|
Социально –психологическое обеспечение процесса реабилитацииАвтор статьи: Биль Алена Викторовна
Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение работ в рамках ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки Российской Федерации (№6.2843. 2011,2012 г.)
Социально –психологическое обеспечение процесса реабилитации во многом определяется условиями работы. Кабинет психологической разгрузки стал самым уютным местом, куда приходящий человек чувствует себя защищенным и нужным. Пространство кабинета психологической разгрузки и кабинета ароматерапии организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога, оснащена необходимым и современным оборудованием для использования техник и приемов социальной терапии. В кабинете ароматерапии установлен аппарат аэрофитотерапии АГЭД-01, подобраны ароматические масла ,установлен тонкий телевизор подходящий для кинотерапии , музыкальной терапии. Мягкий широкий ковер позволяет проделывать упражнения из телесной терапии, столики за которыми удобно проводить групповые изо- занятия. Кабинет психологической разгрузки дополнен живыми уголками - клеткой с птицами и аквариумом с живородящими рыбками . Прекрасное оснащение кабинета позволяет развивать реабилитацию и повышать уровень терапии. -библиотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, анималотерапия, ароматерапия, аутогенная тренировка, кинотерапия. Клиенты с особым трепетом и радостью посещают любимые занятия. Особое внимание заслуживает у пожилых граждан анималотерапия. После проведения 40-60минут занятия клиенты отмечают у себя : нормализацию артериального давления, глубокого и продолжительного сна, гармонизацию межличностных контактов, восстановление общего равновесия огранизма , снятие психологического напряжения и усталости. Канарейки и попугайчики помогают людям, которые вынуждены подолгу страдают депрессиями. Чирикающие питомцы будят в человеке творческие способности. Птицы меняют человека: он становится жизнелюбом, у него повышается работоспособность и творческая активность, он приучается жить, согласуясь с выработанным режимом дня.Животные любят нас, принимают людей такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками. Помимо этого они будят в людях чувство ответственности и обладают уникальной способностью выводить человека из замкнутого внутреннего пространства и, таким образом, пробуждают желание общаться с людьми, познавать окружающий мир, радоваться жизни. В доме-интернате для престарелых и инвалидов после реконструкции, росписи стен и появления иконостаса открылся храм Преподобного Серафима Саровского. Служба в новом храме проходит несколько раз в неделю.Просматриваются фильмы религиозного содержания о житиях святых и праведниках. Совместно с О.Андреем проводятся занятия по кинотерапии ,этот вид терапии решает наиболее главные проблемы для человека: -Эмоциональное переживание(отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем; -Осознание и переосмысление себя и своих действий, чувств, потребностей; -Развитие способностей к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей способности к сопереживанию; -Духовный рост; -Формирование позитивого мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей; -Развитие психологической компетентности- в задачи этого вида кинотерапии входит знакомство с различными социальными типажами(типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействия с ними; -Развитие интеллектуальных навыков-здесь основной задачей является тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления и т. д; -Развитие эмоционльной сферы.-этот вид кинотерапии ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств(рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению(или киногероя); -Развитие навыков решения проблем- в данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы; -Снятие стресса, позволяя снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности; -Обучение расшифровке символического ряда- это один из самых интересных видов кинотерапии, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме. В доме- интернате в работе с проживающими используется фото – арт- терапия- фотография как терапия. Фотография, как наиболее привычное и мощное художественное средство стала использоваться в работе с людьми, желающими решить какую-либо личную проблему. Фотография имеет особое свойство – она «останавливает» время, а применительно к съемкам человека останавливает мимику, жест, эмоциональное состояние фотографируемого. К этому изображению человек может возвращаться многократно, и всякий раз находить что-то новое в себе, ассоциативно воспроизводить из подсознания события и впечатления того времени. Фотографии - это гиперсимволы, вызывающие потоки ассоциаций, не ведомые другим людям. Фотографии заряжены эмоциями, потому люди не могут рассматривать личные фотографии, не испытывая каких-либо чувств. Фотография пропитана силой предвосхищения, которая существенно превосходит их ценность как артефактов.Она позволяет раскрыть бесконечное число реальностей с каждым новым просмотром. Терапия в фотографии имеет как бы несколько направлений по степени сложности. Даже обычная портретная фотосессия,дает возможность человеку увидеть себя как бы со стороны, в наборе визуальных фотоимиджей, созданных фотографом. И всякий раз, когда человек будет возвращаться к подборке таких фотографий, он будет возвращаться и к позитивным эмоциям. Такие циклы фотосъемок можно повторять с определенной периодичностью, создавая подборками фотографий как бы реперные точки в личной истории человека. В итоге получается нечто вроде карты зафиксированных эмоций, воспоминаний, рефлексий – побродив по которой в сложные периоды жизни, можно восстановить душевное равновесие. Более сложный процесс – работа над личностными проблемами человека одновременно фотографа и психолога- терапевта. Сделать фотографии и рассмотреть их на сеансе - это лишь начало. В дальнейшем психолог задает необходимые вопросы, выявляются ассоциативные связи, раздражители. В сеансе фототерапии участники не играют пассивной роли. Они предлагают сценарии-мизансцены снимков в настоящем времени или реконструируют с помощью поз и психоэмоциональной мимики свои прошлые переживания. Позирование сопровождается диалогом с психологом, а полученные изображения анализируются с целью формирования или иллюстрирования новых нарративов. Консультант и участник сосредотачиваются на фотографии и пытаются понять визуальные символы, которые присутствуют на данном снимке. Таким образом, терапевтически значимым является не просто визуальное содержание фотографий, но все то, что происходит в процессе интеракции клиента со снимками. Воспоминания, чувства и мысли, порождаемые фотографическим диалогом, порой более значимы в терапевтическом аспекте, чем непосредственная реакция на изображения. Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем человека, способность увидеть себя вне зависимости, Суть процесса заключается в том, чтобы с помощью фотографий-стимулов, фотографий-провокаций, фотографий-раздражителей научиться задавать вопросы, выделять позитивные и негативны эмоции и стереотипы поведения, чтобы помочь человеку в познании себя. Клиенты отмечают у себя после занятий чувство радости, уверенности, доверия, удовлетворенности собой, чувство безопасности. Все в комплексе : проведение занятий, улыбки сотрудников, внимание лечащего врача , лишняя минутка санитарки, утреннее приветствие библиотекаря по радиорубке, милый взгляд священника, все помогает жить в условиях интернатного учреждения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|