|
Умереть от смеха...Автор статьи: Светлана Павловна Сыпкова (Краснова)
В 70-х годах прошлого века создатели культового сериала "Летающий цирк Монти Пайтона" придумали скетч о самом смешном анекдоте в мире, как во время второй мировой войны некий Эрнест Скрибнер придумывает самый смешной анекдот и сразу умирает от смеха. Анекдот оказывается таким смешным, что убивает каждого, кто его прочитает. В конце концов британская армия решает использовать этот анекдот в качестве психотронного оружия. Формируется команда специалистов, которым поручается перевести этот анекдот на немецкий язык. Чтобы уберечь переводчиков от убийственной силы анекдота, каждый из них переводит и записывают на магнитофонную ленту лишь отдельные слова. После чего англичане через громкоговорители скандируют этот анекдот немцам. Немецкие войска не в состоянии продолжать войну, так как солдаты буквально валятся от смеха и умирают. Скетч завершается сообщением о том, что участники международной конференции принимают Женевскую конвенцию о запрете применения этого анекдота в дальнейшем. Так уж случается, что жизнь порой следует за искусством. В 2001 году моему мужу довелось работать переводчиком в международной группе исследователей, занимающихся поиском самого смешного анекдота в мире. Разумеется, с самого начала группа отказалась от какой-либо цели его потенциального использования. Исследователям хотелось рассмотреть смех с чисто научной точки зрения. Забегая вперед отмечу, что в результате исследований удалось все же найти анекдот, который пользовался успехом у большинства участников опросов. Изначально подразумевалось, что проект будет иметь солидную научную основу, поскольку многие величайшие мыслители в истории человечества, в числе которых были Фрейд, Платон и Аристотель, посвятили в своих трудах немало места явлению юмора. Австрийский философ Людвиг Вильгельм Штейн утверждал, что можно создать серьезный философский трактат, состоящий из одних лишь анекдотов. Итак, проект под названием "Лаборатория смеха" создал интернет-сайт, состоящий из двух разделов. В одном из них каждый посетитель сайта мог занести свои любимые анекдоты, остававшиеся в архиве сайта. В другом - можно было ответить на несколько стандартных вопросов (пол, возраст, национальность) и оценить по пятибальной шкале несколько анекдотов из архива, выбранных случайным образом, где 1 - совершенно не смешной, а 5 - очень смешной. За год работы сайт собрал большую коллекцию анекдотов и их оценок от людей из многих стран мира. На основе полученных данных можно было провести научных данных того, что кажется смешным различным группам людей и какие анекдоты вызывают улыбки на лицах людей разных национальностей. Уже через неделю после начала работы сайта собралась первая группа анекдотов, занявших лидирующие позиции. Вот пример первой тройки: 1. Учительница пришла в класс в плохом настроении и решает выплеснуть свое раздражение на учеников: "Встаньте, кто считает себя дураком!"После некоторого замешательства один из учеников встает. Учительница спрашивает его: "Значит, ты считаешь себя друаком?" "Нет, - отвечает ребенок, - просто мне стало как-то неловко, что стоите Вы одна стоите". 2. Вы слышали о человеке, который чрезвычайно гордился тем, что смог сложить пазл за два месяца, хотя на коробке было написано "от 5 до 6 лет"? 3. По берегу реки идет псих, видит на противоположном берегу идет другой псих и кричит ему: "Не знаешь, как перейти на другой берег?" Первый ему тут же отвечает: "Так ты уже на другом берегу!" Все три анекдота имеют общий признак - они вызывают чувство превосходства. Читатели чувствуют его, когда через шутку оказываются выше глупых персонажей. Полученный результат можно рассматривать, как эмпирическое подтверждение известного тезиса, формулирующего разницу между комедией и трагедией: "Если ты влезешь в лужу на улице, то это обычно комедия, но, если в эту же самую лужу влез я, то это трагедия". Теория превосходства проявляется в отношении больших групп людей. Англичане охотно рассказывают анекдоты об ирландцах, французы высмеивают бельгийцев, американцы - поляков, а в Германии объектом шуток традиционно являются жители нижней Саксонии. Во всех случаях срабатывает один и тот же механизм: одна группа людей стремится улучшить свое самочувствие за счет другой. В 1934 году Гарольд Вольдо и его коллеги из Гарвардского университета опукбликовали результаты первого экспериментального исследования теории превосходства. Ученые предложили группе участников, состоящей из евреев и христиан, оценить качество юмора различных анекдотов. В соответствии с ожиданием христиане чаще смеялись над анекдотами, высмеивающими евреев, а евреи предпочитали шутки, где одураченными оказывались христиане. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|