Чтоб жизнь малиной не казалась...

 Эта статья является продолжением и конкретизацией темы о качестве повседневной жизни (см. статью "Про успех в повседневной жизни") У читавших данную статью возникли вопросы о том, как связаны между собой ответственность субъекта за качество проживаемого момента и качество самих этих моментов в так называемых "объективных" обстоятельствах, когда "не до жиру, быть бы живым". Этими вопросами предполагается, что существуют времена и условия жизни, которые "объективно негативны" и которые, соответственно, невозможно контролировать.

Тогда получается, что главный тезис предыдущей статьи - успех в жизни определяется возможностями субъекта обеспечивать качество проживаемого момента - становится спорным. То есть от самого человека мало что зависит. Реакционность такой пессимистической позиции совершенно очевидна: теряя субъектность, человек не может нести ответственность за происходящее с ним. А его жизненный успех возможен только как следствие "счастливого стечения обстоятельств" - то есть от "светлых сторон" жизни.

Будучи принципиальным противником такой позиции, я привожу, как мне представляется, существенные аргументы в пользу субъектности человека как его способности брать под контроль даже неблагоприятные условия своей жизни. Одним из таких аргументов является "фактор тела". Именно наше телесное состояние (физические ощущение и эмоции) является "базисом качества" того или иного момента "здесь и сейчас". Раскрытие закономерностей нашего самочувствия, на мой взгляд, во многом позволит понять природу обретения или потери человеком собственной субъектности и, стало быть, реальной его ответственности за качество жизни.

Особо наблюдательные исследователи утверждают, что жизнь - штука полосатая. Светлая и чёрная полосы сменяют друг друга. Причём, как утверждают некоторые очевидцы, этот процесс чередования полос диспропорционален и чудовищно несправедлив. По каким-то неведанным законам чёрная полоса почему-то шире, глубже и длится дольше, чем светлая. А некоторым, наделённым философским даром обобщения, даже приходит откровение, что "жизнь трудная, зато короткая". Это якобы потому, что чтобы жить, надо трудиться, чего не хочется. Правда, при отсутствии радости в труде безделие, как оказывается, тоже радости не приносит. Получается и в правду тогда, что "нет в жизни счастья".

В тоже время неоспоримым фактом является то, что жизнь мы проживаем в текущем моменте, то есть "здесь и сейчас". И, как я писал в предыдущем номере "ЗЛ", обнаруживается реальная ответственность каждого человека за качество проживания жизни в текущем моменте. Этот факт существования жизни в моменте "здесь и сейчас" - факт самодостаточный. И говорит этот факт прежде всего о наличии тела со всеми его потребностями и функциями. Проживание текущего момента носит явный "телесный отпечаток" и, конечно же, не может быть абстрактным. И в зависимости от качества этого момента (в сумме - качества жизни в целом), тело может чувствовать себя либо хорошо, либо плохо. Я утверждаю, что физическое (телесное) самочувствие в подавляющем большинстве случаев является важнейшим критерием качества жизни человека.

Как ни странно, но этот критерий редко принимается во внимание как таковой при оценке качества жизни. "Бренное тело" - есть нечто низшее и более примитивное, - скорее вместилище жизни, нежели её форма. Это заблуждение является характерным не только для обывателей, но также и для многих исследователей. Особенно грешат этим изыскатели в области душевно-духовных аспектов человеческой жизни. А то обстоятельство, что качественная жизнь - это прежде всего жизнь в удовольствие, жизнь в радость, основанная на естественном (природном, то есть телесном) образе жизни, - к сожалению, игнорируется.

Сам факт наличия у каждого человека тела, как это ни банально, означает природную, физическую необходимость адекватного функционирования его органов. Тело должно чувствовать себя хорошо, поскольку, если так можно выразиться, это входит в его "естественные обязанности". И при естественном образе жизни тело чувствует себя хорошо, так как все его системы работают в соответствии с естественными же (то есть заданными самой природой) параметрами.

Смею утверждать, что так называемая "чёрная полоса" жизни возникает тогда, когда человеком нарушаются эти естественные параметры. Образно говоря, физические и эмоциональные - телесные - негативные переживания как раз и составляют содержание этой самой полосы. Чтобы с человеком не происходило, как бы ему не не везло в тех или иных ситуациях, само по себе это не является причиной появления того или иного "цвета полосы" жизни. Человеку трудно только потому. что он это переживает. Трудности нельзя не переживать, ибо тогда они перестают быть трудностями. Для того, чтобы нечто стало для человека трудным, оно должно восприниматься как неприятное. А это уже есть интерпретация и соответствующая оценка.

Именно момент неприятия определенного обстоятельства сразу же превращает его в неприятное (переживаемое как телесный - физически или, что значительно чаще, эмоционально - дискомфорт). Трудность, стало быть, есть телесный, кинестетический эквивалент неприятного. Неприятное же, в свою очередь, является сигналом неблагополучия и расценивается как неприемлемое. Полагаю, что во многих случаях справедливо и обратное: если нечто человека считает неприемлемым для себя, то тело немедленно на это отреагирует дискомфортом, и ситуация кинестетически переживается как трудная.

Обнаруженная закономерность, состоящая в двусторонней связи оценки внешнего аспекта жизни и телесного состояния, позволяет понять причину возникновения и устойчивости практически любой пресловутой "тёмной полосы". "Чтоб жизнь малиной не казалась" (то есть была непрерывно трудной), важно её воссоздавать как таковую, придерживаясь соответствующих убеждения. Именно убеждения, - то есть наши глубинные и зачастую неосознаваемые верования, составляют основу для соответствующих интерпретаций и оценок происходящего с нами в каждый текущий момент жизни. Существует негласный персональный "кодекс несчастья", который моментально помещает нас в "темную полосу". Таковыми, к примеру, являются следующие глубинные верования:

- "Доверять никому нельзя"; - "Нет в жизни счастья";

- "Моя хата с краю, - ничего не знаю" ; - "Главное - ухватить кусок пожирнее";

- "Всё хорошее обязательно заканчивается"; - "In vino veritas!";

- "Цель оправдывает средства"; - "Хорошо там, где нас нет"....

Чтобы не происходило, если человек начинает оценивать происходящее с ним с позиции подобных верований, он реально плохо себя чувствует. Мрачное настроение, тревога или зависть, злость, обида или чувство вины на телесном уровне создают негативную петлю обратной связи: "чем хуже я себя чувствую, тем труднее становится для меня ситуация". И тем, стало быть, меньше у человека возможности с ситуацией справиться. Налицо потеря субъектности со всеми вытекающими отсюда последствиями.... Напрашивается вывод о том, что практически во всех случаях имеют место вовсе не негативные условия, а прочная негативная взаимная связь в восприятии и кинестетической оценке происходящего. Нечто (в текущем моменте) является плохим только потому, что мы в силу этой обратной связи чувствуем себя плохо!

В связи с вышесказанным, хочу привести известную формулу: "Чем сложнее жизненная ситуация, тем лучше ты должен себя чувствовать, чтобы с ней справиться!".



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Контракт "О жизни" или "5 неизбежных испытаний"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь