Текст был начат 20.06, закончен сегодня. Долго я собиралась....)))
Может ли банальный поход в парикмахерскую стать причиной глубокой внутриличностной работы, продлившейся целую неделю? Ещё как может. А если навыки рефлексии и держания локуса зрения на внутреннем состоянии доведены до автоматизма, то даже чистка зубов может сподвигнуть к небывалым открытиям.
Итак, во вторник в 16.00 я вышла из салона "Стелла" со свежевыкрашенными и вытянутыми до зеркального блеска волосами. Вышла, неимоверно довольная отражением в зеркале и парикмахером. Волосы шелком струились по плечам и сияли неимоверным иллюзорным блондом. Мне надо было ехать на работу, я направилась к остановке транспорта с намерением сойти на несколько остановок раньше, купить вкуснющий кофе в недавно нарытом "кофе -боксе" и неспешно прогуляться до клуба. И я двинулась. С красивым РАСПУЩЕННЫМИ волосами. И вот тут история взяла свое начало.
Я не хожу с РАСПУЩЕННЫМИ волосами. Никогда. Совсем.
Родители наградили меня роскошной шевелюрой. Сама себе завидую. Густые, сильные волосы всегда были предметом моей гордости и моих трудностей. Такую копну, попробуй-ка, промыть, прочесать и высушить! Не враз. Сегодня, когда горячая вода из крана, шампуни, бальзамы, фены и утюги, стало проще, а в 70-х это был кошмар. Мои длинные волосы сохли обычно трое суток. Бабушка шутила: "доченька, волос- то тебе на три драки хватит!" Драться я боялась и не умела, а волосы были самым ценным "имуществом". Мать часто вспоминала, как я- пяти лет отроду, что-то набедокурив, рыдала на полу в зале, после того, как она сказала, что в наказание отдаст меня завтра в детский дом. Думаете я орала от страха расстаться с мамой? Не-а! Я выла и кричала :"Неееет!!!! Меня там постригуууут!!!!!" Мать была от этого в шоке. До конца её жизни этот рев остался для неё загадкой.
У меня всегда были заплетены косы. Я намертво усвоила, что распущенные волосы-это дурной тон. Взрослые в семье, чуть понизив тон и громкость голоса, говорили, что мы- семья интеллигентная, у нас дворянское происхождение, ну, эти- белая кость, голубая кровь. И у девочки, девушки, женщины, имеющей "происхождение", должны быть манеры, элегантность и строгость, не в пример рабоче-крестьянским тетёхам . Речь, осанка, посадка головы, походка и аккуратно прибранная голова. В семье падали в обморок от слова "жопа", а распущенные волосы считали уделом крестьянок, вышедших в субботний день из бани. Поэтому косы, косы, узлы, пучки, ленты, заколки и шпильки.
Я давно не живу в своей ужасно интеллигентной семье. Я умею разговаривать матом, я могу кривляться, как мартышка и скакать, как сайгак. Я умею ржать весёлой конягой. Я могу при случае двинуть по роже или в печень, но я не хожу с распущенными волосами. Меня злит и бесит вид любой особи женского пола, у которой болтаются "патлы". В моем представлении волосы можно распустить только тогда, когда это волосы, похожи на то, что показывали всегда в рекламе Pantene Pro-v. А вокруг такое! Грязные, редкие, секущиеся, непонятного цвета и формы - и в свободном полете! Ужас!!! А самое страшное- они же мешают! Они путаются, везде лезут во всех смыслах, их приходится все время хватать руками, вытаскивать изо рта или из под воротника. И я решила, что стрижка - это единственный вариант держать голову в "форме". Я проходила стриженой 14 лет. Приходя вечером домой, я тут же нацепляла ободок или повязку, чтобы волосы ушли от лица. 14 лет изо дня в день ритуал : проснулась, вымыла голову, уложила феном. 5110 дней. 5110 часов из жизни я потратила, на привычное с детства, поддержание рамок и порядка. Так должно быть! Так сказали бабушка и мама. Они вбили эти гвозди знания в мою красивую голову.
И вот я иду по центральной улице города. Волосы в состоянии рекламного вида. Я иду и матерюсь. Почти вслух. На улице ветер, знаете ли. Вся моя красота торчит одной своей частью дыбом, а другой залепила мне морду лица, я тщетно разгребаю все это богатство до очередного порыва ветра. Я бессмысленно борюсь со своим великолепием, в то время, как другие обычно идут со своими преобычными разными волосами
В этой отчаянной борьбе, злости и тщетности я вдруг чётко осознаю, что моя история про волосы-это история про свободу. Мою внутреннюю свободу. Все семейные установки и регламенты, впаянные в меня с детства-это те внешние рамки, которые стали внутренними. Порядочек должен быть, видите ли. "Ветер в волосах-это ж ветер в голове"-, ну, так бы сказала мама. "Соберись",- сказала бы бабушка. И я вдруг чувствую свой консерватизм во всем, свою трусость перед всем новым, зажатость и неспособность к спонтанности и порыву. Я-"человек-формочка". И мои непонимание, злость и недоумение, к мимо идущим человечицам, с разного качества распущенными волосами, на которые не влияет гадский ветер - это всего лишь зависть. Они свободны, они умеют в этой свободе быть, а я нет. И ветер этот, летний и тёплый я ненавижу за то, что он мне показал "мою тюрьму". Я не берусь утверждать, что все женщины, способные пойти простоволосой, свободны абсолютно во всем. У всех нас свои несвободы и ограничения, просто я увидела своё. Мне трудно выходить за рамки собственных убеждений и заблуждений. Для меня -это погружение в хаос, который мной управляться не может. Терпения и выдержки отдаться, хотя бы на время, нет совсем. Ведь срочно надо же что-то делать! Делать! Делать! Мне всегда надо что-то делать. Очень трудно быть в том, что есть, когда ты не в силах управлять. Любимый гештальтистский девиз "С чем вы сейчас? Побудьте с этим",-ооо, как же мне с ним непросто. Как побыть? С волосами в носу и во рту? Так руки ж вот они! Делай! Черт, ни резинки, ни заколки.. что делать-то???? Быть. И смотреть. В себя. Вот в такую степу -растрепу, блестящего отпрыска дворянских кровей. Смотреть и принимать, как есть. С ветром в волосах, в позволении шагнуть за рамки, со злостью и ненавистью. Вот такую - неидеальную. Живую. Обычную. Человеческую.
Хорошая история. Я по-прежнему убираю волосы в хвосты, косы и узлы, мне так удобно и функционально. Но мне перестали мозолить глаза чужие распущенные волосы. Если я их вижу, даже немытые, некрашенные, да, любые, я внутренне улыбаюсь и радуюсь за их владелицу- ей свободно, и свобода эта ей по силам. А я жду безветренной погоды, как только, так сразу в парикмахерскую.