Юнгианский анализ мифа, или Дориан Грей - ребенок, который не желает взрослеть

Автор статьи: Илья Архипов

Юнгианский анализ мифа или Дориан Грей  ребенок который не желает взрослетьФильм Дориан Грей наполнен психологическим символизмом и глубоким архетипическим смыслом, понимание которого может помочь в выявлении определенных закономерностей функционирования психики человека.

Сюжет фильма затрагивает сразу несколько важных аспектов человеческой психологии, а именно – поднимается вопрос ответственности/безответсвенности, вопрос смысла жизни, вопрос искренности с собой и окружающими – быть собой или быть угодным всем.
Если рассмотреть всю картину целиком, как единое психическое целое, то можно назначить определенные психологические роли каждому из персонажей. Дориан, по своим свойствам и качествам олицетворяет молодое эго, его «я» еще неопытно и сильно подвержено внешним влияниям.

Такое влияние на него оказывает лорд Гарри Уоттон, который является для Дориана авторитетом и источником его новой идеологии. Вероятнее всего, Уоттон воплощал в себе теневые качества Грея – те качества, которые Дориан подавлял в себе в течение жизни. И, постепенно, лорд, как древний змий, искушает невинное эго Дориана различными соблазнами. Художник Бэзил Хэллуорд – своего рода волшебник, он давал Дориану то, что он просил – выход в «свет», прекрасный шедевр – портрет молодого Грея, благодаря которому он приобрел вечную молодость. Вероятно, через Хэллоуорда, проходили архетипические энергии Самости (центра психического), поэтому для Дориана он и был воплощением этой Самости, спроецированной вовне. Девушка-актриса, в которую искренне влюбляется Грей – символизирует проекцию женских качеств Дориана вовне, актриса – это анима (принцип женственности в мужчине) Грея, которую он впоследствии отвергает. Второй раз анима Дориана проецируется на дочь лорда, чему Уоттон был очень не рад. Из значимых символов фильма остается портрет Дориана, который перенимает на себя все его болезни, страдания и даже старение.

Итак, мы видим, как через динамику фильма, в психике разворачивается определенный процесс.

Дориан получает наследство и приезжает в Лондон, встречает художника и лорда и постепенно скатывается в беспорядочный образ жизни – начало напоминает притчу о блудном сыне, который отделился от отца, чтобы обрести самостоятельность и развиваться дальше, но не справляется с задачей, терпит кризис. Отделение от отца – своеобразная инициация Грея во взрослую жизнь.

Дориан, поначалу, искренний парень, влюбляется в девушку, но под давлением окружающих отвергает ее – в символическом смысле означает, что эго стояло перед выбором принятия части себя (женской части себя), спроецированного вовне на конкретного человека. Кроме этого, в этот момент поднимается вопрос ответственности – готов ли Грей стать ответственным человеком, отвечающим за свои слова и поступки (пообещал-сделай, не сможешь сделать – не обещай). Это своеобразное испытание для Дориана, которое он проваливает, поддавшись общественному мнению социума и авторитета (влияние архетипа тени) лорда. 

Дальше Грей прогрессирует в своей безответственности и по наклонной «падает» на дно безнравственности.
Нужно отметить, что поддавшись общественному мнению, и поставив его выше собственных чувств – Дориан совершил символическое предательство себя, своей внутренней сущности, частью которой была анима.

Предательство себя – неприятный процесс. Как бы на людях Грей не показывал себя успешным, красивым и счастливым – внутри него все больше нарастала досада по поводу собственной внутренней слабости. Ведь он ничего не мог сделать из того, что хотела его душа – он полностью реализовывал массовые ценности, навязанные ему извне.

А то, что он хотел, проявить чувства к неодобряемой социумом особе – ему пришлось подавить в себе, он понимал, что не может этого, что он слаб духом и подвержен влияниям.

Чтобы уйти от внутренней ущербности, Дориан решает стать особенным, настолько особенным, чтобы все ему завидовали, а он больше никогда не страдал. И его желание материализует художник, написав волшебный портрет.

Мы рассмотрели психологические роли персонажей и остановились на символизме портрета Дориана, обладающего мистическими свойствами страдать за него. 

Что же за функция в психике индивида может страдать, болеть, брать на себя все ошибки Эго? 
Определенно, по мифологеме фильма, это функция бессознательного. Дориан однажды изъявил намерение остаться вечно молодым - и бессознательное, как чудесный источник дало ему такую способность. Но как и в историях с джином, сатаной, исполнителем желаний - такая способность несет в себе и дар, и проклятие. 

Вечная молодость - несомненно дар, пришедший из "Высшего Я" Дориана, из Самости. Но, дар этот неоднозначный. Самость, как глубинный центр бессознательного психического - не судит умственными категориями, как Эго, и не делит на "хорошо-плохо". Поэтому дар содержит в себе обе полярности - позитивную (молодость) и негативную, теневую сторону - портрет Грея, который страдает вместо него. Этот портрет - своеобразная ахиллесова пята Дориана, которой он стыдится и обнародовать которую очень боится.

Психика Дориана расщепляется на две противоположных сущности - Эго, отождествленное с персоной (маской), впавшее в инфляцию, возомнившее себя богом (самостью); и Тень Дориана - воплощающая подавленные качества, вытесненные из сознания, которые Персона не хочет видеть в себе. Вторую, теневую сущность и олицетворяет портрет Дориана Грея. 
Грею приходится жить в страхе перед социумом и в страхе перед собственной внутренней сущностью. Персона на поверхности, Тень спрятана в дальнем углу чердака.

Осознавание собственной внутренней гнили приносит Дориану чуть ли не большие страдания, чем если бы он потерял молодость и состарился.

Защищая свою Персону от разоблачения, Дориан идет даже на убийство друга-художника, а так, как он был для Грея последней связующей нитью с Самостью, обрыв этой нити убивает всяческую надежду на восстановление психической целостности Грея - и он спасается от преследуемых его кошмаров тем, что уезжает странствовать по миру в поисках новых впечатлений, отвлекающих его от собственного прогнившего внутреннего мира, образ которого покоится на чердаке.

Хочется отметить, что странствия Дориана послужили для него своеобазной "пустыней", уходом в уединение. 
Если первая часть фильма описывает стадию инфляции эго и бессознательного отождествления с самостью, то середина фильма - это вторая стадия, стадия отчуждения эго от самости и полного одиночества. На этой стадии, по всей видимости, Дориан Грей что-то осознает и новое осознание, еще не до конца понятое им, тянет его вернуться назад в Лондон. 
Прорисовывается третья стадия индивидуации - попытка установления оси эго-самость. 
Для этого, Грею приходится пересмотреть все свое прошлое через взаимодействия со знакомыми ранее людьми. 
Он встречается с лордом и представителями высшего света - и понимает, что ему не рады, что его боятся и воспринимают не так радушно как раньше, что ценности этих людей теперь совсем иные. И он по сравнению с ними - остался ребенком, хоть и циничным, но вечным дитя - Пуэр Этернус. 
Следущей важной встречей для него был брат отвергнутой им девушки, от которого он все так же убегает, но шокирует его своей молодостью. Это еще один элемент пересмотра прошлого опыта, момента, оставившего в психике Дориана значительный след. 

И самая важная встреча происходит с дочкой лорда, которая испытывает к нему чувства и стремится помочь Дориану, приоткрыв его сердце, плотно запечатанное когда-то. 
Дориан опасается, что и ей он причинит боль. 

Лорд, боясь за свою дочь, не желая, чтобы Грей испортил ей жизнь, решает найти секрет молодости Дориана и делает дубликат ключа от чердака. 
Концовка фильма весьма символична. Грей все так же продолжает защищать свой портрет и намерен помешать лорду, но тот поджигает картину и запирает Дориана наедине с горящим портретом, который он пронзает шпагой. И в конце фильма лорд показывает слегка обгоревший портрет, но с молодым Дорианом Греем. 
Именно последняя сцена, наводит на мысль, что Дориан Грей сумел победить в себе демона. Чувства к дочери лорда на мгновение дали ему силы для встречи со своей Тенью, изображенной на портрете.

 Приняв решение убить сущность на портрете, Дориан совершает очень мужественный и жертвенный поступок, поднимается над жалостью к себе и превосходит интересы своей Персоны. 

Это важный момент - отречение от эгоизма и зацикленности на себе. Дориан поднимается над своим Эго и начинает действовать в интересах других людей, а именно девушки, в которую влюблен. 

Когда Дориан Грей отвергал аниму - он погрузился в эгоизм, когда принял ее - смог подняться над своим эго и победить тень. 
Что означает подняться над Эго? В психике, в бессознательном, есть различные структуры, называемыми архетипами. Они имеют изначальную, надличную природу и, активируясь, влияют на Эго. У Дориана в первой половине фильма был период бессознательного отождествления с архетипом Вечного Дитя. В момент же встречи со своей Тенью, Дориан, своим волевым усилием пробуждает архетип Героя и отождествляется с ним, жертвуя собой ради любимой. 

Из вышесказанного, я делаю вывод, что финал Портрета Дориана Грея символизирует его возрождение в новом качестве, на новом уровне сознания. Как птица феникс он сгорел в очищающем пламени - и возродился в новой ипостаси, о которой нам фильм лишь косвенно указывает, оставляя простор для размышлений.

Источник: Психология Good!



Просмотров: 667
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Портрет Дориана Грея или что делать с последствиями?
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 2. Портрет Света и Тени. Дориан Грей
  • Нарциссизм: Дориан Грей и Сибилла. Анализ отношений.
  • Дориан Грей – нарциссический перверт или жертва?
  • Синдром "Дориана Грея"
  • Синдром Дориана Грея – стареть или не стареть?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Анализ фильма "Дом, который построил Джек" (18+)
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Как стать себе мамой и позаботиться о своей внутренней девочке
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Эдипов конфликт и три гениальных фильма про него
  • Влюбиться в себя по собственному желанию. 9 советов, как полюбить себя, на примере фильма.
  • Обзор книги "Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея
  • Наедине с Безумием - После Фильма "Дочь Бога"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Конфликт отцов и детей "Семейное проклятие" Анализ фильма «Воображариум» (Imaginaerum), 2012
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • 50 оттенков Грея
  • Настойчивость без присутствия. Депрессия: портрет, который не написать
  • Портрет любимого, или как я заказывала себе женихов)
  • Анализ художественного фильма "Море внутри"
  • Лучший подарок, который можно себе сделать - роскошь, необходимая каждому.
  • Задайте этот вопрос своему мужчине, если хотите лучшего отношения к себе
  • Последняя сказка Риты - разбор персонажей фильма как субличностей
  • Психологический анализ фильма "Найти Форрестера"
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь