Личное и коллективное бессознательное

В ходе своей психиатрической практики, а также в ходе использования разработанного им ассоциативного теста Юнгу удалось выявить глубинные психические слои, которые он разделил на два слоя.  

Как писал сам Юнг в  своей работе «Очерки по психологии бессознательного», «Мы должны различать личное и безличное (или трансличное) бессознательное. Последнее мы называем также коллективным бессознательным именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно универсальным, и потому что его содержания могут быть обнаружены повсюду…»

Личное и коллективное бессознательное

По Юнгу личное бессознательное содержит те компоненты личности, которые подавлены в результате воспитания и наиболее легко могут стать осознанными. Например:

  • Неосознаваемые воспоминания.
  • Вытесняемые мысли, как правило, болезненные.
  • Подпороговые восприятия.
  • Чувства, не достигшие сознания.
  • Содержания, которые не достигли сознательной степени зрелости, соответствующие фигуре Тени.

Такие травматические бессознательные аффективно заряженные содержания получили название комплексов.

В свою очередь, комплексы могут быть личными, социальными, культуральными. Структура ядра комплекса содержит универсальный архетипический компонент (т.е. все-таки принадлежит к сфере коллективного бессознательного) и личное травматическое содержание.

Коллективное бессознательное

Граница личного слоя бессознательного проходит на уровне детских воспоминаний. Тогда как коллективное бессознательное уходит своими корнями в период, предшествующий детству, является хранилищем мировой души человечества, а именно вместилищем архетипов. Архетипами Юнг считал образования архаического характера, своего рода схемы поведения, чувствования, переживания, воплощенные в том числе в мифологических мотивах.

В знаменитых «Тавистокских лекциях» он делится своими впечатлениями от поездки в Америку, где он анализировал сын чернокожих, не исповедующих христианство, но содержащих такие символы, как крест, распятие…Также он проводит параллель между христианским распятием и языческим жертвоприношением божеству солнца через распятие на колесе.

 В итоге Юнг делает простой и изящный вывод о том, что разум человека имеет свою историю, как и тело. У младенца есть мозг определенной структуры, сформировавшийся в течение миллионов лет. Следы архаического разума сокрыты внутри структур мозга.

Далее Юнг делится опытом работы в психиатрии, где он активно изучал видения пациентов с диагнозом «шизофрения», наполненные мифологическими надличностными мотивами.

Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию, как и тела, если рассматривать их с анатомической точки зрения.

Содержание коллективного бессознательного не контролируется волевыми усилиями. Констелляция («активизация»)  архетипов коллективного бессознательного в больших социальных, этнических, культурных группах выражается в массовых публичных помешательствах и в ментальных эпидемиях.

 

Культурное бессознательное

Юнг утверждал, что разные уровни национального сознания отражают истории рас, а на глубинном уровне все люди, независимо от этнической принадлежности, «имеют похожие архетипы».

Юнгианский аналитик Мюррей Стайн в своей книге «Юнговская карта души» говорит о «культурном бессознательном», т.е. о некоем общем уровне бессознательного, «связанном с культурой». Оно приобретается в ходе личной истории, но смысл его наполнен общим культурным содержанием. Существующие в нем социальные комплексы не принадлежат лично индивидууму. В итоге в каком-то конкретном обществе масса людей имеет схожие элементы психической организации, характерные для данной традиции. Например, какие-либо унифицированные, единые для всех переживания (к примеру, посещение дошкольных или школьных учреждений) в итоге формируют психические паттерны, программирующие и личное бессознательное.

Культурные стимулы и стереотипы воздействуют на психику через телевидение, через  литературу. Они также могут способствуют формированию культурных комплексов, проникающих в личное бессознательное.

 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кинематограф и попытки подтасовки архетипов коллективного бессознательного.
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Архетипы коллективного бессознательного: личность и культура
  • Ресурсы коллективного бессознательного.
  • Феномены коллективного бессознательного
  • Работа со Сновидениями Коллективного Бессознательного
  • Бездна бессознательного // Разведывательные исследования психики / Раскрытие тайн бессознательного
  • Юнг Карл Густав – коллективное бессознательное и зарождение аналитической психологии
  • Метафорические карты и коллективное бессознательное
  • Коллективное Бессознательное на связи! Ловите сигналы!
  • Метафора для понимания "прорыва содержания бессознательного".
  • Структура личности. Модель архитектоники бессознательного
  • Проблемы сознания и бессознательного
  • Теория группового бессознательного и практика работы с социальными системами
  • Эволюция понятия бессознательного в мировой философии и психологии. Часть 2
  • Эволюция понятия бессознательного в мировой философии и психологии. Часть 1.
  • Структура содержания и содержание структуры
  • О книге Диноры Пайнз «Бессознательное использование своего тела женщиной»
  • Ядро невроза и символы бессознательного
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Безличное личное
  • «Неизведанные грани бессознательного поведения»
  • Как быстро и легко получить подсказку от бессознательного
  • Вторжение близких людей в личное пространство
  • Женский день. Бессознательное против сознания.
  • И всё таки, оно есть, Бессознательное
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.
  • Культурное бессознательное



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь