|
"Уходящая натура" (статья для психологов)Автор статьи: Хучуа Светлана Анатольевна
За тобой не закрывая дверь, Я живу уже который год, И с тех пор отсчёт Моих нечаянных потерь Остановленный кого-то ждёт.
Повторяющаяся история: вернулась из отпуска - минус два клиента. Активных, выглядевших накануне отпуска заинтересованными, обещавших позвонить, как только я дам знать о своем возвращении. Может быть, еще позвонят? А, может быть, изчезли навсегда.... Я снова в замешательстве, и понимаю: несмотря на уже достаточно большой опыт психотерапевтической практики, у меня до сих пор нет устойчивой, выверенной идеи, что в таких случаях делать. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о том, что я об утраченных гонорарах пекусь. Как показывает жизнь, "свято место" пусто не бывает - на место ушедшего клиента обязательно приходит новый, и каким-то непонятным образом количество клиентов в работе, словно вода в колодце, неизбежно добирается до определенного минимума, причем, с каждым годом этот минимум возрастает. Мое беспокойство, скорее, о том, какую позицию я, как психотерапевт, должна занять, когда сталкиваюсь с такими вот необъявленными уходами клиентов. Ведь психотерапевтический контакт - вещь обоюдная. На отношения решается не только пациент - терапевт тоже. И по прошествии некоторого времени каждый клиент становится для него (терапевта) кем-то очень небезразличным. Как бы пафосно это ни звучало, он вкладывает в него свою душу, думает о нем (часто бессонными ночами), переживает, когда что-то не складывается в его жизни или в терапии... Поэтому, на мой взгляд, терапевт вправе ожидать от клиента, решившего уйти из терапии, хотя бы сообщения об этом. Тем более, если это было оговорено в начале работы. Небольшое отступление. По себе знаю: что бы ни говорили, психотерапия отнюдь не самое приятное занятие, несмотря на то, что порой бывает чрезвычайно увлекательной. И решается на нее человек не в самый безмятежный момент своей жизни. Поэтому сопротивление - совершенно естественная и неизбежная ее (психотерапии) часть. Хорошо помню, как самой приходилось (да и сейчас приходится) буквально тащить себя на психоаналитические сеансы. И, действительно, особенно трудно было после перерывов. Меня почти тошнило, когда я вспоминала о том, что обещала психоаналитику позвонить, как только вернусь из отпуска. Я просто ненавидела его в тот момент! И оттягивала звонок на неприлично долгое время.... Сейчас я сталкиваюсь с подобными проявлениями у своих клиентов:))) Кое-кто прямо так и заявляет: "когда поняла, что нужно к вам идти, такая неприязнь в душе возникла! Сейчас опять мне придется вам о себе все рассказывать!" Да, я очень хорошо их понимаю! Однако... Несмотря на сопротивление, некоторые пациенты все же способны преодолеть его и продолжают работать. А некоторые - нет. Из тех, кто не продолжает, кто-то заявляет о прекращении работы, а кто-то - нет. Почему клиент бросает терапию, не окончив ее? Вот первые, пришедшие на ум, причины: - клиент не ожидал, что терапевтический процесс - такой долгосрочный и такой неопределенный; он чувствует себя еще больше запутавшимся, и его тревога возрастает. - негативный перенос на терапевта, с которым нет хорошего контакта и который видится как не помогающий; - темы, прорабатываемые в терапии, слишком болезненны; - отрицательное отношение родственников или кого-то из социально значимого окружения пациента к психотерапии. Это естественно, что не все выдерживают оборотную сторону психотерапии и уходят. С заявившими о своей неудовлетворенности и уходе из терапевтических отношений клиентами проще: обсудили, прояснили и "завершили гештальт". Вот как быть с теми, кто ушел, не прощаясь? И как понять: он ушел-таки или еще вернется? И, если ушел, то по какой причине? Может быть, у него что-то случилось? Нужно ли позвонить, прояснить? Но не будет ли это расценено как давление или излишняя заинтересованность терапевта? Куча вопросов, на которые нет готовых ответов. Конечно, уменьшить количество таких вопросов помогает хорошо организованный сеттинг. Когда есть ясная и четкая договоренность обо всем. Но опять-таки, как показывает практика, не всегда это работает. Обсуждая подобные затруднения с коллегами, я нередко наблюдаю, что для того, чтобы справиться с негативными эмоциями, терапевты прибегают к рационализации или к другим защитным механизмам. Например, одна коллега весело заявила следующее: Не знаю, насколько искренни эти заявления.... Думаю, в глубине души каждый терапевт хотя бы немного, но все же уязвлен или опечален внезапным исчезновением клиента, ведь в этом случае его намерение оказывать помощь и быть полезным не было принято и признано. Разве что клиент сильно достал - тогда можно и вздохнуть с облегчением... А еще иногда я думаю себе: "ладно, я психотерапевт, это моя задача - справляться с подобными трудностями, и я, разумеется, справлюсь. В конце концов, я давно уже знаю, что работа моя - не синекура, да и гонорары я за эту работу беру приличные". Но при этом ты осознаешь: ведь ты реально совершенно искренне переживаешь за покинувшего тебя пациента, ты видишь: он в очередной раз отыграл свой привычный сценарий, он в очередной раз ушел, не закрыв за собой дверь, притом что страдает как раз от того, что вокруг него - сплошные "сквозняки" и нет по-настоящему близких людей. Встреча с тобой должна была изменить ход пьесы, а вместо этого стала очередным актом в этом грустном спектакле, еще больше закрепив негативный паттерн. И это, на самом деле, очень печально... Но мне кажется, я нащупала то место, которое может помогать терапевту, с одной стороны, быть открытым - в том числе и к боли, которая неизбежна в нашей работе, с другой стороны - сохранять устойчивость. Это вопрос -"для чего я занимаюсь этой работой?" и понимание, что каждый человек всё в своей жизни делает, в первую очередь, для себя. Выбирая работу психотерапевта, психоаналитика, мы делаем это - прежде всего - ради самопознания. При таком подходе есть четкое понимание: что бы ни происходило - это опыт, который должен быть мною прожит и осмыслен, и который обогатит меня, даст новую возможность для исследования неизвестных сторон меня как субъекта. Это означает, что "неприятностей", как таковых, не может быть в принципе, потому что мы перестаем относиться к ним обыденно, тривиально. Любое "негативное" событие и твоя реакция на него становится для тебя объектом для рефлексии. Эту же ценность, кстати, мы транслируем и своим клиентам. Кто-то из них разделяет ее с нами, и тогда мы становимся единомышленниками и попутчиками, кто-то - нет, и тогда он покидает нас. Вот и все! Если клиент не вернулся в терапию - я ему не подхожу! Меня это беспокоит? Прекрасно! Почему меня это беспокоит? Что именно меня в этом беспокоит? С чем я боюсь столкнуться и чего я я пытаюсь избежать? Как я обращаюсь с этим беспокойством? Вон сколько материала для размышлений дает мне сбежавший от меня клиент:) Скажу ему спасибо:) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|