Умереть от смеха...

В 70-х годах прошлого века создатели культового сериала "Летающий цирк Монти Пайтона" придумали скетч о самом смешном анекдоте в мире, как во время второй мировой войны некий Эрнест Скрибнер придумывает самый смешной анекдот и сразу умирает от смеха. Анекдот оказывается таким смешным, что убивает каждого, кто его прочитает. В конце концов британская армия решает использовать этот анекдот в качестве психотронного оружия. Формируется команда специалистов, которым поручается перевести этот анекдот на немецкий язык. Чтобы уберечь переводчиков от убийственной силы анекдота, каждый из них переводит и записывают на магнитофонную ленту лишь отдельные слова. После чего англичане через громкоговорители скандируют этот анекдот немцам. Немецкие войска не в состоянии продолжать войну, так как солдаты буквально валятся от смеха и умирают. Скетч завершается сообщением о том, что участники международной конференции принимают Женевскую конвенцию о запрете применения этого анекдота в дальнейшем. 

Так уж случается, что жизнь порой следует за искусством. В 2001 году моему мужу довелось работать переводчиком в международной группе исследователей, занимающихся поиском самого смешного анекдота в мире. Разумеется, с самого начала группа отказалась от какой-либо цели его потенциального использования. Исследователям хотелось рассмотреть смех с чисто научной точки зрения. Забегая вперед отмечу, что в результате исследований удалось все же найти анекдот, который пользовался успехом у большинства участников опросов. Изначально подразумевалось, что проект будет иметь солидную научную основу, поскольку многие величайшие мыслители в истории человечества, в числе которых были Фрейд, Платон и Аристотель, посвятили в своих трудах немало места явлению юмора. Австрийский философ Людвиг Вильгельм  Штейн утверждал, что можно создать серьезный философский трактат, состоящий из одних лишь анекдотов. 

Итак, проект под названием "Лаборатория смеха" создал интернет-сайт,  состоящий из двух разделов. В одном из них каждый посетитель сайта мог занести свои любимые анекдоты, остававшиеся в архиве сайта. В другом -  можно было ответить на несколько стандартных вопросов (пол, возраст, национальность) и оценить по пятибальной шкале несколько анекдотов из архива, выбранных случайным образом, где 1 - совершенно не смешной, а 5 - очень смешной. 

За год работы сайт собрал большую коллекцию анекдотов и их оценок от людей из многих стран мира. На основе полученных данных можно было провести научных данных того, что кажется смешным различным группам людей и какие анекдоты вызывают улыбки на лицах людей разных национальностей.

Уже через неделю после начала работы сайта собралась первая группа анекдотов, занявших лидирующие позиции. Вот пример первой тройки:

1. Учительница пришла в класс в плохом настроении и решает выплеснуть свое раздражение на учеников: "Встаньте, кто считает себя дураком!"После некоторого замешательства один из учеников встает. Учительница спрашивает его: "Значит, ты считаешь себя друаком?" "Нет, - отвечает ребенок, - просто мне стало как-то неловко, что стоите Вы одна стоите". 

2. Вы слышали о человеке, который чрезвычайно гордился тем, что смог сложить пазл за два месяца, хотя на коробке было написано "от 5 до 6 лет"?

3. По берегу реки идет псих, видит на противоположном берегу идет другой псих и кричит ему: "Не знаешь, как перейти на другой берег?" Первый ему тут же отвечает: "Так ты уже на другом берегу!"

Все три анекдота имеют общий признак - они вызывают чувство превосходства. Читатели чувствуют его, когда через шутку оказываются выше глупых персонажей. Полученный результат можно рассматривать, как эмпирическое подтверждение известного тезиса, формулирующего разницу между комедией и трагедией: "Если ты влезешь в лужу на улице, то это обычно комедия, но, если в эту же самую лужу влез я, то это трагедия".

Теория превосходства проявляется в отношении больших групп людей. Англичане охотно рассказывают анекдоты об ирландцах, французы высмеивают бельгийцев, американцы - поляков, а в Германии объектом шуток традиционно являются жители нижней Саксонии. Во всех случаях срабатывает один и тот же механизм: одна группа людей стремится улучшить свое самочувствие за счет другой. 

В 1934 году Гарольд Вольдо и его коллеги из Гарвардского университета опукбликовали результаты первого экспериментального исследования теории превосходства. Ученые предложили группе участников, состоящей из евреев и христиан, оценить качество юмора различных анекдотов. В соответствии с ожиданием христиане чаще смеялись над анекдотами, высмеивающими евреев, а евреи предпочитали шутки, где одураченными оказывались христиане. 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь