Что развивает игра в шахматы?

Поводом для статьи послужил вопрос родителей: "Чем лучше заниматься - математикой или шахматами?" 

Что развивает игра в шахматы

Известны случаи, когда бокс и шахматы помогли выжить в 90-е; известны таксисты, которые мастерски играют в шахматы; существуют учителя шахмат, которые признаются, что с математикой у них дела складываются не блестяще.

Возникли вопросы: Что развивает шахматная игра? Зачем детям заниматься шахматами?

По материалам портала Vikent.ru, посвящённому изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач, было проведено исследование, результаты которого в сжатом виде я привожу.

Шахматные задачи

Включены в разделы занимательной математики и в олимпиадные задачи.


Для того, чтобы выигрывать в шахматы, необходимо

1. Нарабатывать (алогритмизировать) высокую скорость перебора удерживаемых в памяти вариантов.

1.1. Игра в шахматы - это алгоритм выбора из справочника, нарабатываемый до автоматизма (на высокой скорости).

1.2. Игра в шахматы похожа на задачи из повседневной жизни, которые тоже заключается в переборе вариантов.

1.3. Мастерство шахматиста заключается в умении пробегать по веточкам вариантного дерева по одному разу, причем веточки этого дерева растут в геометрической прогрессии.

2. Иметь с детства отличную (необыкновенную) зрительную память (способность "видеть вслепую") и её развивать (Необыкновенной памятью обладают М.Н.Таль и Г.К.Каспаров).

2.1. По оценке Сьюзен Полгар средний гроссмейстер знает 20 000 типичных позиций

2.2. Шахматному игроку необходимо держать в памяти объединённые в совокупности фигуры (порядок расположения фигур), что вырабатывает навык структурирования

3. Развивать стрессоустойчивость (оптимальное функционирование психики в трудных ситуациях), что зависит в т.ч. от типа высшей нервной деятельности, наработанных навыков поведения и пр.)

4. Развивать навык концентрации внимания (навык "предельной собранности").

5. Быть страстно преданным шахматной игре.

6. Уметь оценивать (развивать навыки прагматичного анализа).

 

Вместо математики выбрали шахматы

М.Н. Таль, А.Е. Карпов, А.В. Халифман и др.


Будущее шахматной игры - компьютеры

1. Компьютеры способны перебирать множество вариантов с огромной скоростью.

2. Аналитическая функция шахматной игры перешла к компьютерам.

 

Г.К. Каспаров назвал самым главным в развитии шахматного стратега 

"стратегическое видение" и "аналитическое мышление"

 

О том, что развивает стратегическое видение и аналитическое мышление - в следующей статье.

Полностью статья опубликована в авторском блоге: 
http://mathlife.ru/news/chess_and_maths



Просмотров: 595
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чемпионат Беларуси - Японские шахматы "Сёги"
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Осел, Баран и игра в шахматы
  • Психологические игры. Как "мафия" развивает эмоциональный интеллект?
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • ГЛАВА 10 "Игры, в которые играют люди"
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • "Игры, в которые играют папы"
  • Стратегическое мышление - навык без которого в современном мире не выжить
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Экспресс-игра в метафорические карты "Метафора выбора"
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • Расстановка - трансформация с помощью игры в шахматы
  • "Работа с МАК. Расклад "ИГРА В ПСИХОЛОГА".
  • Игра без правил "Простить не значит оправдать!" Зачем нам Закон?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • "Дочки-матери": когда игра превращается в манипуляцию. Зарисовки
  • "Дочки-матери". Когда игра превращается в манипуляцию. Анализ проблемы
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Для чего нам "развивать" детей?
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Мы всегда выбираем своего "козла". Без вариантов!
  • О высшей математике в решении задачи "Мать+ и -Дочь"
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь