Нарциссизм: Дориан Грей и Сибилла. Анализ отношений.

Автор статьи: Яна Гулевская

Здравствуйте, друзья и коллеги!

 

В своей статье я хочу проанализировать отношения Дориана Грея и Сибиллы Вейн, двух героев классического романа "Портрет Дориана Грея".

 Главный герой, мистер Грей, -  вероятно, человек с нарциссическим расстройством личности.  В произведении его отношения с актрисой Сибиллой разыграны по "правильным", нарциссическим нотам.

 Сейчас я попробую вам это продемонстрировать.

Нарциссизм Дориан Грей и Сибилла Анализ отношений


Акт первый. Идеализация жертвы.

Когда мистер Грей впервые видит Сибиллу на сцене замшелого театра, он приходит в полный восторг от этой девушки и актрисы. Он в один момент возносит её на пьедестал! О, как прекрасно и божественно она играет всех шекспировских героинь! Среди ужасных, третьесортных актёришек, Сибилла просто блистает, просто богиня! Дориан в неё влюбляется, и считает её самой прекрасной женщиной в мире.

 Вот что он говорит своему другу лорду Генри: 

Разве я мог не полюбить ее? Да, Гарри, я боготворю ее. В ней теперь вся моя жизнь. Каждый вечер я хожу смотреть, как она играет. Сегодня она Розалинда, завтра — Имоджена, а послезавтра еще кто-нибудь.



Она не такая, как все; она святая!



А я вам говорю: она гений. Я люблю ее, и я сделаю все, чтобы она тоже меня полюбила.


Дориан правда влюблён, и его чувство пробуждает в нём самые прекрасные мысли по поводу их общего будущего с Сибиллой:

Я просто сказал, что люблю ее, а она ответила, что недостойна быть моей женой. Недостойна? Она-то? Господи, да для меня целый мир — ничто по сравнению с ней!



Когда увидите Сибиллу Вейн, вы поймете, что обидеть ее способен лишь негодяй, человек без сердца. Я не представляю себе, чтобы кто-нибудь мог опозорить ту, кого любит. А я люблю Сибиллу Вейн.

 

Но даже сейчас, на стадии идеализации и обожании, юный Дориан ведёт себя, как типичный нарцисс. Он хочет, чтобы ему завидовал весь мир, что такая прекрасная актриса и девушка принадлежит только ему. И он прямо про это говорит: 

Я хотел бы поставить ее на золотой пьедестал, чтобы видеть, как весь мир боготворит ту, что принадлежит мне.





Дориан Грей приглашает своих друзей лорда Генри и художника Бэзила пойти в театр, чтобы они могли в реальности убедиться в гениальности и красоте Сибиллы. Дориан настолько влюблён, что мог бы даже пойти на брак-мезальянс, и жениться на безродной и бедной девушке! Великая сила эта любовь!

В театре мистер Грей говорит друзьям:

Сейчас поднимется занавес, и вы наконец увидите ту, которой я готов посвятить всю свою жизнь и благодаря которой во мне открылось все лучшее, что во мне есть.


Акт второй. Непростительный проступок жертвы.

 Внезапно что-то пошло не так. Сибилла в этот день играла очень плохо. Как бездарная и пустая актриса. В ней нет никакого таланта, как будто. Публика не одобряла и свистела. Друзья Дориана тактично молчали. Сам Дориан оказался шокированным:

 

Но Боже, как она изменилась! Еще вчера она была великой актрисой. Сегодня же она — сама заурядность

 

— Прошу вас, Гарри, уходите! — воскликнул Дориан. — Я хочу побыть наедине с собой. Бэзил, и вы уходите. Неужели вы не видите, что у меня сердце разрывается на части?

 

Дориан Грей действительно страдает. Ведь он привёл двух своих друзей, чтобы продемонстрировать им любовь всей своей жизни, и её божественно-прекрасную игру. А эта Сибилла играла именно сегодня на редкость паршиво! Какой ужасный проступок она совершила. И кара за это скоро упадёт на её голову.

 
Акт третий. Обесценивание жертвы, и свержение её с пьедестала.


Когда Дориан и Сибилла остались наедине, девушка откровенно рассказала, почему она так плохо играла сегодня. Потому что познала любовь! Не в роли. Но в жизни. Настоящую, реальную, чувственную и неподдельную любовь! И это всё благодаря ему, Дориану, этому Прекрасному Принцу с золотыми кудрями. К чему теперь театр, к чему теперь чужая ненастоящая любовь и роли? Когда есть настоящее чувство! И настоящий Принц.

Она открыла ему душу и сердце. А что же мистер Грей? Он отреагировал вот так на исповедь своей возлюбленной:

 

Дориан бросился на диван и, отвернув лицо от Сибиллы, пробормотал:
— Вы убили мою любовь…


 Девушка ему тут только что в любви признавалась в длительном монологе. А он только и ответил, что она убила его любовь... Парадокс? Но для нарцисса, скорее, закономерность.

 Далее Дориан немного поясняет свою позицию: 

— Да, — повторил он, — вы убили мою любовь! Раньше вы поражали мое воображение, а теперь поражаете своей посредственностью. Вы стали мне безразличны. Я вас полюбил, потому что вы так чудесно играли, потому что я видел в вас огромный талант, потому что вы воплощали в жизнь мечты великих поэтов, облекая в живую, реальную форму бесплотные образы искусства. Теперь вы не способны на это. Вы оказались такой же пустой и ограниченной, как самые заурядные люди. Боже, как я был глуп! Каким безумием была моя любовь к вам! Сейчас вы для меня ничто. Я не хочу вас больше видеть. Я никогда не вспомню о вас, никогда не произнесу вашего имени. Если бы вы могли представить, чем вы для меня были!

 

Дориан уходит, а Сибилла остаётся с разбитой душой и сердцем.

Нарциссы всегда в один миг обесценивают своих жертв. И они делают это так же быстро, как и воздвигали их на пьедестал энное время назад. И всегда они искренни в своих чувствах и мыслях.

Сибилла Вейн на самом деле совершила ужасную вещь, с точки зрения Дориана. Она бездарно сыграла, и ещё в любви призналась. За это пощады быть не может. Она убила любовь Дориана к ней. Она виновата. Это как раз находит отражение в следующей цитате:

Но разве его поступок был жестоким? Виноват ведь во всем не он, а Сибилла. Она поразила его воображение как великая актриса, и за это он ее полюбил, а потом жестоко его разочаровала. Она оказалась недостойной его любви.


Дориан сравнивает свои страдания от "ужасного спектакля" со страданиями юной влюблённой девушки, которой разбили сердце: 

Но разве он и сам не страдал? За те ужасные три часа, пока шел спектакль, он пережил целые столетия терзаний, целую вечность мук. Ведь его жизнь имеет такую же ценность, как и ее.




Акт четвёртый. Приписывание всей вины жертве.


У нарциссов всегда во всём виновата жертва. Это она повела себя не так. Сделала не то. Разочаровала. Оказалась недостойной любви. Именно к этому же умозаключению приходит и Дориан Грей. Даже когда узнаёт, что Сибилла покончила с собой, не выдержав этих страданий.

Вот что говорит мистер Грей своему другу Гарри по этому поводу:

 


Тогда она была для меня всем. А потом пришел этот страшный вечер — неужели это было только вчера? — вечер, когда она играла так чудовищно, что у меня чуть не разорвалось сердце. Она мне потом все объяснила. Это было так трогательно… но меня ничуть не тронуло, и я назвал ее пустой и ограниченной.

 

А вот тут Дориан на долю секунды задумывается: может, с ним самим что-то не то? Иногда это бывает свойственно нарциссам. Жаль, что быстро проходит, ибо это правильные мысли:

Почему я не страдаю так сильно, как мне надлежало бы? Неужели у меня нет сердца? Как вы думаете?


Но тут же его мысли вновь возвращаются в привычное читателю русло, словно он испугался узнать о себе правду:

...то, что случилось, не подействовало на меня так, как должно было бы подействовать. Я воспринял все это, как неожиданную развязку какой-то увлекательной пьесы. В этой развязке — пугающая красота греческой трагедии, в которой я играл главную роль, но которая не затронула моей души.


Таким образом, Дориан, как типичный нарцисс, остаётся на позиции "меня предали, любовь убили, виновата во всём она". Как он говорил: своим самоубийством Сибилла искупила свою вину передо мной, и мне не надо будет больше вспоминать свои страдания в тот ужасный вечер на том ужасном спектакле.

В вечер самоубийства Сибиллы, Дориан со спокойной душой едет с другом в оперу, где будет восхищаться же новыми женщинами.

 



 

* все изображения принадлежат их авторам

** в статье использованы кадры фильма "Дориан Грей" (2009)



Просмотров: 1701
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дориан Грей – нарциссический перверт или жертва?
  • Юнгианский анализ мифа, или Дориан Грей - ребенок, который не желает взрослеть
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 2. Портрет Света и Тени. Дориан Грей
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • "Мамина любовь, или "Мама ты меня любишь?"
  • От "Я убегу, чтобы от меня не успели первыми" к независимости и любви
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • "Меня использовали" или любовь к туману в отношениях
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • "Я хочу, чтобы он в меня влюбился!"
  • Папа и дочь. Я хочу понравится своему папе, чтобы он меня полюбил.
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!". Про последовательность и санкции.
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Хочу, чтобы муж меня любил. Как его заставить меня полюбить.
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Мужчина говорит, что ненавидит меня и что я сама во всем виновата (ответ на вопрос)
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь