|
Что развивает игра в шахматы?Автор статьи: Надежда Владимировна Братчикова
Поводом для статьи послужил вопрос родителей: "Чем лучше заниматься - математикой или шахматами?" Известны случаи, когда бокс и шахматы помогли выжить в 90-е; известны таксисты, которые мастерски играют в шахматы; существуют учителя шахмат, которые признаются, что с математикой у них дела складываются не блестяще. Возникли вопросы: Что развивает шахматная игра? Зачем детям заниматься шахматами? По материалам портала Vikent.ru, посвящённому изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач, было проведено исследование, результаты которого в сжатом виде я привожу. Шахматные задачи Включены в разделы занимательной математики и в олимпиадные задачи.
1. Нарабатывать (алогритмизировать) высокую скорость перебора удерживаемых в памяти вариантов. 1.1. Игра в шахматы - это алгоритм выбора из справочника, нарабатываемый до автоматизма (на высокой скорости). 1.2. Игра в шахматы похожа на задачи из повседневной жизни, которые тоже заключается в переборе вариантов. 1.3. Мастерство шахматиста заключается в умении пробегать по веточкам вариантного дерева по одному разу, причем веточки этого дерева растут в геометрической прогрессии. 2. Иметь с детства отличную (необыкновенную) зрительную память (способность "видеть вслепую") и её развивать (Необыкновенной памятью обладают М.Н.Таль и Г.К.Каспаров). 2.1. По оценке Сьюзен Полгар средний гроссмейстер знает 20 000 типичных позиций 2.2. Шахматному игроку необходимо держать в памяти объединённые в совокупности фигуры (порядок расположения фигур), что вырабатывает навык структурирования 3. Развивать стрессоустойчивость (оптимальное функционирование психики в трудных ситуациях), что зависит в т.ч. от типа высшей нервной деятельности, наработанных навыков поведения и пр.) 4. Развивать навык концентрации внимания (навык "предельной собранности"). 5. Быть страстно преданным шахматной игре. 6. Уметь оценивать (развивать навыки прагматичного анализа).
Вместо математики выбрали шахматы М.Н. Таль, А.Е. Карпов, А.В. Халифман и др.
1. Компьютеры способны перебирать множество вариантов с огромной скоростью. 2. Аналитическая функция шахматной игры перешла к компьютерам.
Г.К. Каспаров назвал самым главным в развитии шахматного стратега "стратегическое видение" и "аналитическое мышление"
О том, что развивает стратегическое видение и аналитическое мышление - в следующей статье. Полностью статья опубликована в авторском блоге: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|