|
Печень и гнев. Восточный и западный взглядАвтор статьи: Барбаш Елена Леоновна
В христианской традиции гнев относился к смертным грехам наряду с ленью, обжорством и сладострастием. Понятия «лень» в психологии не существует, за ленью всегда скрывается что-то другое. Про обжорство мы еще поговорим в следующих главах, а болезни, возникающие от сладострастия, мы в этой книге не рассматриваем. Гнев же разрушителен тогда, когда он не понят и бессмыслен. Энергия гнева — социальная энергия. В отличие от печали или чувства вины, она обязательно на кого-нибудь или на что-нибудь направлена. В зависимости от своей способности к выражению гнева люди встраиваются в общественную иерархию, и учатся добиваться своих целей. Гнев сметает с пути препятствия. Это огромный эмоциональный допинг. В то время как вина и стыд угнетают человека, через здоровый гнев человек обретает дремлющую в нем силу. И мы можем направить эту энергию как на пользу, так и обратить во вред себе. Мы можем отстаивать своё «я» в мире, а можем растрачивать эту энергию на бессмысленную агрессию. У людей, которые не умеют злиться и гневаться, заметно снижена самооценка. Они словно бы полагают, что не имеют права требовать от мира многого. Человек имеет право сердиться и злиться — это естественная составляющая его эмоционального мира. Но если он социально адекватен, то понимает, когда может, а когда нет позволить себе агрессию. Дети часто злятся на родителей и на весь мир вообще. Эта эмоция инстинктивна и существует для самозащиты. Когда ребенок голоден, он сначала просит еду по-человечески. Если его не понимают, он заходится в крике, он начинает требовать, чтобы всё это немедленно изменилось. Гнев, выпущенный наружу, высвобождает энергию, и тогда ребенок разбрасывает вещи, бьет соседских детей и собственную бабушку. И он должен это делать, потому что только так он может понять, как соотносится его природное чувство гнева с окружающим миром. Он ломает игрушку, потому что хочет знать, как она устроена, а подлая игрушка не развинчивается и не разбирается. И вот он её ломает и ломает, пока не доламывает. И тут появляются родители с весьма укоризненным видом. Знакомая ситуация? Так вот, наказывать ребенка за это не рекомендуется. Ребенок нуждается скорее в том, чтобы родители обняли его и успокоили. Гнев для ребенка — это стресс, ощущение опасности. А ответная безопасность гасит волну гнева. Когда ощущение прилива и отлива возникает в жизни ребенка естественным образом, эмоция гнева формируется правильно. И ни в коем случае нельзя на ребенка ругаться: «Как ты посмел ударить ложкой по тарелке?! Ты что это делаешь! Ты почему всё разбросал?! Ты ещё тут дуться будешь!» Потому что родители таким образом внушают ребенку, что сердиться нельзя. И с этого момента энергия гнева обращается против самого ребенка. Обращается на его тело. В том, по какой именно части тела ударяет гнев, восточные и западные теории сходятся. Греческое слово «меланхолия» означает «черная желчь». Еще греки подметили, что сгущение желчных соков и состояние глубокой печали связаны. В китайской медицине и в аюрведе (индийская народная медицина) считается, что вместилищем гнева является печень. Не зря говорят: желчный человек, потому что люди, которые подвержены вспышкам гнева, действительно часто имеют проблемы с печенью. Печень — место накопления подавленного гнева. Подавленное раздражение полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков, вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи — дискинезию желчных путей, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней, — материальной квинтэссенции накопленных эмоций. Китайская медицина (так же впрочем, как и европейская) считает, что на состояние печени и почек сильно влияет стресс, потому что печень тесно связана с такими системами, как автономная нервная система (АНС), а почки связаны с мозгом. И даже душевные болезни связаны с состоянием печени и почек. Когда состояние этих двух органов плохое, баланс автономной нервной системы нарушен. Если нервы в плохом состоянии, тогда и сердце становится вялым, его ритм замедляется, и если человек в такой ситуации дает сердцу слишком большую нагрузку, то есть риск, что оно остановится. В свою очередь печень и почки влияют на работу сознания и интеллекта. Это можно объяснить, опираясь на теорию китайской медицины. Когда печень и почки ослабляются, то ослабевает сила воли, концентрация и способность к размышлению, ухудшается память, то есть, попросту говоря, понижается уровень интеллекта. Когда в результате злобы и возмущения печень ослабевает, мы становимся подвержены нервным расстройствам, которые имеют отношение к печени (кстати, в китайской медицине эпилепсия тоже относится к такого рода заболеваниям). Связка гнев — печень осуществляется через 3-ю чакру — Манипуру. С одной стороны Манипура-чакра связана с силой воли и с гневом, в том числе и с затаенным, т.е. не получившим выхода. С другой стороны Манипура-чакра связана с печенью. Считается, что у тех, кто подавляет свой гнев, Манипура-чакра легко забивается. (Надо отметить, что это не значит, что когда нам что-то не нравится, лучше будет излить гнев. Наоборот, это принесет еще больший вред. Мы же должны стремиться к полному его преодолению). Связка эта двусторонняя. Когда печень в хорошем состоянии, то и гнев уменьшается и человек становится более великодушным. Зато те, кто часто злятся, имеют проблемы с печенью по полной программе. Это значит, что для ликвидации злобы необходимо в качестве основы очистить тело, чего мы можем достичь с помощью практики и правильной диеты. С грустью надо констатировать, что в наше время у многих людей печень и почки ослаблены. Однако не все отклонения от здорового состояния могут быть определены с помощью анализов обычной западной медицины. Близко к этому, но немножко иначе болезни желудочно-кишечного тракта рассматривает аюрведа. Аюрведа подразделяет людей на 3 основных конституциональных типа, пользуясь понятием пяти космических стихий (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые проявляются в человеческом организме как три первоначала. Из стихий эфира и воздуха проявляется телесное воздушное начало, именуемое вата. Стихии огня и воды проявляются в нашем теле как огненное начало, именуемое питта. Стихии земли и воды проявляются в теле как водное, слизистое начало — капха. Эти три элемента (доши. Санскр.) вата-питта-капха управляют всеми биологическими, психологическими и физиопаталогическими функциями тела, ума и сознания. Телесный воздух вата можно охарактеризовать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Вата управляет дыханием, движением мышц и тканей, биением сердца, каждым расширением и сжатием, движение цитолазмы и клеточных мембран, движением отдельных возбуждений в нервных клетках. Вата также управляет такими переживаниями и чувствами как бодрость, нервозность, страх, беспокойство, боль, тремор и спазмы. Толстая кишка, область таза, кости и кожа, уши и бедра служат местоположением ваты. Питта переводится как огонь, хотя в дословном переводе — это желчь. Питта — телесная теплота-энергия отвечает за телесный метаболизм, переработку, всасывание, усвоение, температуру тела, окраску кожи. В психическом плане питта способствует проявлению гнева, ярости, ненависти и ревности. Тонкая кишка, печень, желчный пузырь, потовые железы, кровь, жир, глаза являются сосредоточением питты. Капха переводится, как биологическая вода, и это телесное начало образовано из двух стихий — земли и воды. Капха скрепляет собой составляющие тела, поставляя материал для физических образований в нем. Она обеспечивает сопротивляемость организма. Капха смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, помогает затягиваться ранам, заполняет пространство в теле, дает ему биологическую крепость и стойкость, поддерживает память и иммунитет, снабжает энергией сердце и легкие. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, носе, ротовой полости, желудке, суставах, цитоплазме, жидких секрециях тела, слизи. В психическом плане капха ответственна за чувства привязчивости, жадности и зависти, но вместе с тем она отражена и в склонности к кротости, великодушию и любви. Сосредоточием капхи служит грудная клетка. В зависимости от того, какая из стихий у человека преобладает, его можно отнести к тому или иному конституциональному типу, со своими психологическими особенностями и болезнями. Следует помнить, что чистые типажи встречаются крайне редко, и практически все мы представляем смеси, с возможным преобладанием одной из стихий. Поэтому вряд ли у одного человека можно встретить все проявления чистого типа вата, питта или капха. Конституционный тип вата. Люди с выраженным преобладанием этого типа обычно оказываются физически неразвитыми. Грудь у них впалая, видны вены и мышечные сухожилия. Кожа — холодная, грубая, сухая и трескающаяся. Обычно имеются родинки, скорее темного цвета. Они либо долговязы, либо низкорослы, с тонким костяком, с выделяющимися суставами ввиду слабо выраженной мускулатуры. Европейская классификация относит их к астеникам. Волосы вьющиеся и жидкие, ресницы тонкие, глаза без блеска, могут быть запавшими, небольшими, сухими, бегающими, а роговица сухой и мутной. Ногти грубые и ломкие. Нос изогнутый или вздернутый. В физиологическом плане аппетит и пищеварение переменчивы. Моча скудная, а кал сухой, твердый и его немного. Они не так потеют как люди с иным типом конституции. Их может мучить бессонница, и спят они меньше по сравнению с другими типами людей. Их руки и ноги часто бывают холодными. У типа вата есть сильные и слабые черты. Этих людей часто отличает творческая жилка, подвижность, живость, непоседливость. Они быстро говорят и быстро ходят, но легко устают. В психическом отношении им свойственна короткая память. Но зато они быстро соображают, все схватывают на лету. Они страдают слабоволием, им трудно долго быть сосредоточенными на чем-то, они отличаются нетерпимостью и недоверчивостью. Им претит рассудительность, они нервозны, боязливы и обуреваемы беспокойством. Конституционный тип питта. Эти люди среднего роста, стройные, с тонким костяком. Их грудная клетка не столь впалая как у людей типа вата, а вены и мышечные сухожилия не столь сильно выдаются. Они обильно усыпаны родинками или веснушками синеватого или коричнево-красного цвета. Мышцы умеренно развиты. Кожа мягкая, теплая и менее сморщенная, чем у людей типа вата. Волосы тонкие, шелковистые, рыжие либо каштановые, склонные к преждевременной седине или выпадению. Глаза могут быть, серыми, зелеными или медно коричневыми и колючими. Глазные яблоки средней выпуклости. Ногти мягкие, кончик носа заостренный, красноватый. В физиологическом плане таких людей отличает выраженный метаболизм, хорошее пищеварение и как следствие, волчий аппетит. Они много едят и пьют. Сон средней продолжительности, непрерывный, обильная моча, кал желтоватый, мягкий и в большом количестве. Они склонны к чрезмерному потению, плохо переносят жару и духоту, солнечный свет и тяжелую работу. Температура тела может быть слегка повышенной, руки и ноги теплые на ощупь. В психическом отношении эти люди очень понятливы, умны и сообразительны, хорошие ораторы. Они эмоционально подвержены гневу, ярости и ревности. Это честолюбцы, обычно стремящиеся к лидерству. Конституциональный тип капха. У этих людей хорошо развитое тело. Однако они склонны к полноте. У них широкая грудная клетка. Вены, сухожилия и кости не очень выдаются из-за их толстой кожи и хорошо развитой мускулатуры. Цвет лица светлый, кожа мягкая, блестящая и жирная, при этом холодная и бледная. Волосы густые, толстые, темные, мягкие и волнистые. Глаза черные либо голубые. Белки глаз ослепительно белые, большие и притягательные. В физиологическом плане люди типа капха обладают нормальным аппетитом, пищеварение протекает сравнительно медленно, и поэтому они меньше едят. Движения у них обычно неторопливые. Такие люди тяготеют к острой, горькой и терпкой пище. Стул мягкий и может быть бледного цвета. Потоотделение умеренное. Сон крепкий и продолжительный. О жизнестойкости таких людей свидетельствует крепость их организма, поэтому они обычно здоровы, жизнерадостны и миролюбивы. В психическом отношении им свойственны терпимость, кротость, великодушие и привязанность. Однако они могут проявлять черты жадности, зависти и стяжательства. Они тугодумы, но что-либо усвоенное остается с ними навсегда. Конституция человека определяет его предрасположенность к болезням. Например, люди конституционального типа капха предрасположены к таким болезням как, тонзиллит, синусит, бронхит, гиперемия легких. Люди с типом питта подвержены расстройствам желчного пузыря, печени, повышенной кислотности, пептической язве, гастриту и другим воспалительным недугам. Они также страдают от кожных заболеваний типа крапивницы и сыпей. Люди типа вата в основном подвержены пучению, поясничным болям, артриту, ишиасу, невралгии, болезням суставов. Аюрведа признает, что истоки болезни могут лежать глубоко в подсознании в виде страха, раздражения или привязчивости (склонности к зависимости, говоря западным языком). Подавленный страх вызывает нарушение ваты, раздражение приведет к избытку питты, а зависть, жадность и привязчивость усугубят состояние капхи. Но связь эта двусторонняя. Так нарушенная вата порождает страх, подавленность и нервозность, избыток питы в организме вызовет раздражение, ненависть и подозрительность, пораженная капха вызовет страсть к стяжательству, жадность и привязчивость. Таким образом, между питанием, средой и эмоциональными расстройствами существует прямая связь. И здесь нужно ввести еще одно понятие: агни, тесно связанное с питтой. По Аюрведе агни представляет собой биологический огонь, управляющий обменом веществ. По своему действию он схож с питтой и может рассматриваться, как составная часть системы питта в организме. Питта содержит теплоту-энергию, способствующую пищеварению. Эта теплота — энергия и есть агни. Питта —вместилище, а агни — содержимое. Агни по природе своей кислота и своим действием расщепляет пищу и стимулирует пищеварение. Но Агни связан и с движением ваты, так как телесный воздух зажигает телесный огонь. В каждой клетке организма присутствует Агни, он необходим для обеспечения питания тканей и поддержания автоиммунной системы. Агни разрушает чужеродные микроорганизмы и токсины в желудке и в толстой кишке, тем самым, защищая микрофлору этих органов. Наше долголетие и метаболизм зависят от Агни. Разумение, понимание, восприятие, осознание также являются отправлениями Агни. Стоит сбиться работе Агни из-за дисбаланса капха-питта-вата, как это тяжело сказывается на обмене веществ и, сопротивляемости и иммунной системе. Частицы пищи не перевариваются и не усваиваются, а скапливаются в толстой кишке и выделяют токсины. Эти токсины затем всасываются в кровь и через общий кровоток скапливаются в слабых местах организма, поражая органы и иммунную систему. Но токсины порождаются еще и эмоциональными причинами. Подавленное раздражение, например, полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков и тонкой кишки и усугубляет состояние питты, вызывая очаговое воспаление слизистой желудка и тонкой кишки. В итоге тело пучит газами, которые скапливаются в сумках толстой кишки, вызывая рези. Подавленные эмоции создают неуравновешенность ваты, которая в свою очередь поражает агни, автоиммунную восприимчивость организма. При слабом агни может происходить ошибочная ауто-имунная реакция, способная вызывать аллергию. Человек с конституциональным типом питта будет от природы чрезмерно восприимчив к острой, пряной пище, которая усугубляет состояние питта. Она может послужить причиной аллергии. Таким же образом подавленные эмоции, наподобие ненависти или гнева, тоже могут создавать чрезмерную чувствительность к той пище, что отягощает питту. Те, кто подавляет у себя эмоции типа привязчивости или жадности, вызывают у себя аллергические реакции на продукты капха, например, молочные.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|