы Матейчика и Лангмайера, она указывает, что у воспитанников детских домов имеется отставание в развитии образного мышления. Ссылаясь на А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, она отмечает, что также у подобных детей задерживается переход от наглядно-образного к словесно логическому мышлению. Основываясь на собственных исследованиях, К.В. Солоед также отмечает также ряд нарушений, вызванных депривацией отношений с родителями в детском возрасте, таких, как формирование особых границ тактильной чувствительности и фиксация на собственном теле, снижение инициативности и любопытства и другие (Солоед, 2004). Н.Н. Авдеева, исследуя вопросы материнской привязанности, также уделяет внимание разлуки матерей с детьми (Авдеева, 2006).  Ф.Е.Василюк предлагает объяснение психологических механизмов переживания горя на разных стадиях этого процесса (Василюк, 1991). Он указывает на следующие стадии:  стадию шока или оцепенения; стадию поиска (нереалистичного стремления вернуть утраченное); стадию острого горя, отчаяния, в ходе которой человек испытывает наибольшие страдания; стадию «остаточных толчков» и реорганизации жизни; стадию завершения, на которой образ потерянного человека занимает своё место в продолжающейся жизни (Василюк, 1991).  В.Ю. Сидорова, ссылаясь на Дж. В. Вордена описывает так называемые «четыре задачи горя» при переживании утраты близкого человека (Сидорова, 2001). Данные задачи это – признание факта потери, переживание боли потери, «наладка окружения», где ощущается отсутствие усопшего, построение нового отношения к умершему и продолжение жизни (Сидорова 2001). Однако в данной работе рассматривается утрата не только партнера по любовным отношениям, но в принципе близкого человека. В качестве одной из причин горя может быть и утрата партнера по любовным отношениям, поэтому в ряде случаев переживание разлуки можно рассматривать как разновидность переживания горя. Однако нужно думать, что к этим случаям оно не сводится, и существуют специфические закономерности переживания разлуки с партнёром.

В западной психологии есть ряд исследований, посвященных именно разлуке с партнером. Так, D. A. Sbarra и C. Hazan в своём исследовании доказывают, что понимание таких социальных феноменов как разлука, разделение может быть достигнуто через изучение психофизиологических и нейробиологических процессов. Исследования на животных и людях показали, что, если рассматривать отношения людей как систему, в которой функционирование одной составляющей системы (одного партнера) тесно связано с существованием и физиологическим функционированием другого, то распад данной системы, разлука с партнером приводит к нейробиологическим изменениям (Sbarra, Hazan, 2008). R. Lampard и K. Peggs, в книге «Идентичность и повторные отношения после расставания» («Identity and repartnering after separation»)  проводят обширный обзор литературы и кроме того, на основе проведения качественных интервью исследуют влияние разлуки на построение последующих отношений (Nyman, 2009; Lampard, Peggs, 2007). Megan M. Sweeney опубликовала исследование влияния расставаний на заключение последующих браков, носящее подзаголовок: «Насколько важно то – какой именно из супругов решил уйти?» Она доказывает то, что решение о расставании, принятое одним из супругов, имеет определенное влияние на дальнейшие отношения у этих супругов в их новых браках. Кроме того, она приводит обширные математические выкладки конкретного влияния в конкретных ситуациях принятия решения (Sweeney, 2002). S. Brown, R. Brohn, House и Smith исследуют возможности помогающего рефлексивного поведения (self-reported helping behavior) в качестве буфера, смягчающего негативные переживания, связанный  с утратой супруга. В своём исследовании они не обнаружили доказательств того, что поддержка, оказанная до самого факта утраты (если, например, супруг тяжело болен), помогает смягчить восприятие утраты супруга как стрессогенное и болезненное событие. Однако авторы обнаружили, что оказание поддержки после утраты помогает совладать с депрессией, смягчить негативную и болезненную реакцию на утрату (S. Brown, R. Brown, House, Smith, 2008).

Вышеперечисленные исследования представляют собой очень конкретные исследования конкретных сторон переживания разлуки (часто не изучение переживания, но влияния события – разрыва отношений – на какие-либо стороны дальнейшей жизни человека). Они представляют собой ценный материал для понимания того, как протекает разлука, какое влияние она может оказать на различные стороны жизни человека, какие последствия может вызывать, однако в них процесс переживания разлуки не исследован как целостный феномен.

Нам удалось обнаружить ряд работ зарубежных авторов, которые затрагивает именно процесс переживания разлуки в целом. В. Волкан исследует работу горя и жизнь после утраты близкого человека. В частности он затрагивает вопрос оценки взаимоотношений с потерянным супругом и «освобождения» от этих отношений (Волкан, Зинтл, 2005), анализируя в частности различные реакции людей такие как: «повторное проигрывание отношений в жизни», так называемые «юбилейные реакции» (кризисные реакции родителей по достижении их детьми возраста, в котором родителя постигла утрата) и.т.п. (Волкан, Зинтл, 2005). Те же авторы анализируют реакции детей и взрослых на смерть в семье, анализируя реакции на утрату детьми родителей, родителями супругов, детьми – братьев или сестёр (Волкан, Зинтл, 2003). Данные работы представляют собой по большей части исследования работы горя и переживания феномена утраты без специфического акцента на переживании разлуки с партнером по любовным отношениям.  В работе под названием «Рассуждение о страдании от любви, утратах и бренности», написанной психоаналитиком A. Furlong’ом и  представляющей собой не эмпирическое исследование, а определенные теоретические выкладки автора и анализ собственного клинического опыта, автор анализирует ряд художественных фильмов (главным образом – фантастический фильм «2046») и клинических случаев (своих собственных и своих коллег) (Furlong, 2009). Он рассматривает страдания от любви и хаотичные попытки найти влюблённость как  выражение некоторой травматической скованности эго. Наш предмет – переживание разлуки. До сих пор мы проводили обзор работ, исследующих сам факт разлуки, но нам важен не только факт разлуки, но процесс переживания разлуки.



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Стадии переживания горя, утраты
  • Страх разлуки. Этап взросления.
  • Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены
  • Техника КРАТКОСРОЧНОЙ самопомощи от страха разлуки со значимым человеком.
  • Пять стадий переживания утраты (горя) или путь к принятию. Модель Кюблер-Росс.
  • Динамика переживания при утратах, кризисных ситуациях. Стадии горя.
  • Переживания детей при разводе родителей.
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Танцы» вокруг Точки или первая стадия переживания острого горя
  • Распространенные переживания социофобов: как быть и что делать (часть2) ?
  • Процесс переживания утраты
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Смерть близкого человека. Стадии переживания.
  • Как отличить депрессию от хандры и переживания утраты
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Психотерапия при переживании горя, потери, утраты.
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Привязанность по Джону Боулби
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь