7 смертных грехов: почему я не люблю себя.

7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ: ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ СЕБЯ


      Фрицу Перлзу-создателю гештальт-подхода в психотерапии принадлежит высказывание: ХАРАКТЕР - это невроз. Ибо что такое характер? Это структура подсознательных ригидных установок ( привычек мышления и поведения), сформированная в детстве. Что такое ребёнок в нашем обществе?

        Ребёнок- это «заложник» общества «взрослых»- «террористов»-воспитателей. Если хороший дрессировщик, внимательно наблюдая за животным, придумывает затем цирковой номер под особенности уже существующего поведения животного, давая положительное подкрепление этим особенностям, то в человеческом обществе дрессировщики детей не в состоянии уделить достаточно внимания такому наблюдению. Поэтому существующим особенностям поведения ребёнка редко даётся положительное подкрепление, зато часто- отрицательное. Положительное же подкрепление даётся поведению, оторванному от реальных потребностей и чувств ребёнка, поведению «социально-одобряемому» - умозрительному стандарту. Как всякий заложник, ребёнок страдает стокгольмским синдромом – сочувствием к своим угнетателям, так как без их одобрения и защиты ему просто не выжить в среде, которую же сами взрослые и создали вокруг него.

     Так всякий ребёнок становится профессиональным обманщиком – лицемером. Чувствует и хочет одно, а говорит и «показывает» другое. И, конечно, не осознаёт этого, давно забыл где правда, а где-ложь. Кроме того, что ребёнок автоматически копирует модели мышления и поведения окружающих его взрослых, в силу своей зависимости от них, он создаёт ещё один мощный доминантный шаблон – «вечного детства» - выученной беспомощности, привычки оставаться «маленьким» и невежественным, проецируя свою потерянную силу и компетентность во вне, на внешний «авторитет». Поэтому, когда нам стукает 18, по справедливому замечанию классика, мы начинаем жить в мире, которого в реальности не существует. То есть та «карта» мира, которую усвоил наш мозг довольно сильно расходится с реальностью – территорией, в которой приходится жить. Вот вам и невроз: характер не соответствует физиологическим условиям адаптации. И здесь уже наша ответственность, либо мы исправим свою «карту», или – будем вечно стенать по поводу «неправильной» реальности.
      Поэтому человек, который идёт по пути поиска истины, счастья рано или поздно понимает, что без коррекции своего характера – структуры своей личности не будет устойчивых изменений в мышлении, поведении, а значит и результатах. Всякий невротик жаждет быстрых результатов, ищет «волшебную таблетку», ещё один «продвинутый» способ себя обмануть. Поэтому люди годами занимаются собиранием информации о том, как надо «правильно» жить, или ищут практики «магическим» образом, меняющие реальность. Но нет, товарищи, это не поможет, разве что утешит и «подарит надежду». Но это не изменит стереотипы мышления, поведения, не изменит нашу личность. Ибо эти изменения возможны по мере разрешения внутриличностных конфликтов, чаще не осознаваемых. Систематическая же целенаправленная практика по исследованию и коррекции своего подсознания, его устойчивых стереотипов, может постепенно изменить характер, сделать его более гибким, пластичным и адаптивным.
        Одной из самых ядерных составляющих невроза на мой взгляд является НЕСТАБИЛЬНАЯ самооценка. Всё живое любит себя и мы тоже. Но именно сложность нашего мышления, в особенности - речевое поведение, приводит к тому, что человек становится угнетателем сам для себя. Развитие речевого поведения (карты) ведёт к тому, что желания человека делятся на 2 качественно-отличных группы:

1. ПОТРЕБНОСТИ. Это то, что человек всегда может удовлетворить или начать удовлетворять в моменте настоящего. Наши потребности в сущности очень не велики. Мы не можем поместить в себя еды больше, чем объём желудка, не можем надышать больше воздуха, чем надо. И наше тело не займёт на кровати больше места, чем его площадь, даже если сама кровать будет размером с теннисный корт. С потребностями нет никаких проблем у большинства людей, кто не голодает и не мёрзнет под открытым небом.

2. ТРЕБОВАНИЯ. Именно их мы чаще всего и называем желаниями. Требования зачастую являются препятствием, блокирующим реализацию естественной потребности. Требования – это ментальные конструкции (карта), которые являются относительно реальности условиями. По сути это мнимые цели, стереотипы,которые сформировались в процессе воспитания. Именно требования относительно себя, других людей и потока событий и создают субъективный дискомфорт, неудовлетворённость, то есть невроз. По той простой причине, что в момент активации этих стереотипов, человек думает некорректные мысли, а тело реагирует на это напряжением и выделением гормонов стресса. Каждое такое требование имеет физиологический субстрат – нейронную сеть в мозге, которая активируется автоматически всякий раз, когда человек оказывается в соответствующем контексте. И эти нейронные сети перестраиваются по мере практики, постепенно, как и всё в материальном мире.


   На сегодняшний день я обнаружил 7 основных кластеров требований, которые наиболее радикально и разрушительно влияют на самооценку, её стабильность. Эти 7 кластеров я назвал «семью смертными грехами», так как они буквально заставляют нас отрицать самих себя в момент своей активации. Вот эти 7 смертных грехов:

1). Требование быть лучшим.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость собой и жизнью с преимуществами перед другими людьми. Пример: только если я добьюсь успеха, то я буду счастлив и доволен собой; только если у меня будут воспитанные дети, то я не буду чувствовать себя виноватой.


2). Требование радовать других.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с необходимостью вызывать одобрение и симпатию. Пример: только если я никогда не буду злиться на других, то я буду уважать сам себя; только если люди всегда будут мной довольны, то я не буду чувствовать себя виноватым.


3). Требование быть сильным и(или) компетентным.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с качествами «силы». Пример: только если я никогда не буду ошибаться, то я буду в безопасности; только если я всегда буду справляться с любой задачей, то я буду счастлив и доволен собой.


4). Требование благоприятных обстоятельств.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с условиями существования, не поддающимся прямому контролю. Пример: только если я прекрасно себя чувствую, то я люблю и уважаю сам себя; только если всё организовано по-моему, то я чувствую себя в безопасности.


5). Требование получать больше.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с количеством получаемого «блага». Пример: только если у меня будет больше денег, то я буду счастлив и доволен собой; только если я получу повышение, то я буду достойным человеком.


6). Требование лояльности других людей.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с поведением других людей. Пример: только если дети будут ценить и уважать меня, то я буду хорошей матерью; только если муж не изменит мне, то я смогу любить и уважать сама себя.


7). Требование отказа от дифференциации и сохранения психологического слияния с другими.

Этот тип требований обусловливает удовлетворённость с принадлежностью и слиянием со значимыми другими. Пример: только если я сделаю счастливыми своих родителей, то я сам смогу быть счастлив и доволен собой; только если я не буду делать то, что не нравится мужу, то я не буду чувствовать себя виноватой.


       Таким образом, все типы требований являются установками, которые будучи неосознаваемыми и ригидными не позволяют человеку чувствовать себя удовлетворённым собой и своей жизнью в моменте настоящего. А эта удовлетворённость является физиологической нормой – здоровьем. Движение к новому, реализация творческих целей без ущерба для здоровья возможна только в состоянии удовлетворённости моментом настоящего. По мере самоисследования и проработки установок, замены их на более пластичные, нейронные сети в мозге перестраиваются в силу нейропластичности, менее ригидной становится наша личность(характер), меняется поведение и ,соответственно ,повышается уровень адаптации. Самооценка становится не столько высокой, сколько стабильной, сбалансированной, гибкой и цельной. Это ли не называется «любить себя», о чём так принято стало говорить? Преодоление "7 смертных грехов" – это постепенное рождение новой личности, которая уже не будет обузой для окружающих, зависимой от удовлетворения этих требований. Эта личность уже будет способна любить другого без условий, то есть вести себя в высшей степени полезно для себя самой.

7 смертных грехов почему я не люблю себя



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Если я не буду послушным, меня не будут любить
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Я буду хорошей девочкой, только не бросай меня.
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Если меня не раздражать, то я не буду злиться
  • Буду любить, если
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Я буду любить тебя, если...
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Себя невозможно изменить (что делать, если ты недоволен собой)
  • Если я буду уязвим, это рано или поздно приведет к плохим последствиям.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • А если я буду плохой матерью?
  • Нельзя любить только себя!
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Я сама себя слепила, и с собой поговорила. Пример из практики.
  • Всё и всегда, мы делаем только ради себя.
  • Тогда я не буду собой. Можно ли изменить характер?
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • Школа. Если я не буду на стороне своих детей, то кто останется с ними?
  • Если я завтра буду жив
  • Выбор партнера. Страх общения с мужчинами: «я буду не интересна ему». Неправильное восприятие себя.
  • Я люблю себя, даже, если, вам не нравлюсь
  • «Все изменится, если я буду похожа на …» или о дисморфофобии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь