|
Понимание Эго у ЮнгаАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Психика по Югу имеет сложную структуру, включающую сознательные части (Эго и) Персону, индивидуальное бессознательное (Аниму и Анимус, а также Тень), а также проявляющееся через конкретную личность коллективное бессознательное и Самость. Именно коллективное бессознательное, населенное архетипами, а также культуральное бессознательное, как слой, присущий отдельным народам, цивилизациям, составляет универсальный психический базис всего человечества. Эго представлялось Юнгу некоей исходной точкой для входа в бесконечное пространство психического. Юнг был далек от фиксации на Эго, однако именно ему он приписывал наиболее весомую социальную ценность. Эго в мифологии и в личном материале сновидений выражается в виде основного активного действующего лица мифа, сказки или сна. Что есть Эго? По Юнгу ответ на данный вопрос может включать в себя несколько аспектов.
Путешествие в глубины Эго Степень силы Эго различается у людей в зависимости от личностных особенностей, она может меняться в разные периоды жизни. Более того, человек сознательно может приостанавливать некоторые функции эго, к примеру, при просмотре фильма, когда он вместе с его героями уносится в некоторые иллюзорные переживания, тем не менее, весьма реальные для психики. Юнг исследовал соотношения между Эго и бессознательным. Корни Эго достигают бессознательного. Оно разнородно по структуре: верхние слои ориентированы на реальность, а более глубинные - на эмоционально-чувственную сферу. Сознание человека не находится под тотальным контролем Эго. Скорее можно говорить о перемещении Эго по полю сознания. Конфликт есть развитие В течение жизни, начиная с младенческого возраста, Эго развивается в ходе внутренних конфликтов, переживаемых чувств и эмоций. В зрелом возрасте значительно отличается от рудиментарного младенческого Эго. Иногда травматический опыт вызывает серьезные структурные изменения, в результате чего человек становится травматиком и использует чрезмерные защиты для психики, предупреждая любые возможные вторжения. Развитие Эго по Юнгу фундаментально направлено на сепарацию и индвидуацию. Такое стремление к развитию и расширению сознания он считал естественным и врожденным процессом. Сначала Эго, которое по Юнгу выделяется из общей Самости, укрепляет свои позиции, выходя за пределы бессознательного: маленький человек отождествляет себя со своим именем, затем он отождествляет себя с Персоной («я сын своих родителей», «брат сестры» и т.п.). Постепенно Эго все дальше и дальше удаляется от чистой Самости и становится все более связанным с конкретной личной историей, обстоятельствами жизни. Я и другие Согласно Мюррею Стайну, что соответствует многочисленным исследованиям Боулби, Харлоу, в Эго превалируют два противоположных вектора: потребность в сепарации, т.е. в обособлении, отделении и потребность в принадлежности к чему-либо, в эмоциональных связях с другими людьми. В связи с этим важной частью индивидуации как процесса развития Эго и личности в целом является взаимодействие с другими в отношениях. Поэтому проблемы личности со слабым Эго, например с психотической или пограничной структурой часто проявляются именно в неумении выстраивать стабильные удовлетворительные отношения с окружающими. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|