Все ли сценарии жизни описаны в сказках Пушкина?

Автор статьи: Илья Архипов

Все ли сценарии жизни описаны в сказках Пушкина

Э. Берн - гениальный человек, психолог и психиатр, основоположник Трансактного анализа и концепции сценариев жизни.

Вот, что пишут о сценарии жизни Ян Стюарт, В. Джойнс, 1996: "Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты."

Согласно Э. Берну, существует ограниченное количество способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами сценарного процесса. Они универсальны для любого пола, возраста и даже национальной культуры. Эрик Берн проиллюстрировал каждый способ темой из древнегреческих мифов:

 "Никогда" - Иллюстрируется мифом о Тантале.

"Пока не" - В его основе лежит миф о подвигах Геракла.

"Всегда" - В его основе миф о пряхе Арахне.

"После" - миф о Дамокле, «Дамоклов меч»

"Снова и снова" (Почти) - Коринфский царь Сизиф

"Открытый конец" - сценарий без предписаний, этот сценарный паттерн описывается мифом о Филемоне и Бавкиде - "Раньше мы делали все сами, а теперь только смотрим, как все происходит само собой."

Получается 6 сценариев, 1 из которых "открытый конец" не несет четкой программы, и 5 - с четкой программой жизни.

Другой гениальный человек - великий русский поэт и писатель А. С. Пушкин - написал 5 прекрасных сказок, которые, на мой взгляд - описывают 5 жизненных сценариев.

Такой вывод, я сделал, анализируя сказки Пушкина. Сначала мне был интересен юнгианский анализ сказок, потом я попробовал применить транзактный анализ - и тут меня осенило - все сценарии были описаны Пушкиным в поэтической форме! Не знаю каким образом у него это получилось, можно только строить догадки про коллективное бессознательное и символы, которые он оттуда смог получить, благодаря своему дару. Но перейдем к фактам.

1. Сценарий "Никогда" или "Сказка о попе и работнике его Балде".

"Такое поведение означает крайнюю степень нерешительности и безволия в выборе. "Вы никогда не будете способны делать то, что вы больше всего хотите делать или получить..". Обычно у такого человека драйвер-установка "Будь сильным", но как бы ни трудился человек, жизнь подтверждает основную идею - "Я никогда не буду иметь то, к чему стремлюсь", а все потому, что он не знает чего именно хочет.

Что мы видим в сказке? Балда "Работает за семерых... ", но не знает чего именно хочет, ему все сойдет - и работать за еду, и гонять чертей, и настучать по лбу - лишь бы что-нибудь, но не то, что ему нужно. А что нужно, он не знает, такой он по жизни - все может, но не знает, чего хочет, а потому никогда не получает то, что ему нужно. Балда все сделал, что нужно попу, потратил свою силу, работая на других людей, оправдывая чужие ожидания. Но сам он не приобрел ничего нового, кроме опыта, и подтверждения своих установок - что он сильный и надо быть таким дальше. Жизнь Балды не изменилась.

Для сценария "Никогда" разрешение наступит, когда человек определит, что он действительно хочет, и последовательно будет идти к СВОЕЙ цели.

2. Сценарий "Пока не" или "Сказка о царе Салтане".

Обычно, человек со сценарием "Пока не" имеет драйверную установку "Будь совершенством", и он не может расслабиться, пока не переделает всех дел: "Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену". "Пока что-то не случится, добра не жди". "Вы не можете испытать радости, пока сполна не настрадались". "Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. "Существует многочисленное количество вариантов этого сценарного поведения, но в каждом мысль о том, что ничто хорошее не наступит до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится".

В сказке Гвидон - всю жизнь стремиться к совершенству, к новым достижениям, ПОКА НЕ докажет что-то своему отцу, или себе. Он начинает свои "подвиги Геракла" после того как выбивает дно бочки - тут же спасает лебедя, затем мчится в царство Салтана, узнает там что нравится царю, добывает это себе, потом распространяет слухи о своих достижениях - о замке, о белочке, о богатырях, о царевне-месяце. Он не может расслабиться всю жизнь - сплошное стремление к совершенству и жизнь по сценарию.

Для сценарного поведения «Пока не» разрешением будет девиз — "Жить и радоваться сегодня, не ждать окончания работы". Находить радость в каждом шаге, мгновении, которые приближают к цели.

3. Сценарий "Всегда" или "Сказка о рыбаке и рыбке".

У людей, живущих по сценарию "Всегда", обычно встречается драйвер "Старайся". Человек, имеющий сценарный паттерн «Всегда», часто задает себе вопрос: "Почему это всегда случается со мной". Одним из вариантов поведения является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Берн его иллюстрирует мифом об Арахне, которая вечно вынуждена ткать, по проклятию богини.

В сказке Пушкина о рыбаке и рыбке, можно увидеть этот сценарий - всю жизнь старик Старается угодить своей бабке, он вечно наступает на одни и те же грабли - слушает бабку и делает, как она велит, и в итоге оба остаются у разбитого корыта, не получая того, к чему стремились. А старик получает подтверждение тому, что он старательный, и все делает, что от него зависит.

Для сценарного паттерна "Всегда" разрешением будет в осознании, что не следует повторять одни и те же ошибки и пора измениться.

4. Сценарий "После" или "Сказка о золотом петушке".

Человеку, живущему по сценарию "После" часто характерен драйвер "Радуй других". Девиз такого человека: "Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это". "За сладкую жизнь надо платить". Берн иллюстрировал этот сценарием мифом "Дамоклов меч".

В сказке "О золотом петушке" царь Дадон уже стар, чувствует постоянную угрозу смерти, вдобавок этому - его воины стали пропадать. Дадон хочет наслаждаться сейчас, пусть с проблемами разбираются другие - его сыновья, золотой петушок. Дадон околдован Шамаханской царицей и ему плевать на то, что он должен мудрецу или кому-то еще, неважно, что над ним навис дамоклов меч угрозы - он впал в детское состояние и главное для него - радовать царицу, доминирует драйвер "Радуй другх".

Для сценарного паттерна "После" разрешением будет — "Жить и радоваться сегодня, разрешив себе также радоваться и завтра". А так же - "меньше подстраиваться под других, принимать и уважать себя".

5. Сценарий "Почти" или "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

У человека, живущего по сценарию "Почти" можно встретить сочетание драйверов "Старайся" и "Радуй других". Берн иллюстрировал его мифом о Сизифе, в котором Коринфский царь Сизиф был обречен закатывать камень на гору, но у него это никогда не получалось. Девиз человека с таким сценарием: "Я почти сделал это, но не до конца!"

В сказке по этому сценарию живет царица, которая постоянно старается выглядеть лучше и этим радовать других - так, чтобы никто не был ее милее. И для достижения своей цели она готова стараться любыми методами, безнравственными и садистскими. Но она как Сизиф - кажется, что ее цель достигнута, она устранила конкурентку, а тут зеркальце опять и снова - "Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее. "И царица опять за прежнее, и всё никак не доведет дело конца.

Чтобы освободиться от сценария "Почти", человеку рекомендуется принять убеждение, что он уже достаточно хорош - и начать действовать здесь и сейчас, больше концентрироваться на своих желаниях, меньше подстраиваться под других, принимать и уважать себя. А так же - ощутить радость победы, насладиться ею без обесценивания результата.

В заключение хочу отметить, что совпадения сценариев Берна с мифами и сказками могло бы послужить одним из подтверждений теории К. Юнга о синхронистичности событий, а так же его концепции коллективного бессознательного. Но это уже совсем другая история...

Источник: Психология Good! 

P.S. Пример транзактного анализа сказки: Пушкин - тот еще психолог, или Транзактный анализ сказки о попе и работнике Балде



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О Сказке "Аленький цветочек" и "О мертвой царевне и семи богатырях"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь