Как избежать промывки мозгов: основы информационной гигиены

Автор статьи: 404

Объем информации в мире возрастает ежегодно, по данным различных источников, примерно на 30%. Различными путями информация достигает человека и перерабатывается его мозгом. Что же это за пути? Можно выделить несколько ведущих каналов, по которым информация поступает человеку:

  • Средства массовой информации, в первую очередь – телевидение, а также пресса (газеты, журналы).
  • Интернет, включающий множество информационных ресурсов (сайты, порталы) и социальные сети.
  • Кинематограф.
  • Радио.
  • Литература, сейчас большинство людей потребляют беллетристику, т.е. книги развлекательного характера.
  • Специальные рекламные носители: щиты, плакаты, звуковая реклама в метро, которая навязчиво лезет в глаза и уши. Ее, в отличие от информационной листовки в почтовом ящике, невозможно скомкать и выбросить, а приходится воспринимать.

Без преувеличения, можно сказать, что на современного человека обрушиваются водопады информации, причем водопадов таких много, и вода в них далеко не всегда чистая и безвредная.

Чем же опасно для человека обилие информации?

Как избежать промывки мозгов основы информационной гигиены
Статистика затрат времени на потребление информации
Источник: Milward Brown AdReaction, 2014

Во-первых, обработка любой информации отнимает время. Так, по данным исследования, проведенного в 2014 году, среднестатистический житель России 98 минут  в сутки проводит у телевизора, и 158 минут в сутки – у компьютера. Это 26% времени бодрствования. А ведь нужно еще есть, пить, умываться, ездить на работу и с работы, общаться с друзьями и близкими… Когда же достигать цели, которые человек перед собой ставит? Если ставит, конечно…

Во-вторых, информация, которой пичкают человека, содержит скрытые управляющие команды. В частности, скрытую рекламу, например, широко распространен прием product placement, когда в фильмах, телепередачах, музыкальных клипах, в компьютерных играх и книгах демонстрируется реальный продукт, и упоминается о его хорошем качестве.

Хотя product placement – еще цветочки. Фильмы, которые смотрят люди, и книги, которые они читают, формируют их стиль мышления, жизненные стратегии и ориентиры. Попросту говоря, диктуют, как жить и что делать.


Кадр из фильма «Чужие среди нас»

Это аллегорически показано в фантастическом фильме «Чужие среди нас» (США, 1988, другой перевод названия «Они живут»). Герой фильма случайно находит «чудесные очки», надев которые, начинает видеть неожиданные вещи. Рекламные щиты, журналы и книги покрыты невидимыми для глаз простого человека лозунгами-внушениями: «Потребляй», «Покупай», «Подчиняйся», «Не думай», «Спи», «Работай», «Женись и размножайся».

В-третьих, обилие информации создает информационную перегрузку – ресурсы мозга тратятся на обработку ненужной, по сути, информации. А на то, чтобы подумать о чем-то по-настоящему важном, о целесообразности своих действий, о жизненных целях, - на это не остается сил. Да и времени не остается.

В-четвертых, телевидение, кинематограф, развлекательная литература, компьютерные игры и Интернет, - создают искаженный образ реальности.

Зрителю показывают моделей, обработанных визажистами, одетыми от кутюрье, при грамотно поставленном освещении, - и он начинает невольно сравнивать реальных людей с тем, что видел на экране. И, разумеется, реальный, живой человек, проигрывает киноподделке.

Зрителю показывают образцы межличностных отношений, которых в реальности не существует: между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, между друзьями… И зритель начинает искать таких отношений в реальной жизни, не находит их, и очень расстраивается, что мир не такой, как в кино.

Иногда формируемый образ реальности просто шизофренический. Взять хотя бы фильмы про зомби – весьма популярная тема. Труп с полуразложившимися тканями бегает, ориентируется на местности… С научной точки зрения, это полнейший бред. Но когда человек посмотрит с десяток таких фильмов, он перестает считать это безусловным бредом. Инопланетяне, вампиры, «плохие парни всегда погибают, а хорошие остаются живы», и «в конце концов всё закончится хорошо» (happy end), - зритель начинает в это всерьез верить.

К чему приводит такая шизофренизация сознания? К тому, что зритель, насмотревшись романтически-фантастических фильмов и усвоив пропагандируемые в них бредовые идеи, «наступает на грабли» и «набивает шишки», причем многократно. Исходя из рекламно-пропагандного образа «успеха», он начинает ставить себе бредово-фантастические и заведомо нереалистичные цели. Яхты-самолеты, любовницы-фотомодели, миллионы-миллиарды, желательно в долларах-евро.

Заботясь о своем здоровье, мы моем руки с мылом, приходя домой с улицы. А главное, мы не берем в руки и не тащим в рот то, от чего можно подхватить заразу: дохлую крысу, собачьи экскременты, и даже оставленное кем-то недоеденное мороженное. Это – элементарные правила личной гигиены. И при обращении с информацией гигиена тоже нужна.


КЛассическая Индивидуальная Зомбирующая МАшина

В чем может выражаться информационная гигиена?

Ограничение информационных потоков. Радикальные меры: отказ от телевизора, социальных сетей, компьютерных игр. Отписка от e-mail рассылок.

Избирательность в выборе источников информации. Не нужно смотреть все фильмы, которые выходят в прокат, и читать всю подряд печатаемую беллетристику. Лучше составить план чтения и просмотра фильмов, и включить в них по 50-100 действительно качественных произведений кино и литературы. В интернете можно найти рейтинги, где эти произведения оцениваются с точки зрения их художественных достоинств.

Целевой подход к информации. Перед потреблением любого информационного продукта: фильма, книги, телепередачи, интернет-странички, - задать себе вопросы:

  • Зачем мне нужна эта информация?
  • На какой вопрос я хочу ответить, восприняв и обработав эту информацию?
  • Какое воздействие окажет эта информация на мое эмоциональное состояние?
  • Могу ли я потратить время, которое уйдет на потребление этой информации, с большей пользой?

Есть такое выражение: «информационная война». Война ведется с помощью оружия. В информационной войне оружием является информация. Информация может быть оружием. А любое оружие по определению опасно, если не умеешь им пользоваться. Это стоит понять и запомнить. И в повседневной жизни постепенно вырабатывать привычку к информационной гигиене.

Во-первых, это позволит сэкономить массу времени.

Во-вторых, избежать выбора ложных, навязанных целей, на достижение которых может уйти уйма ресурсов, а иногда и вся жизнь.

Оригинал статьи опубликован на сайте tukmakov.ru



Просмотров: 229
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Информационная психология – информация в информационной медицине.
  • Избыток информации & нехватка времени
  • Могут ли средства массовой информации влиять на наши навыки и ожидания от отношений?
  • Можно ли доверять биографической информации в регрессивном гипнозе? часть 4
  • В мире информации: как позаботиться о себе?
  • Немного интересной информации (или когда настроение на нуле читать обязательно!)
  • 10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
  • Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации
  • Время турбулентной информации
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Источник информации
  • Стратегии переработки информации
  • Сновидения как источник предвидческой информации
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Переписка подростка–табу или источник информации
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • Адаптивный подход. Значимость информации и психогении.
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Что такое считывание информации с поля?
  • Как справляться с потоком негативной информации? Реальность, которую мы сами себе создаем.
  • Еще раз об Информации
  • Как реализуется передача информации
  • Информации нужен минимум
  • В продолжение эфира о поиске информации
  • психотипы личности по восприятию информации
  • Карма - как закон сохранения информации.
  • Пожиратели информации и Правило 30 секунд
  • Мусор и пища на рынке информации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь