|
Юнгианский анализ мифа, или Дориан Грей - ребенок, который не желает взрослетьАвтор статьи: Илья Архипов
Фильм Дориан Грей наполнен психологическим символизмом и глубоким архетипическим смыслом, понимание которого может помочь в выявлении определенных закономерностей функционирования психики человека. Сюжет фильма затрагивает сразу несколько важных аспектов человеческой психологии, а именно – поднимается вопрос ответственности/безответсвенности, вопрос смысла жизни, вопрос искренности с собой и окружающими – быть собой или быть угодным всем. Такое влияние на него оказывает лорд Гарри Уоттон, который является для Дориана авторитетом и источником его новой идеологии. Вероятнее всего, Уоттон воплощал в себе теневые качества Грея – те качества, которые Дориан подавлял в себе в течение жизни. И, постепенно, лорд, как древний змий, искушает невинное эго Дориана различными соблазнами. Художник Бэзил Хэллуорд – своего рода волшебник, он давал Дориану то, что он просил – выход в «свет», прекрасный шедевр – портрет молодого Грея, благодаря которому он приобрел вечную молодость. Вероятно, через Хэллоуорда, проходили архетипические энергии Самости (центра психического), поэтому для Дориана он и был воплощением этой Самости, спроецированной вовне. Девушка-актриса, в которую искренне влюбляется Грей – символизирует проекцию женских качеств Дориана вовне, актриса – это анима (принцип женственности в мужчине) Грея, которую он впоследствии отвергает. Второй раз анима Дориана проецируется на дочь лорда, чему Уоттон был очень не рад. Из значимых символов фильма остается портрет Дориана, который перенимает на себя все его болезни, страдания и даже старение. Итак, мы видим, как через динамику фильма, в психике разворачивается определенный процесс. Дориан получает наследство и приезжает в Лондон, встречает художника и лорда и постепенно скатывается в беспорядочный образ жизни – начало напоминает притчу о блудном сыне, который отделился от отца, чтобы обрести самостоятельность и развиваться дальше, но не справляется с задачей, терпит кризис. Отделение от отца – своеобразная инициация Грея во взрослую жизнь. Дориан, поначалу, искренний парень, влюбляется в девушку, но под давлением окружающих отвергает ее – в символическом смысле означает, что эго стояло перед выбором принятия части себя (женской части себя), спроецированного вовне на конкретного человека. Кроме этого, в этот момент поднимается вопрос ответственности – готов ли Грей стать ответственным человеком, отвечающим за свои слова и поступки (пообещал-сделай, не сможешь сделать – не обещай). Это своеобразное испытание для Дориана, которое он проваливает, поддавшись общественному мнению социума и авторитета (влияние архетипа тени) лорда. Дальше Грей прогрессирует в своей безответственности и по наклонной «падает» на дно безнравственности. Предательство себя – неприятный процесс. Как бы на людях Грей не показывал себя успешным, красивым и счастливым – внутри него все больше нарастала досада по поводу собственной внутренней слабости. Ведь он ничего не мог сделать из того, что хотела его душа – он полностью реализовывал массовые ценности, навязанные ему извне. А то, что он хотел, проявить чувства к неодобряемой социумом особе – ему пришлось подавить в себе, он понимал, что не может этого, что он слаб духом и подвержен влияниям. Чтобы уйти от внутренней ущербности, Дориан решает стать особенным, настолько особенным, чтобы все ему завидовали, а он больше никогда не страдал. И его желание материализует художник, написав волшебный портрет. Мы рассмотрели психологические роли персонажей и остановились на символизме портрета Дориана, обладающего мистическими свойствами страдать за него. Что же за функция в психике индивида может страдать, болеть, брать на себя все ошибки Эго? Вечная молодость - несомненно дар, пришедший из "Высшего Я" Дориана, из Самости. Но, дар этот неоднозначный. Самость, как глубинный центр бессознательного психического - не судит умственными категориями, как Эго, и не делит на "хорошо-плохо". Поэтому дар содержит в себе обе полярности - позитивную (молодость) и негативную, теневую сторону - портрет Грея, который страдает вместо него. Этот портрет - своеобразная ахиллесова пята Дориана, которой он стыдится и обнародовать которую очень боится. Психика Дориана расщепляется на две противоположных сущности - Эго, отождествленное с персоной (маской), впавшее в инфляцию, возомнившее себя богом (самостью); и Тень Дориана - воплощающая подавленные качества, вытесненные из сознания, которые Персона не хочет видеть в себе. Вторую, теневую сущность и олицетворяет портрет Дориана Грея. Осознавание собственной внутренней гнили приносит Дориану чуть ли не большие страдания, чем если бы он потерял молодость и состарился. Защищая свою Персону от разоблачения, Дориан идет даже на убийство друга-художника, а так, как он был для Грея последней связующей нитью с Самостью, обрыв этой нити убивает всяческую надежду на восстановление психической целостности Грея - и он спасается от преследуемых его кошмаров тем, что уезжает странствовать по миру в поисках новых впечатлений, отвлекающих его от собственного прогнившего внутреннего мира, образ которого покоится на чердаке. Хочется отметить, что странствия Дориана послужили для него своеобазной "пустыней", уходом в уединение. И самая важная встреча происходит с дочкой лорда, которая испытывает к нему чувства и стремится помочь Дориану, приоткрыв его сердце, плотно запечатанное когда-то. Лорд, боясь за свою дочь, не желая, чтобы Грей испортил ей жизнь, решает найти секрет молодости Дориана и делает дубликат ключа от чердака. Приняв решение убить сущность на портрете, Дориан совершает очень мужественный и жертвенный поступок, поднимается над жалостью к себе и превосходит интересы своей Персоны. Это важный момент - отречение от эгоизма и зацикленности на себе. Дориан поднимается над своим Эго и начинает действовать в интересах других людей, а именно девушки, в которую влюблен. Когда Дориан Грей отвергал аниму - он погрузился в эгоизм, когда принял ее - смог подняться над своим эго и победить тень. Из вышесказанного, я делаю вывод, что финал Портрета Дориана Грея символизирует его возрождение в новом качестве, на новом уровне сознания. Как птица феникс он сгорел в очищающем пламени - и возродился в новой ипостаси, о которой нам фильм лишь косвенно указывает, оставляя простор для размышлений. Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|