|
О проективных методиках (неполиткорректно слегка)Автор статьи: Макс Ильин
В недавнем обсуждении на супервизии - вскрылись многие интересные моменты насчёт популярных в нашей профессии "проективных методик", которые попробую вкратце передать. 1. "ПМ позволяют получить доступ к проекциям внутреннего мира клиента". Формулировка убеждения выше - это, (кто-то обидится, ну да кто им лекарь), мягко говоря, обоснование для начинающих студентов. Специалист после серьёзной практики - имеет в виду, что такие техники полезны в плане создания процесса и темы взаимодействия, в частности, если клиент пока закрыт, или не в состоянии выражаться доступно (дети, например). Тогда - да, разумеется, ПМ очень помогают, но не более чем материал для построения сотрудничества, "раппорта". На минуточку так - "проекция" в данном смысле, если не подразумевает психоаналитическую интерпретацию как псих-защиту - доступна всегда. То есть, вообще - ВСЁ поведение человека это, если так угодно, проекция его "внутреннего мира": его цели, убеждения, привычки, стратегии интерпретации и т.п. очевидны, если знать, что ищешь. Заявление тут немного "революционное", но на самом деле тривиальное: если ты не можешь получить нужную для диагностики информацию, просто общаясь с человеком (разумеется, не "просто", но в плане обычного клинического интервью) - проективные тесты тебе всё равно не помогут, там ничего сильно отличающегося от доступной в речи информации нет. 2. "ПМ позволяют обойти псих-защиты". Хм... А кто-нибудь ответит - позволяет ли проективная методика обойти проекцию? :) Если присмотреться, здесь то же самое - "псих-защиты" по определению своему бессознательны и автоматичны; то есть, никакого мистического процесса "утечки через барьер" не происходит в проективных методиках (если предположить, что есть чему утекать). Психические защиты (более прямым текстом - иллюзии и искажения реальности) - видны точно также, и прочий "внутренний мир", опять же, если иметь понимание об их функциях. А функции их просты - защита Эго, условного чувства собственного достоинства, с помощью "подтасовки" этих условий. Обойти их нельзя - в том смысле, что возможно как-то вести продуктивную терапевтическую работу, не разбираясь с причинами возникновения защит. Даже если уберёшь или "пройдёшь" через одни - появятся новые, а вероятнее всего старые обновятся... 3. "ПМ - помогают "опредмечивать" и выявлять бессознательное". Бессознательное ЧТО? И каким образом, если человек выполняет задания этих методик также сознательно? Что в тесте "Нарисуй зверюшку", кроме умения рисовать, можно найти уникального, чего нет в стандартном самоотчёте? Про современные взгляды на "бессознательное" уже писал, так что тут повторяться не буду. 4. "Критиковать ПМ легко, ты сначала пользоваться научись" :) А как узнать, что уже научился? Классика демагогии - точно также до сих пор пытаются аргументировать устаревшие положения традиционного психоанализа "Вы это всё понимаете неправильно, нужно вот так..." - и дальше идёт только что придуманное толкование текстов З. Фрейда, услышав которые, он даже если жив бы и был, то тут же скончался, скорее всего. Так или иначе - эти разговоры могут быть бесконечными, если не определиться: - В чём конкретный принцип действия той или иной методики, с точки зрения пусть одного частного теоретического подхода - Что именно и насколько достоверно ей можно диагностировать и можно ли вообще - Каким образом оценивается степень умения использования - а то, сами понимаете, я же и историю болезни почитать могу, а сделать вид, что это мне тест показал - И самое главное, наверное - каким образом это всё относится к процессу терапии, для чего именно эти ПМ необходимы настолько, что более "прозаическими" опросниками и шкалами не обойтись 5. "ПМ нужны, чтобы оценивать всю личность целиком и глобально, а не какие-то отдельные черты по опросникам". Ну, это уже область метафизики, улетающая за пределы здравого смысла. То есть, народ, создающий опросники, проводящий валидизацию и факторный анализ (это куча денег, помимо всего прочего) - это кретины невероятные настолько, что не понимают, что "личность надо целиком оценивать"? Не вдаваясь в дебри того, что глобальную и полную оценку личности дать невозможно эмпирически (только относительную и ситуативную) - предположим, что всё-таки это вероятно. Каким тогда образом проективный тест, заключающийся в рисовании/интерпретации/завершении отрывков (или любой другой изолированной деятельности), это позволяет? * * * Момент, не вошедший в распространённые мифические идеи, но заметный в практике коллег - многие клиенты всё чаще при предложении им проективных методик намеренно, осознанно и с пониманием дела "проецируют" полнейшую чушь, рисуют жуткую несуразную хрень и всё в этом духе. А ты давай, интерпретируй это, умник :) Не все, конечно, "наивная выборка" ещё сохраняется, но тенденция есть. Больше и интереснее - на сайте авторского проекта Force Of Mature. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|