Социально –психологическое обеспечение процесса реабилитации

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение работ в рамках ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки Российской Федерации (№6.2843. 2011,2012 г.)

 

Социально –психологическое обеспечение процесса реабилитации во многом определяется условиями работы. Кабинет психологической разгрузки стал самым уютным местом, куда приходящий человек чувствует себя защищенным и нужным.

Пространство кабинета психологической разгрузки и кабинета ароматерапии организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога, оснащена необходимым и современным оборудованием для использования техник и приемов социальной терапии. В кабинете ароматерапии установлен аппарат аэрофитотерапии АГЭД-01, подобраны ароматические масла ,установлен тонкий телевизор подходящий для кинотерапии , музыкальной терапии. Мягкий широкий ковер позволяет проделывать упражнения из телесной терапии, столики за которыми удобно проводить групповые изо- занятия.   Кабинет психологической разгрузки дополнен живыми уголками - клеткой с птицами и аквариумом с живородящими рыбками . Прекрасное оснащение кабинета позволяет развивать реабилитацию и повышать уровень терапии.

-библиотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, анималотерапия, ароматерапия, аутогенная тренировка, кинотерапия. Клиенты с особым трепетом и радостью посещают любимые занятия. Особое внимание заслуживает у пожилых граждан анималотерапия. После проведения 40-60минут занятия клиенты отмечают у себя : нормализацию артериального давления, глубокого и продолжительного сна, гармонизацию межличностных контактов, восстановление общего равновесия огранизма , снятие психологического напряжения и усталости. Канарейки и попугайчики помогают людям, которые вынуждены подолгу страдают депрессиями. Чирикающие питомцы будят в человеке творческие способности. Птицы меняют человека: он становится жизнелюбом, у него повышается работоспособность и творческая активность, он приучается жить, согласуясь с выработанным режимом дня.Животные любят нас, принимают людей такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками. Помимо этого они будят в людях чувство ответственности и обладают уникальной способностью выводить человека из замкнутого внутреннего пространства и, таким образом, пробуждают желание общаться с людьми, познавать окружающий мир, радоваться жизни.

В доме-интернате для престарелых и инвалидов после реконструкции, росписи стен и появления иконостаса открылся храм Преподобного Серафима Саровского. Служба в новом храме проходит несколько раз в неделю.Просматриваются фильмы религиозного содержания о житиях святых и праведниках. Совместно с О.Андреем проводятся занятия по кинотерапии ,этот вид терапии решает наиболее главные проблемы для человека:

-Эмоциональное переживание(отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем;

-Осознание и переосмысление себя и своих действий, чувств, потребностей;

-Развитие способностей к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей способности к сопереживанию;

-Духовный рост;

-Формирование позитивого мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей;

-Развитие психологической компетентности- в задачи этого вида кинотерапии входит знакомство с различными социальными типажами(типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействия с ними;

-Развитие интеллектуальных навыков-здесь основной задачей является тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления и т. д;

-Развитие эмоционльной сферы.-этот вид кинотерапии ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств(рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению(или киногероя);

-Развитие навыков решения проблем- в данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы;

-Снятие стресса, позволяя снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности;

-Обучение расшифровке символического ряда- это один из самых интересных видов кинотерапии, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме.

В доме- интернате в работе с проживающими используется фото – арт- терапия- фотография как терапия.

Фотография, как наиболее привычное и мощное художественное средство стала использоваться в работе с людьми, желающими решить какую-либо личную проблему. Фотография имеет особое свойство – она «останавливает» время, а применительно к съемкам человека останавливает мимику, жест, эмоциональное состояние фотографируемого.

К этому изображению человек может возвращаться многократно, и всякий раз находить что-то новое в себе, ассоциативно воспроизводить из подсознания события и впечатления того времени.

Фотографии - это гиперсимволы, вызывающие потоки ассоциаций, не ведомые другим людям. Фотографии заряжены эмоциями, потому люди не могут рассматривать личные фотографии, не испытывая каких-либо чувств. Фотография пропитана силой предвосхищения, которая существенно превосходит их ценность как артефактов.Она позволяет раскрыть бесконечное число реальностей с каждым новым просмотром. Терапия в фотографии имеет как бы несколько направлений по степени сложности. Даже обычная портретная фотосессия,дает возможность человеку увидеть себя как бы со стороны, в наборе визуальных фотоимиджей, созданных фотографом.

И всякий раз, когда человек будет возвращаться к подборке таких фотографий, он будет возвращаться и к позитивным эмоциям.

Такие циклы фотосъемок можно повторять с определенной периодичностью, создавая подборками фотографий как бы реперные точки в личной истории человека. В итоге получается нечто вроде карты зафиксированных эмоций, воспоминаний, рефлексий – побродив по которой в сложные периоды жизни, можно восстановить душевное равновесие.

Более сложный процесс – работа над личностными проблемами человека одновременно фотографа и психолога- терапевта. Сделать фотографии и рассмотреть их на сеансе - это лишь начало. В дальнейшем психолог задает необходимые вопросы, выявляются ассоциативные связи, раздражители.

В сеансе фототерапии участники не играют пассивной роли. Они предлагают сценарии-мизансцены снимков в настоящем времени или реконструируют с помощью поз и психоэмоциональной мимики свои прошлые переживания. Позирование сопровождается диалогом с психологом, а полученные изображения анализируются с целью формирования или иллюстрирования новых нарративов.

Консультант и участник сосредотачиваются на фотографии и пытаются понять визуальные символы, которые присутствуют на данном снимке. Таким образом, терапевтически значимым является не просто визуальное содержание фотографий, но все то, что происходит в процессе интеракции клиента со снимками. Воспоминания, чувства и мысли, порождаемые фотографическим диалогом, порой более значимы в терапевтическом аспекте, чем непосредственная реакция на изображения.

Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем человека, способность увидеть себя вне зависимости,
вне связи с окружающими обладает мощным терапевтическим эффектом.

Суть процесса заключается в том, чтобы с помощью фотографий-стимулов, фотографий-провокаций, фотографий-раздражителей научиться задавать вопросы, выделять позитивные и негативны эмоции и стереотипы поведения, чтобы помочь человеку в познании себя.

Клиенты отмечают у себя после занятий чувство радости, уверенности, доверия, удовлетворенности собой, чувство безопасности. Все в комплексе : проведение занятий, улыбки сотрудников, внимание лечащего врача , лишняя минутка санитарки, утреннее приветствие библиотекаря по радиорубке, милый взгляд священника, все помогает жить в условиях интернатного учреждения.

 

 

 

 



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Фотографии для глубинной терапии
  • Фотографии раскрывают секреты: что можно сказать о фотографии
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Как избавиться от хлама в доме с помощью фотографии.
  • Как воскресить былые чувства с помощью фотографий?
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как обычную прогулку использовать для психологической разгрузки?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Арт-терапия. Как я открыла для себя матрешку.
  • Я не ищу в людях проблемы. Я приглашаю человека в развитие.
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Арт-терапия для себя и для других...
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • Когда мужчина просто позволяет себя любить...
  • Мужчина относится к женщине так, как она заслуживает и позволяет?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • Личная сексуальная терапия. Как ее проводить? Важная информация на тему того, как раскрыть себя в сексе?
  • Как происходят желаемые изменения жизни человека в гештальт-терапии
  • 5 секретов удачных детских фотографий: рекомендации профессионального фотографа и детского психолога
  • Развитие человека и развитие человечества (продолжение)
  • Фильмы для кинотерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь