Диагностические и коррекционные техники работы с детской ладошкой

Коррекционные упражнения с использованием собственной ладошки особенно полезны детям, пережившим травматичный опыт: семейные ссоры,  физические травмы, больницу, любой новый опыт или события, которые ребенку трудно выдержать и активно отреагировать. В таких случаях ребенок может переживать резкие эмоциональные скачки, различные страхи, повышенную тревожность, агрессию.

Так же некоторые упражнения я предлагаю родителям в качестве самостоятельных домашних заданий с детьми в целях профилактики. Дети всегда с большим удовольствием выполняют упражнения с ладошками.

Опишу интересные и эффективные, на мой взгляд, которые часто использую в своей практике.

  • Обрисовывание, раскрашивание, отпечатки ладошки (возвращение и укрепление своего «Я»). Эти упражнения я использую в работе с детьми от 3 лет и старше.

- Здесь хороши любые игры с ладошкой: обрисовать и раскрасить, предложенными на выбор материалами (карандаши, краски, фломастеры). Можно предложить вырезать ладошку ножницами, предварительно обрисовав ее на выбранной ребенком цветной бумаге.

Вырезанную ладошку можно превратить в домик и обыграть в песочнице. Пригласить жителей, украсить к домику дорожки и, таким образом, создать целый город или даже мир. И дом-ладошка – это часть мира.

Почти всегда, дети после занятий, хотят забрать домой вырезанные и раскрашенные ими ладошки.

Дополнительную к другим методам диагностику, можно провести по характеру рисунка, дополнительных деталей, нарисованных ребенком по желанию, выбору цветов и материалов для раскрашивания.

 - Отпечатки пальчиковыми красками на бумаге, отпечатки в глине (эти техники             хорошо использовать в комплексной работе при энкопрезе), особый детский восторг я заметила в процессе закапывания и откапывания ладошки в песочнице. Украшение отпечатка ладошки различными материалами (бисер, ленты, природные материалы). А так же различные, совместные с родителем, пальчиковые игры, где может участвовать вся поверхность и тыльные стороны ладоней.

Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Она — олицетворение всего тела ребенка и его самости.

2. Упражнение «Мои хорошие качества» (улучшает контакт с собой, повышает самооценку, активирует внутренние ресурсы).

Это упражнение я применяю в работе с детьми от 4,5-5 лет.

Предлагаю ребенку обвести ладошку карандашом. Если ребенок умеет уже писать, говорю что в центре ладошки нужно написать свое имя. Если сам затрудняется – помогаю. Затем говорю:

- Теперь в каждый пальчик впиши свое хорошее качество. В чем ты молодец?

Есть дети, затрудняющиеся ответить на такой вопрос. Тогда помогаю.

Пример из практики:

- Ты любишь животных?

- Да.

 - А какие люди любят животных? Какие люди заботятся о них? Что можно сказать о таких людях? Какие они?

- Они добрые.

- И ты любишь животных, и тебе тоже нравится заботиться о них. Значит ты какой?

У ребенка светлеет лицо и появляется улыбка:

- Я – добрый!

- Замечательно! На каком пальчике ты напишешь это качество?

- На большом!

Таким образом, мы заполнили каждый пальчик. Хочу отметить, что с каждым новым хорошим качеством ребенок с большей легкостью и  удовольствием находил в себе новые положительные качества уже сам.

В качестве домашнего задания, предлагаю родителю повесить наш результат дома на видное место, стараться каждый день проговаривать вслух хорошие качества ребенка. А так же обрисовать другую ладошку и заполнить новыми качествами.

  • Диагностическое упражнение «Дактилограмма». (1)

Это упражнение рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста и старше.

(определение роли и места ребенка в межличностных отношениях, изучение наиболее значимых людей в его жизни, выявление характера взаимоотношений в семье)

Предлагаю обвести ладошку, приложив к листу бумаги. Затем написать свое имя на одном из пальчиков, а затем имена значимых людей на других пальчиках. Если одной руки недостаточно, обводим вторую.

Интерпретация результата:

Выбирая палец для своего имени, ребенок бессознательно проецирует характер внутрисемейных и межличностных (напр.внутриклассных) отношений. Выбор для «Я» среднего пальца свидетельствует о его комфортных ощущениях в данных группах. Безымянный или указательный – незначительное отклонение от нормы, некоторая неуверенность и дискомфорт, заниженная самооценка. Мизинец или большой палец – явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

Так же по обозначению значимых людей на остальных пальцах можно рассмотреть  не только  разнообразие его коммуникаций, но и степень важности человека для ребенка.

Например, если ребенок школьного возраста обозначает только членов семьи, то это может говорить о том, что он плохо адаптировался в новой для себя среде. И эту информацию необходимо учесть и родителям и педагогам.

Тестирование можно дополнять вопросами:

- Почему ты расположил этих людей именно так?

- Хочется что-нибудь изменить или поменять местами?

- Чтобы ты сделал, если бы этот человек оказался рядом? Чтобы ты при этом почувствовал?

Обращается внимание на то насколько хаотично или последовательно ребенок располагал значимых людей и как часто менял их позиционное расположение.

 1. Источник Е. Быкасова. Арт-терапия, как средство развития социальных навыков. Школьный психолог. 2014г.



Просмотров: 187
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • О всемогущей интуиции или как потереть ладошки и узнать ответ
  • Если я не говорю психологу всей правды о себе, можно ли рассчитывать, что консультации помогут?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь