Адаптивный подход. Значимость информации и психогении.

Значимость информации определяется особенностями конкретной личности, ее установками, потребностями. То что значимо для меня в этот момент может быть абсолютно не значимо для другого.

Что сильно влияет на значимость?

Неожиданность  информации.

Адаптивный подход Значимость информации и психогении

В данном случае сильным травмирующим эффектом обладает информация которая сообщается неожиданно и которая угрожает важным потребностям — самосохранение, эмоциональная привязанность к близкому. Такая информация патогенна для сознания. И скорее всего вызовет  острый стресс, а на фоне стресса могут возникнуть патопсихогении.

С другой стороны сильной травмы могло бы и не быть если бы человек сам мог предположить с большой вероятностью смертельный исход болезни близкого и заранее морально подготовиться к нему.

Вывод: значимая информация, которая может угрожать целостности «я», становится наиболее опасной при неожиданной подаче человеку.

Вероятностное прогнозирование

В мозге человека и высших животных протекают процесс вероятностного прогнозирования и сличения реально наступившей ситуации с прогнозируемой.

Всякое неожиданное изменение ситуации ведет к тому, что наступает рассогласование между имеющейся в данный момент ситуацией и той ситуацией которой ожидал. Чем больше несоответствие между реальной данностью и тем что прогнозировалось, тем больше информации несет эта данность и тем больше она может оказаться патогенной.

По И. М. Фейгенбергу, процессы вероятностного прогнозирования и сличения, протекающие в мозгу, играют существенную роль в возникновении эмоций, вызванных действием информации. Так, реакция испуга возникает при рассогласовании между фактической ситуацией и прогнозируемой; реакция страха — в результате сличения прогнозируемой ситуации с той ситуацией, которая соответствует потребностям организма;разочарование — при рассогласовании между ожидаемым (прогнозируемым) приятным событием и действительностью

Чувство радости, как нам кажется, появляется тогда, когда возникает рассогласование между прогнозировавшимся индифферентным или неприятным событием и наступившим приятным событием. Поэтому, например, подарок стараются сделать неожиданным (сюрприз), так как неожиданность усиливает чувство удовольствия или радости

Комплекс соматических изменений при эмоциях по своему происхождению родствен ориентировочной реакции — он возникает в результате работы аппарата сличения. Отклонение хода событий от прогнозируемого организмом ведет к ряду изменений, мобилизующих организм на перемену стратегии поведения, подготовляющих его к действию с возможными большими затратами энергии. При этом происходит увеличение в крови количества адреналина, сахара, учащение пульса, повышение артериального давления, приводящее организм в состояние «боевой готовности».

Вывод: чем нереалистичнее ожидания и прогнозы  — тем вероятнее испытать разочарование. «Надейся на лучшее, ожидай худшего» Народная мудрость.

Пригодность информации для принятия решения.

Особенно значима для человека информация, вызывающая необходимость принять решение, что делать теперь, как действовать дальше, т. е. затрагивающая его будущее. Пока решение не принято, не выбрана твердая линия поведения («стратегия поведения», по И. М. Фейгенбергу), сохраняется эмоциональная напряженность, а вместе с тем и возможное психотравмирующее действие ситуации. С другой стороны, после того, как принято твердое решение, что делать дальше, и прекратились поиски выхода из сложившейся, даже тяжелой, ситуации, наступает разрядка эмоциональной напряженности.

Вывод: Для 90% людей самая большая трудность не в том, чтобы что-то сделать, а том чтобы решиться на действие. Когда решение принято, энергия идет на действия.  Пока решение не принято колоссальное количество  энергии тратится на сомнения, колебания, руминации, обдумывания вариантов — это создает психоэмоциональное напряжение, стресс. Мозг создавался эволюцией не для длительного обдумывания, а для быстрого принятия решений, даже с риском ошибки.

Информация раскрывающая перспективы

Психической травмой обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации и поэтому требует принятия решения, как быть в дальнейшем. Например, даже если заболевание является реакцией на, казалось бы, только происшедшее событие — потерю близкого человека, уход из семьи одного из супругов или полученное оскорбление, психотравмирующее действие в значительной мере определяется значением этих событий для будущего. Оплакивается порой не столько судьба погибшего, сколько участь самого оставшегося («На кого ты нас покидаешь!», «что я теперь буду делать!»). Не случайно, когда, желая утешить в связи с постигшим несчастьем, обычно рисуют перспективы выхода из сложившейся ситуации и намечают линию поведения в дальнейшем («Вы молодая, интересная женщина, вы устроите свою личную жизнь», или «У вас есть дети, которым вы нужны, вы должны жить для них»).

Дефицит информации в условиях острой нужды

«Незнание, как поступить в данных условиях, является, по В. П. Симонову, основной причиной эмоции. Последние рассматриваются им как компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы, страх — для организации защиты; горе возникает в условиях острейшего недостатка сведений о возможности компенсации утраты Недостаток сведений, вызывающий эмоции, может привести и к неврозам».

Новизна информации

За мотивацию и обучение отвечает дофамиэргетическая система. Дофамин это эндогенный «пряник и кнут». Новизна поддерживает дофаминэргетическую систему в тонусе, а значит поддерживает адаптивность — поэтому новизна обладает значимостью.

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений, а также наркотиков. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.  Дофамин играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. Активация дофаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой.

Кроме еды и секса выработку дофамина стимулируют музыка и новые впечатления (места, знакомства, еда, запахи). Новизна впечатлений вызывает прилив дофамина. Есть принцип толерантности — снижения чувствительности рецепторов к агенту. Вот почему от привычных вещей мы не получаем удовольствие — приелось, скучно. Нас тянет к приключениям, путешествиям.

Существует феномен пространственной толерантности. Заядлый любитель кофе, дома не чувствует уже эйфории. Так как высокая толерантность к окружающей обстановке. Но стоит ему поменять место — и выпить обычную дозу кофе в другом месте — он сразу же чувствует все намного ярче! Поэтому героинщикам категорически не рекомендуют «ширяться» в новых местах — это опасно, т.к. может понизиться толерантность и он получит «передоз» именно от той дозы которую обычно принимает.

Вывод: В новизне важна мера. Регулярные новые впечатления активируют НС, поддерживают ее в тонусе, стимулируют дофаминэргетическую систему мозга, улучшают настроение, повышают адаптивность. Избыточные новые впечатления, особенно просмотр новостей — дисбалансируют процессы возбуждения и торможения в коре мозга,  ведут к информационной интоксикации, к чрезмерной раскачки дофаминовых качелей. Иногда рекомендуется делать дофаминовый детокс, т.е. уйти на 2-3 дня в глухое затворничество.

Знакомость информации.

«Одна из самых впечатляющих концепций в современной психологии – “когнитивная легкость”. Когда мы видим то, что ожидаем увидеть, то, что кажется нам привычным и знакомым, это доставляет нам удовольствие. И, что еще важнее, мы чувствуем, что все идет правильно.

Это очень важный адаптивный механизм. Животным он помогает не находиться все время в состоянии стресса. Когда ты видишь что-то незнакомое, нужно насторожиться. Обратная сторона медали – когда ты видишь знакомое, можно расслабиться. В самом деле, ведь в прошлый-то раз оно тебя не съело! У человека чувство когнитивной легкости выступает признаком хорошо освоенного навыка, проторенных дорожек между нейронами»

 


Субьекто-ориентированность информации.

Очевидно, что самая значимая информация та, которая касается особенностей личности, начиная от её внешности и заканчивая её ценностей, взглядов и убеждений, поведения, нрава. Психический гомеостаз — это система регулирующая постоянство и целостность психического «Я». Наши взгляды, представления, установки, характер, темперамент, мнение о себе, поведенческие стереотипы — все это не изменяется так уж быстро. Это устойчивые характеристики личности. Организм охраняет психическую целостность, так же как и физическую.

Обычно мы очень чувствительны к замечаниям в свой адрес, похвалам, критике, славе, оскорблениям, комплиментам, клевете, лести.

Информация создающая неразрешимый конфликт в психике

 Часто патогенными оказываются события, ведущие к возникновению конфликта, не разрешимого для данного человека, т. е. приводящие к сосуществованию противоречивых стремлений. Так, у одной нашей больной невроз возник после того, как она узнала об измене мужа. Она не могла простить ему этого и хотела уйти от него, но в то же время не могла решиться на это, так как хотела сохранить семью ради детей. У другой больной невроз появился в связи с тем, что она заставляла себя оставаться на работе, которая ей не нравилась (всегда шла на работу с неохотой). В основе патогенного действия этих травм лежит столкновение (сшибка) нервных процессов. К нему могут приводить и ситуации, при которых происходит нарастание эмоциональной напряженности под влиянием частых колебаний событий то в одну, то в другую сторону (например, жена то обещает вернуться к мужу, то вновь отказывается от этого решения, и так несколько раз).

Постепенное уяснение значимости «бомба замедленного действия»

Неврозы у человека также могут иногда возникать не сразу, а спустя некоторое время после вызвавшей их психической травмы под влиянием последующей психической переработки психотравмирующих событий,постепенного уяснения значимости происшедшего. При этом возможно, что в случаях запоздалой реактивности играют роль добавочные раздражители, усиливающие патогенное действие первого, а также усиление его действия — вследствие присоединения влияния следов ранее действовавших раздражителей. Иногда оставившие след переживания могут обнаружиться (растормозиться) через много лет после действия вызвавшего их раздражителя под влиянием новых условнорефлекторных раздражителей, сходных с действием первоначальных, и привести, например, к возобновлению фобии. Переживания могут актуализироваться также при астенизации организма, вызванной теми или иными причинами. Последнее наблюдали мы (1948) у раненых в остром периоде, Е. С. Авербух — у больных гипертонической болезнью, Schneider — у заболевших инфекционными болезнями.

Неврозы могут возникнуть у людей с любым типом нервной системы. При среднем типе легче развивается неврастения, при художественном — истерия и при мыслительном — психастения.

Лица с сильным типом нервной системы и достаточной подвижностью нервных процессов заболевают неврозами только под влиянием очень сильной или чрезвычайно длительной психической травматизации. При прочих равных условиях неврозы легче возникают у лиц со слабостью, а также неуравновешенностью или низкой подвижностью нервных процессов, резким преобладанием одной из сигнальных систем над другой и преобладанием подкорки над корой. Поэтому неврозы особенно легко возникают, если имеется стойкое нарушение в соотношении основных свойств высшей нервной деятельности, взаимодействии сигнальных систем, коры и подкорки. Это наблюдается при психопатиях, психопатизации, а иногда при патологическом развитии личности.

При создании поста использована информация из авторского блога "Психология 21 века"

и из книг

А. М. Свядоща «Неврозы и их лечение»
А.Казанцевой «В интернете кто-то неправ»

 




Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Могут ли средства массовой информации влиять на наши навыки и ожидания от отношений?
  • Может ли вместо одного человека умереть другой?
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • Могут ли возникнуть серьезные отношения у людей с IQ 150 и 100? Интервью с участниками событий.
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Немного интересной информации (или когда настроение на нуле читать обязательно!)
  • Судьбоанализ - теория информационного поля человека в практической психологии. Информация к размышлению.
  • Почему иногда мужчины уходят даже от женщины, которая им действительно нравилась
  • Время турбулентной информации
  • психотипы личности по восприятию информации
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Стратегии переработки информации
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Женщина, которая сделала всё, ради семьи и даже больше
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Соглашение о стандартах консультирования между психологом и клиентом. Информация для клиентов.
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Помощь в поиске информации студентам и не только
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Почему мужчины могут оставаться в отношениями, даже если уже разлюбили
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Что делать, когда бесят люди и ситуации?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь