|
Сохранение наследия в условиях города с культурным многообразиемАвтор статьи: ЖЕНЕВСКАЯ Галлия Моисеевна
Действительно, человек жив, пока он имеет способность помнить, мыслить, осознавать, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей и общества в целом. В то же время, человек жив – и пока о нем помнят: пока он нужен, востребован – при жизни, пока жива память о нем и его делах – после его смерти в памяти поколений. Память бывает разнообразной: когда мы говорим, что ей в той или иной мере обладает каждый человек, – это память индивидуальная; когда мы говорим о памяти народа или иной социальной общности людей, - это уже память коллективная. В свою очередь, коллективная память, передаваемая от поколения к поколению, - это уже историческая память, иначе говоря – наследие. Соотнося свою деятельность с деятельностью людей, осваивающих территорию, каждый из нас ощущает свою сопричастность к делу, начатому нашими предками, к тому укладу жизни, а по большому счету – к той культуре, элементы которой привнесли в жизнь дальневосточного региона поселенцы – выходцы из различных регионов России – и которая удивительным образом дополнилась элементами культур коренного населения и народов сопредельных территорий. То есть каждому человеку в той или иной степени присуще национальное самосознание – как соотнесение себя с определенной нацией или народностью, в условиях же Дальнего Востока России – в силу его своеобразного исторического развития - оно приобрело характер многонационального самосознания. Что характерно для Дальневосточного региона: процесс формирования многонационального самосознания как следствия формирования многонациональной общности людей, населяющих регион, продолжает протекать и поныне. Если буквально пять лет назад численность наций и народностей, населявших Приморский край (это – всего лишь один из десяти дальневосточных субъектов Российской Федерации), составляла 119, то в текущем году этот показатель составлял уже 124. Характерно, что и численность зарегистрированных в Приморье религиозных конфессий (религиозная деятельность – лишь одно из проявлений самосознания социальной общности людей) также изменилась – с 24 до 27. Hабота с информацией в ее многообразных проявлениях. Работа с информацией включает в себя:- мониторинг информации;- поиск деловых партнеров в России и других странах мира;- приоритетное направление: содействие в поиске лиц, погибших и пропавших без вести во время военных действий, террористических актов, катастроф и стихийных бедствий;- информационная поддержка международных, общественных и социально-бюджетных структур. Аналитическому осмыслению подвергается вся информация. Поиск информации о погибших и без вести пропавших, содействует в восстановлении исторической справедливости по отношению к живущим ныне участникам войн и военных конфликтов. Информационный поиск – дело не только затратное (причем речь целесообразно вести не только о материальных затратах), но и многотрудное. При общении с людьми, потерявшими при различных обстоятельствах своих родных и близких, часть данных оказывается возможным сделать доступной благодаря такому явлению, как генная память. А иначе как можно объяснить, в частности, своеобразное восприятие действительности участником боевых действий, который «привычно» преодолевал заминированные участки местности, ощущая как бы защиту со стороны отца – участника Великой Отечественной войны, который так же неоднократно «ходил по минам», хотя отец и сын в жизни ни разу не встречались...а сын узнал об этом через 40 лет. Подготовка по основам информационно-поисковой деятельности. Полученные знания и навыки применяются при краеведческой работе в музеях и в их жизни. Самое главное, на мой взгляд, - то, что молодые научаются прослеживать взаимосвязь истории своих семей с историей страны, расширяют свой кругозор и круг общения, приобретают жизненно важные знания, умения и навыки. Методика информационного поиска. При этом – при изучении данных о своих родных и близких, участниках Великой Отечественной войны. Одно дело – вести речь о ком-то далеком и совершенно неизвестном, другое дело – пытаться найти данные о своих дедах-прадедах, о которых память хранится в семье и передается из поколения в поколение. Углубление в историческое прошлое позволяет не только выстроить схему генеалогического древа (что само по себе необыкновенно интересно и увлекательно), но и лучше понять первопричины многих сегодняшних процессов и явлений, а каждому отдельному человеку – и разобраться в самом себе, в причинах и следствиях своих поступков, во взаимоотношениях с другими людьми. Ведь речь идет именно о наследии, которое оставили нам предыдущие поколения – в виде нас самих как носителей не просто определенных телесных оболочек и комплекса физиологических функций, но и как проводников определенной культуры, связывающей нас воедино с аналогичными нам представителями определенной нации или народности, а зачастую – с представителями целого ряда наций или народностей. Это соотнесение, которое осознает человек уже в раннем возрасте, ни в коей мере, на мой взгляд, не должно выражаться в антитезе: «свой» - «чужой». Любой человек – самоценен, как и непреходящей ценностью является человеческая жизнь. В современном многоуровневом и многополярном мире всё чаще и всё громче звучит мысль о необходимости проявления толерантности, то есть терпимости, терпимого отношения людей друг к другу. Не антагонизм, а именно терпимое отношение должно характеризовать современного человека в отношении к окружающим людям: необходим баланс интересов национального и общечеловеческого в миропонимании, мировоззрении и практической деятельности. В этом отношении бесценным и уникальным представляется опыт жизнедеятельности, который предоставляет нам Дальний Восток России и который мы используем при общении с любой аудиторией, вне зависимости от возраста, социального положения или каких-то других специфических характеризующих признаков, - это опыт относительно гармоничного развития и относительно миролюбивого, терпимого отношения между людьми, относящимися к различным нациям и народностям и к различным социальным группам. Дальневосточники, не замкнуты в узких национальных рамках или рамках национальной культуры. Информационный поиск, проводимый в интересах людей, - это составная часть работы по сохранению наследия. Эти строки посвящены всем, кто помнит, кто верит, кто ждет… Ты помнишь, плакала свеча, Слезинки памяти роняя, И в воске лица оживали И возвращались к нам, любя… Жив памятью сам человек И помнит об ушедших близких. Мать помнит: на войну ушел И не вернулся сын в Отчизну. Жена любимого зовет И по ночам тихонько плачет… Скажите мне, кто их не ждет?! В семье ведь каждой есть… Иначе Прервется поколений связь, И вновь в ночи разверзнутся раскаты… Так как же нам пропавших не искать?! В какой земле сложили головы ребята? Иль на родной земле, в России, Иль в Нидерландах – на заре? На море, в небе иль в пустыне – Где их искать? Кто скажет мне? Ты помни: плачет не свеча, А память поколений наших. И молотом в сердцах стучат Их имена – и павших и пропавших… И буду жизнь я внукам завещать, И буду ждать последнего солдата. Так как же нам пропавших не искать? Ведь на одной земле живем, ребята… Жив памятью сам человек, И что же помнить будут люди? Что есть у всех у нас – землян Одна лишь правда: мы все- люди! «Человек жив памятью…» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|