|
Как избежать промывки мозгов: основы информационной гигиеныАвтор статьи: 404
Объем информации в мире возрастает ежегодно, по данным различных источников, примерно на 30%. Различными путями информация достигает человека и перерабатывается его мозгом. Что же это за пути? Можно выделить несколько ведущих каналов, по которым информация поступает человеку:
Без преувеличения, можно сказать, что на современного человека обрушиваются водопады информации, причем водопадов таких много, и вода в них далеко не всегда чистая и безвредная. Чем же опасно для человека обилие информации?
Во-первых, обработка любой информации отнимает время. Так, по данным исследования, проведенного в 2014 году, среднестатистический житель России 98 минут в сутки проводит у телевизора, и 158 минут в сутки – у компьютера. Это 26% времени бодрствования. А ведь нужно еще есть, пить, умываться, ездить на работу и с работы, общаться с друзьями и близкими… Когда же достигать цели, которые человек перед собой ставит? Если ставит, конечно… Во-вторых, информация, которой пичкают человека, содержит скрытые управляющие команды. В частности, скрытую рекламу, например, широко распространен прием product placement, когда в фильмах, телепередачах, музыкальных клипах, в компьютерных играх и книгах демонстрируется реальный продукт, и упоминается о его хорошем качестве. Хотя product placement – еще цветочки. Фильмы, которые смотрят люди, и книги, которые они читают, формируют их стиль мышления, жизненные стратегии и ориентиры. Попросту говоря, диктуют, как жить и что делать.
Это аллегорически показано в фантастическом фильме «Чужие среди нас» (США, 1988, другой перевод названия «Они живут»). Герой фильма случайно находит «чудесные очки», надев которые, начинает видеть неожиданные вещи. Рекламные щиты, журналы и книги покрыты невидимыми для глаз простого человека лозунгами-внушениями: «Потребляй», «Покупай», «Подчиняйся», «Не думай», «Спи», «Работай», «Женись и размножайся». В-третьих, обилие информации создает информационную перегрузку – ресурсы мозга тратятся на обработку ненужной, по сути, информации. А на то, чтобы подумать о чем-то по-настоящему важном, о целесообразности своих действий, о жизненных целях, - на это не остается сил. Да и времени не остается. В-четвертых, телевидение, кинематограф, развлекательная литература, компьютерные игры и Интернет, - создают искаженный образ реальности. Зрителю показывают моделей, обработанных визажистами, одетыми от кутюрье, при грамотно поставленном освещении, - и он начинает невольно сравнивать реальных людей с тем, что видел на экране. И, разумеется, реальный, живой человек, проигрывает киноподделке. Зрителю показывают образцы межличностных отношений, которых в реальности не существует: между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, между друзьями… И зритель начинает искать таких отношений в реальной жизни, не находит их, и очень расстраивается, что мир не такой, как в кино. Иногда формируемый образ реальности просто шизофренический. Взять хотя бы фильмы про зомби – весьма популярная тема. Труп с полуразложившимися тканями бегает, ориентируется на местности… С научной точки зрения, это полнейший бред. Но когда человек посмотрит с десяток таких фильмов, он перестает считать это безусловным бредом. Инопланетяне, вампиры, «плохие парни всегда погибают, а хорошие остаются живы», и «в конце концов всё закончится хорошо» (happy end), - зритель начинает в это всерьез верить. К чему приводит такая шизофренизация сознания? К тому, что зритель, насмотревшись романтически-фантастических фильмов и усвоив пропагандируемые в них бредовые идеи, «наступает на грабли» и «набивает шишки», причем многократно. Исходя из рекламно-пропагандного образа «успеха», он начинает ставить себе бредово-фантастические и заведомо нереалистичные цели. Яхты-самолеты, любовницы-фотомодели, миллионы-миллиарды, желательно в долларах-евро. Заботясь о своем здоровье, мы моем руки с мылом, приходя домой с улицы. А главное, мы не берем в руки и не тащим в рот то, от чего можно подхватить заразу: дохлую крысу, собачьи экскременты, и даже оставленное кем-то недоеденное мороженное. Это – элементарные правила личной гигиены. И при обращении с информацией гигиена тоже нужна.
В чем может выражаться информационная гигиена? Ограничение информационных потоков. Радикальные меры: отказ от телевизора, социальных сетей, компьютерных игр. Отписка от e-mail рассылок. Избирательность в выборе источников информации. Не нужно смотреть все фильмы, которые выходят в прокат, и читать всю подряд печатаемую беллетристику. Лучше составить план чтения и просмотра фильмов, и включить в них по 50-100 действительно качественных произведений кино и литературы. В интернете можно найти рейтинги, где эти произведения оцениваются с точки зрения их художественных достоинств. Целевой подход к информации. Перед потреблением любого информационного продукта: фильма, книги, телепередачи, интернет-странички, - задать себе вопросы:
Есть такое выражение: «информационная война». Война ведется с помощью оружия. В информационной войне оружием является информация. Информация может быть оружием. А любое оружие по определению опасно, если не умеешь им пользоваться. Это стоит понять и запомнить. И в повседневной жизни постепенно вырабатывать привычку к информационной гигиене. Во-первых, это позволит сэкономить массу времени. Во-вторых, избежать выбора ложных, навязанных целей, на достижение которых может уйти уйма ресурсов, а иногда и вся жизнь. Оригинал статьи опубликован на сайте tukmakov.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|