|
Способности - Чистоплотность и немного пингвинов =)Автор статьи: 404
Концепция Позитивной психотерапии базируется в частности на таких понятиях, как Базовые и Актуальные способности. Это набор качеств, которыми обладает каждый человек. И если Базовые способности - врожденные, то Актуальные - приобретенные. Но тем не менее, такое их происхождение никак не влияет на то, в какой степени они развиты, и развивать их Можно и Нужно! Ниже я привожу личный пример подтверждающий, что любую способность можно развить, ввести в привычку, а так же ПЕРЕразвить (когда много - это плохо). Немного о Чистоплотности Когда-то чистоплотность у меня была на среднем себе уровне - могла сесть в белых штанах на грязную скамейку, пробовать на базаре немытые ягоды.., но чистила зубы трижды в день. Баланс как бы. Но в какой-то момент у меня участилось общение со старым другом, который был в этом вопросе крайне щепетилен. Я начала работать с его мамой у них на дому и, соответственно стала частой гостью. Каждый раз при входе в квартиру он прямиком направлялся в ванную мыть руки с улицы. И самое главное, он отправлял туда и меня. И такой ритуал у меня вошел буквально в привычку. Не то что бы я не мыла рук с улицы до этого, но этот парень, своими комментариями буквально привил мне мысль о том, что это нельзя сделать ни секундой позже, т.к. там БОМЖи, болезни, вирусы… И я, прочувствовав всю угрозу, смиренно следовала его спасительным наставлениям. На мытье рук все не заканчивалось. Зайдя в дом он обязательно переодевался в домашнюю одежду и выдавал мне мамину или свою чистую одежду в качестве сменной. И потом еще часто говорил “идем руки помоем” по поводу и без повода. Это дало мне настолько новый взгляд на гигиену, что я начала носить с собой карманный дезинфектор и пользоваться им после каждой маршрутки или контакта с деньгами. И это только то, что я осознавала! Я поняла, что каким-то образом развила в себе эту чрезмерную чистоплотность когда как-то мне пришлось обедать в Мак Дональдс. Я оставила поднос с обедом на столе и пошла в уборную помыть руки. Это было достаточно многолюдное место и дело касалось еды, так что чистоплотность была весьма уместной. Но выключив кран, я поняла, что после него мне снова придется помыть руки! Помыв руки второй раз, я рефлекторно опустила рычаг крана, снова приняв на свою руку гипотетически фатальные бактерии. В третий раз я успешно выключила кран обратной стороной кисти (благо, для этого нужно было просто опустить рычаг вниз), открыла дверь ногой и дошла до столика с чистыми руками. Но садясь, я облокотилась левой рукой на стол! И мне пришлось есть картошку только правой, единственной достаточно чистой рукой. Пока я ела, я осмысливала свое это параноидальное поведение и поняла, что теперь надо как-то двигаться в сторону обратную такой навязчивости. И дорога эта была не короткой. Это примкр того, какой диапазон развития способностей мы имеем в потенциале. Эффект сообщающегося сосуда Когда в нашем окружении есть люди обладающие качествами, которые у нас слабо развиты, с нашей стороны вполне естественно и органично ничего не менять в себе, потому что достаточно уже того, что кто-то это уже делает. Вот почему люди, у которых сверхразвито какое-то качество часто подают, как им кажется, хороший пример, но другим кажется, что они самоутверждаются и задирают нос. “Смотри как надо..”, “Давай я тебе покажу”, “Ну я же могу, и ты давай” - у таких выражений эффект может быть двоякий. С одной стороны, это предложение помощи (но не прямое - что тоже создает неблагожелательный эффект). Но с другой, особенно в зависимости от интонации с которой они сказаны, вызывают чаще сопротивление и чувство безнадежности у человека, которому так пытаются помочь. Потому что ему ни чем не поможет смотреть как кто-то делает то, что у него не получается - он уже это видел и знает. Это как если бы баклан сказал пингвину: “Смотри как я летаю, давай и ты так! Маши крыльями!” А все именно так. Человек у которого что-то не получается, ощущает себя не как все. Он чувствует, что у него никогда не выйдет и начинает придумывать себе убедительные оправдания почему так сложилось и почему это не изменить. Хотя набор способностей у всех людей один, а развиты они по разному… до поры, до времени. К выше сказанному у меня родилась Притча Про Пингвина и Баклана Пингвин сидел у берега и с завистью наблюдал, как в небе парили птицы. Одна из птиц подлетела к нему и спросила, почему он не летает с ними. Пингвин ответил: “Я не умею летать”. Тогда баклан сказал ему: Это же проще простого! У тебя же есть крылья, просто делай как я!” Пингвин ответил: “Я не умею летать, мне это не дано и все тут. Не надоедай.” Баклан улетел в обиде на такую дерзость.. А пингвин склонился к воде, чтобы с завистью и грустью наблюдать за птицами в ее отражении не привлекая снова их внимание своим навязчивым взглядом. Но он совсем не замечал, что его отражение было таким же как и у парящих птиц и что вовсе он был не пингвином. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|