|
Культурное бессознательноеАвтор статьи: Жукова Юлия Львовна
Коллективное и культурное бессознательное — это не совсем тождественные понятия. В настоящее время под Культурным бессознательным принято понимать Коллективное бессознательное за исключением так называемого «повседнева». То есть, это только та коллективная и историческая память, которая нашла отражение в культуре и ее артефактах (мифах, сказках, искусстве, литературе) в виде неких закрепившихся форм, которые Культурное бессознательное наделяет определенным значением. Подробнее с этим взглядом можно познакомиться в книге Пелипенко и Яковенко «Культура как система» Культурное бессознательное не аморфно, а организовано иерархически, в виде нескольких соподчиненных слоев. Чем выше слой, тем его содержимое доступнее для осознание и тем меньше его влияние на бессознательное поведение и восприятие людей, тем больше это содержание индивидуализируется. Наиболее сильное влияние на поведение и восприятие оказывают глубинные слои культурного бессознательного. Кроме того, содержание глубинных слоев более универсально для всего человечества. Чем выше слой, тем больше его вариативность, в зависимости, от конкретной культуры и тем больше в нем индивидуальных различий, обусловленных индивидуальным опытом личности. То есть число «два» воспринимается сходно представителями любой культуры, а восприятие, к примеру, голубого цвета будет зависеть от принадлежности к конкретной культуре и индивидуального опыта. Первые три слоя Культурного бессознательного являются базовыми (общими для всего человечества, а верхние четыре — общекультурными (общими для представителей конкретных культур, образованных на базе единой культурообразующей религии). Первый, самый глубинный слой представляет собой числа. Числа — это такие коды культуры, которые оказывают самое мощное влияние на бессознательное поведение человека и его восприятие. При этом цифры влияние на бессознательное не оказывают. То есть человек реагирует на число элементов (. .) но не реагирует на цифру (2) или (II) Итак, первый слой Культурного бессознательного образуют числа, организованые в ряды. Чем ниже расположен ряд чисел, тем мощнее представлено его влияние на бессознательное. Самое мощное воздействие оказывают числа расположенные в нижнем ряду первого слоя (от одного до трех) Второй ряд чисел — от 4 до 7 И третий ряд чисел — от 8 до 13. Остальные числа располагаются в более высоких слоях пирамиды культурного бессознательного и их восприятие культурозависимо и более индивидуально. То есть по мере возрастания порядкового номера числа, убывает его архетипальный смыслообразующий потенциал. Второй слой Культурного бессознательного — это простейшие фигуры (точка, окружность, горизонталь, вертикаль, сагитталь, спираль, крест, круг, треугольник, спираль, четырёхугольник и т.д). По сути, самые простейшие фигуры являются пространственной проекцией числа. Например точка — пространственное выражение числа один, квадрат — числа четыре и их семантическое значение сходно. Простые фигуры относятся к базовому слою Культурного бессознательного (второму) и воспринимаются универсально. Третий слой образует не семантический, а социальный пласт Культурного Бессознательного. Это система базовых архетипов, универсальных для всех культур. Это лишь отчасти совпадающая с юнгианской системой архетипов группа образов, представленная четырьмя базовыми Архетипами Культуры: Демиург, Культурный герой, Трикстер и Богиня-Мать. При этом четыре базовых архетипа представляют собой два пересекающихся континуума. Полюса одного из них Демиург — Богиня-мать, как представители противоположных интенций: активного и пассивного начала. И континуум с полюсами Культурный-герой — Трикстер, как воплощение противоположных интенеций в отношении господствующей картины мира: принятие -отвержение. К этому же слою относится восприятие двух ахроматических цветов и одного хроматического, которые имеют универсальное (сходное) семантическое значение во всех культурах, независимо от значений закрепленных за ними в культурных традициях. Это черный, белый и красный. Следующий, четвертый слой Культурного бессознательного является общекультурным, то есть общим для людей одной культуры и различным для представителей разных культур. Этот слой представляет собой некие устойчиво воспроизводимые в определенной культуре сценарии, мифологемы, отражающие доминирующие в культуре ценности и содержание переживаний, которые возникают в ней на базе культурообразующих религий. Для европейской культуры, с христианством в качестве культурообразующей религии, характерна мифологема связанная с переживанием утраты «рая первозданного», тоски по нему и стремления в « рай обретенный» при том что сам переживающий неизменно прибывает в состоянии «рая потерянного» (в состоянии трагической неудовлетворенности из которой он ищет выход). Данная мифологема носит название «Великий триадический принцип» и разыгрывается четырьмя архетипами, характерными для европейской культуры. Эти архетипы получили название «общекультурные» и представлены такими фигурами, как Маг, Мудрец, Странник и Воин, каждый из которых проявляет свой паттерн поведения в повторяющихся в культуре мифологемах (сценариях). По сути, каждый из четырех архетипов переживает определенный аспект связанный с фактом пребывания в состоянии «рая утраченного». Так Воин олицетворяет переживание утраты чувства безопасности, Странник олицетворяет переживание экзистенциального одиночества, Мудрец олицетворяет переживание утраты связи со своей животной природой, Маг — олицетворяет переживание осознание своей смертности и ограниченности.
Кроме мифологем и Архетипов Культуры четвертый слой содержит остальные цвета (кроме черного, белого и красного), семантическое значение которых воспринимаются сходно у представителей одной культуры и по-разному воспринимаются у представителей разных культур. Так же часть цветов имеют индивидуальное символическое значение, которое считывается бессознательно и переходят в пятый слой, который и представляет собой комплекс индивидуальных бессознательных интенций детерминированный индивидуальным опытом вхождения в культуру. Шестой слой — зона культурного общественного сознания, включающая, в первую очередь, формы общественного познания: искусство, науку и религию. И седьмой слой — так называемая «зона законодательного разума», содержание которой легко может быть представлено в сознании.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|