Объединение техник ТА и системной теории в работе с парами (перевод статьи Роберта Ф. Массей) часть 2

             Объединение техник ТА и системной теории в работе с парами.

     (Techniques for integrating theory and systems theory in couples therapy)

                       Transactional analysis journal Vol. 19, No. 3 July 1989

                                                        Robert F. Massey

Перевод – Котляров Дмитрий.

 

Основанные на сопротивлении, сокращающие техники ТА.

Дрей (1974) обращает внимание на то, что можно успешно справляться с сопротивлением клиента поглаживая его Бунтующего Ребенка. Некоторые люди чувствуют прилив энергии и возбуждения, когда отвечают на внешние требования непокорностью, а не пробуя их выполнить. Они демонстрируют желание сберечь позицию «я делаю, как я хочу и когда хочу». Сопротивляющиеся клиенты будут отрицать свою возможность «делать, что я хочу» если кто-то еще будет хотеть то же самое. Сопротивление это пассивная адаптация. Встречая  бунтующее сопротивление, Дрей рекомендует давать разрешения клиенту (Берн, 1972, Кроссман, 1966) получать удовольствие от ощущения силы и возбуждения, которое дает непокорность. Он предлагает поглаживать такое поведение, вместо того, что пинать его и исследовать причины его возникновения.

Признавая важность сопротивления на языке, которым был бы понятным клиенту, системно-ориентированный терапевт все же должен остерегаться напряженности и  расходования своей энергии возникающего от подчинения драйверу «Старайся», когда клиент становится пассивным или приглашает терапевта к позиции Преследователя. Терапевт развивает потенциал клиента, признавая социально-психологические возможности и силу клиента в этой позиции. Дрей видит эту процедуру, таким образом, терапевт поддерживает клиента с помощью открытых транзакций, в отличие от его  родителей, которые использовали невербальные или пересекающиеся транзакции. Демонстрируя уважение, терапевт поглаживает клиента за его силу и признает важность его нынешней непокорности. Если сопротивляющееся поведение не прекращается и клиент не замечает транзакций о силе и важности непокорности, терапевт предлагает ему защиту, подсказывая, что клиент может вести себя так до тех пор, пока не найдет что-то пробуждающее его искренний интерес. Конструктивные идеи Дрея образовали базу для использования сокращающих, основанных на сопротивлении стратегий для работы с сопротивляющимися клиентами в русле ТА.

Другая основанная на сопротивлении, сокращающая стратегия заключается в том, что терапевт поддерживает ОКОК позицию и устанавливает подходящие границы, в которых он обеспечивает клиента защитой и разрешениями; позже он начинает прерывать игровую последовательность  с помощью игрового смещения (gameplay shift) (Бойд и Бойд, 1980). Когда клиент забрасывает крючок и приглашает терапевта к клеву, терапевт  делает переключение в форме преувеличения, имитации какой-либо из позиций, срывания планов клиента или зеркализации игровых препятствий (derailing or mirroring blocks the game) (Берн, 1964, 1972). Переключение передает скрытое, но не замаскированное, послание, что  «мы не обязаны верить в то, что мы говорим» (Бойд и Бойд, 1980). Такие интервенции создают новое акцентирование в восприятии и взаимодействиях, в то время как происходит реструктуризация паттернов в межличностном поведении. Игровое смещение, как и такие системные конструкции, двойной захват, социально-психологический узел, и дилеммы, объединяющие несколько поколений, относятся к скрытому уровню коммуникаций и поведения. Смещение лишает игровые транзакции ожидаемой комплиментарности и изменяет привычное циркулярное подкрепление дисфункциональных паттернов. Обеспечение пары новым опытом, стимулирует  их к изменениям гораздо сильнее, чем просто инсайты.

Поглаживание  Бунтующего Ребенка и использование игрового смещения влияет на изменение архаичной динамики пассивности. Системно-ориентированные подходы, которые сфокусированы на изменении процесса и структуры взаимоотношений, также имеют дело с тем же сопротивлением, исполняющим функцию гомеостаза.

Основанные на сопротивлении, сокращающие интервенции (системная теория).

    Для того, чтобы добыть информацию о динамике комплиментарности и циркулярной причинности во взаимоотношениях пар, системно-ориентированные терапевты используют циркулярное интервью (Сельвини Палаццоли, Босколо, Чеччин & Прата, 1980; Пенн, 1982). Циркулярное интервью является полезным, в случае если терапевт полагает, что заявленная проблема, касается взаимодействия между партнерами и видит, что партнеры не осознают значимости динамики взаимоотношений, упрочняющей дисфункциональную последовательность. Прежде чем начать работу с циркулярностью и комплиментарностью пары, терапевт задает несколько вопросов (О. Сильверштейн, личная коммуникация, 1983) таких как: «Как….[супруг] заставляет вас (делать)….[выражение проблемного поведения]?», «Как ты позволяешь....[супругу] заставлять вас делать это?», «Как…[супруг] намекает, чтобы вы сделали это?». Потом он спрашивает партнёра: «Почему вы позволяете партнёру относится к вам таким образом?», «Как партнёр намекает вам, что вы нужны ему для того, чтобы вы разрешили ему вести себя проблемным образом?». Взгляды двух партнёров проливают свет на  то, как некоторые спорные вопросы (финансовая напряженность, воспитание детей, любовные отношения) становятся проблемами. Вопросы циркулярного интервью также могут быть триадичными (Сельвини Палаццоли, Босколо, Чеччин & Прата, 1980; Риччи & Сельвини Палаццоли, 1984).  Триадичные вопросы это те, что касаются комментариев одного партнёра об отношениях двух других (т.е. «Какой из её родителей будет недоволен, если вы будете сами решать свои проблемы?», «Кто из семьи вашего мужа наиболее подавлен тем, что его родители расстроены или обеспокоены?»).

Циркулярное интервью помогает в диагностике системных паттернов. Также он может выполнять функцию интервенций, которые перемещают фокус восприятия и коммуникаций от чувств, интерпретаций и приписываемых атрибуций (что члены семьи могут посчитать недопустимым и заслуживающим критики) к взаимоотношениям и поведению, которые демонстрируют их сущность. Использование циркулярного интервью, сфокусированного на вкладе партнеров в проблему, позволяет обходить сопротивление, вызванное либо  Родительским программированием, либо индивидуальными защитными механизмами, которые препятствуют кооперации в терапевтическом процессе. Циркулярное интервью может также использоваться для того, чтобы перетянуть сопротивляющегося клиента на свою сторону («Я открою вам такой секрет»). Новый взгляд на процессы комплиментарности и циркулярности сам по себе может спровоцировать изменения.

Случай из практики. Для того чтобы продемонстрировать шесть техник системно-ориентированной терапии основанных на сопротивлении был использован случай из практики, начинающийся со следующих  данных о партнёрах.

Сюзанна, 29 лет, самая младшая из трех детей, воспринимает своего мужа Дага, 39 лет, как отцовскую фигуру. Вместе они воспитывают семилетнюю дочку. Отец Сюзанны был алкоголиком и, несмотря на то, что иногда проявлял любовь к ней, часто был нечувствительным и раздражительным. Сюзанна была близка к своему доброму дедушке, который умер, когда ей было семь лет. Её брат, который был старше на тринадцать лет, заботился о ней как отец, но покинул дом, когда ей было пятнадцать. Сюзанна вышла замуж за Дага, когда ей было восемнадцать, для того, чтобы убежать из неприятной семейной обстановки. Раньше в браке, она чувствовала себя защищенной Дагом, но постепенно стала все больше возмущаться его контролирующим поведением.

Даг вырос ответственным и дисциплинированным. К двадцати семи годам, когда он женился, Даг был готов остепениться, купить свой собственный дом и построить семью, тогда как Сюзанна еще училась в колледже, только размышляла о своем будущем и осваивала новые социальные роли. В некотором смысле, Сюзанна искала более старшего, покровительствующего мужчину. К тому же, она лишилась своих первых трёх значимых мужчин – отца, дедушки и брата.

 Сюзанна начала сердиться на заботливость со стороны Дага. Ей казалось, что его стабильность и ответственность ограничивают её. Она стала все больше и больше мечтать о более спонтанном и романтичном мужчине.

Всякий раз, когда Даг давал ей какие-либо советы (рекомендации, полезность которых Сюзанна признавала только в моменты инсайта) она видела в них родительско-детские транзакции. Она воспринимала Дага больше как родительскую фигуру, чем как своего мужа. Даг любил Сюзанну и нуждался в ней как в своей жене. Однако, он чувствовал угрозу и страх, что она может продолжить своё образование для того чтобы стать финансово независимой от него и в случае если бы она нашла себе более подходящего партнёра, то он бы лишился и дома и семьи. Когда она работала с одинокими или разведенными людьми как волонтёр от Красного Креста, то он читал ей нотации о том, как важно ей следовать обязанностям замужней женщины. В этих случаях, Даг подкреплял свой образ отца в восприятии Сюзанны. Его доминирующее поведение вызвает у нее болезненные воспоминания, о том, что когда-то она была самой младшей и не имела права голоса в семье. Этот повторяющийся паттерн подрывает степень их удовлетворенности, сокращает их сексуальные контакты и  побуждает их к разводу.

Прямое и циркулярное исследование помогает раскрыть дилеммы, касающиеся изменений в паре. (Пэпп, 1982b). Дилеммы возникают из-за нерешенных проблем, которые партнёры привносят из своих первичных семей в свои новые взаимоотношения. Дилеммы сокращают возможности и степень изменения в терапии.

Обсуждение дилемм изменений (debating the dilemmas of change) может быть использовано как терапевтическая стратегия, когда терапевт приводит доводы в пользу уважения к тупику супругов и предлагает оставаться в нём, при этом не вызывая и не ожидая изменений до тех пор пока партнёры не будут готовы к ним. Эта техника лучше всего работает, когда её используют в работе с парой три терапевта, которые очень хорошо изучили социально-психологическую ситуацию в семье, стили партнёров, их диалоги и могут обсуждать с ними их потребность оставаться в привычных ролях и последствия, которые могут возникнуть в результате изменений. (Пэпп, Сильверштейн & Сигел, 1982; Штейнберг, 1985). Техника может быть также использована и одним терапевтом, который может приводить аргументы в пользу как одной, так и другой стороны в дискуссии, но, все же показывая, что некоторые шаги, по-видимому, будут лучше.

Дилеммы изменений могут обсуждаться и в случае Сюзанны и Дага. Первый терапевт, работающий с Сюзанной, выразил бы сочувствие её трудностям и боли, которую она пережила рядом с непостоянным и выпивающим отцом, и не давшим ей ту защиту и заботу, в которой она нуждалась. Поэтому в отношениях с Дагом она более склонна искать отцовской поддержки и утешения, чем вести себя как жена. Второй терапевт, который разделяет взгляды Дага, выражает понимание его ощущению мужественности, когда Сюзанна просит его о поддержке и руководстве, и его фрустрации, которая возникает когда Сюзанна, пытаясь быть равноценным партнёром, ведет себя как восставший подросток, не следующий его советам. Эти два терапевта приводят доводы в пользу преимуществ привычных и устоявшихся паттернов: молодойзрелый, отцовская фигуразависимая дочь. Требовать от них быстрых изменений это значит быть не уважительным к их воспитанию (Божормени-Наджи & Спарк, 1984). Третий терапевт напомнил бы им, что с другой стороны, они поженились, чтобы обрести комфорт и поддержку для своего развития и чтобы должным образом воспитывать своих детей. Поэтому, они могут начать экспериментировать для того, чтобы достичь этого, например, начав куда-нибудь выбираться вместе, заводя общих друзей, ценя и уважая друг друга, как родителей своего ребенка и начав понимать, что разница в десять лет не может иногда не сказываться на их амбициях.

Формулирование и обсуждение дилемм изменений демонстрирует силу терапевта, который имеет широкие взгляды относительно проблемы. Терапевт дает разрешения в соответствии со своим пониманием того, в чем нуждается пара в данный момент, чтобы быть сама собой (не приглашая её в драйверное поведение). Защита со стороны терапевта заключается в том, чтобы не провоцировать изменения, прежде чем к ним не будет готова пара и тем самым не укреплять страх связанный с попыткой измениться. Также эта техника включает коммуникации на скрытом уровне, где терапевт и провоцирует сопротивление, утверждая, что на данный момент меняться паре было бы не разумно, так и на психологическом уровне передает невидимое разрешение сделать это. Для этого он высказывает убеждение, что, хотя еще не время для изменений, само понимание, как произвести их является достаточным, чтобы начать воплощать их в жизнь.

Когда один супруг, кажется в целом более готов к изменениям или когда оба супруга готовы к ним, но в разных сферах взаимодействия можно использовать технику риверсии (Картер & Орфанидис, 1976; Пэпп, 1980). Это техника заключается, в том, что один из партнёров вместо своего привычного поведения начинает демонстрировать прямопротивоположное. Инструкций партнёрам в этой технике следует давать отдельно друг от друга, так, чтобы риверсия оказалась неожиданностью для супруга. Риверсия лишает комплиментарность баланса и поощряет пару отказаться от  сопротивляющегося поведения, которое циркулярно подкрепляет дисфункциональный симбиоз. Лишенный возможности намекать, забрасывать крючок, клевать и участвующий в неудобном и непривычном паттерне симбиотической пассивности, партнер может перестать противиться изменениям и начать стремиться занять более независимую и интимную позиции по отношению  к партнеру, инициировавшему риверсию.

Риверсия была предложена Сюзанне и Дагу. Основываясь на предпосылке, что Даг являясь очень ответственной личностью, привык к неодобрительному отношению в своей семье и часто критикует себя, акцентируясь только на плохих сторонах своих поступков Сюзанне были даны указания перестать его критиковать за то, что он недостаточно амбициозен. Она должна была обращать внимание на то, когда он ведет себя ответственно и демонстрирует хорошую осведомлённость, даже если его действия и заслуживают критики. Учитывая возможность, что Сюзанна имеет потребность разочаровываться в мужчинах в своей жизни, терапевт поощрял  Дага начать говорить утвердительно о своих хороших качествах и в тоже время совершать поступки, в которых для Сюзанны была бы очевидна их негативная сторона (Сельвини Палаццоли, Босколо, Чеччин & Прата, 1978).  Оба партнёра обязаны были вести записи реакций партнёров на свои попытки измениться и обсуждать их с терапевтом.

Когда партнёры упорно продолжают использовать паттерн, который касается какого-либо симптома Маданес (1981) предлагает применить технику разыгрывания симптома. Симптомы обычно возникают в паре с противоречивой иерархией. В удовлетворяющем браке, супруги гибко распределяют власть и организовывают иерархию в каждой сфере деятельности, в соответствии с уровнем компетенции и предпочтениями партнёров. Когда пара не может уравновесить власть, таким образом, чтобы это устраивало обоих партнёров,  может  возникнуть симптоматичное поведение. Затем образуется противоречивая (incongruous) иерархия: с одной стороны партнёр с симптоматичным поведением находится в подчиняющейся позиции по отношению к супругу, который пытается помогать ему и пытается  его изменить; а с другой стороны симптоматичный партнёр находится в доминирующей позиции, из которой отклоняет всякую помощь. Симптом балансирует власть между супругами – более зависимый партнёр использует его для того, чтобы определять деятельность в паре и уровень общего удовлетворения.

Разыгрывание симптома и обновление привычного паттерна, связанного с ним демонстрирует партнёрам то, что симптомом можно управлять. Таким образом, проблема лишается своей серьезности. Разыгрывание симптома привносит во взаимоотношения игровые элементы и способствует тому, что партнеры, участвующие в обсуждение спорных вопросов точно не знают: укрепляют ли они сейчас свои дисфункциональные отношения или просто играют. К примеру, Даг каждый день по полчаса вел себя как отец по отношению к Сюзанне; она, в свою очередь, реагировала на него как дочь. Парадоксально, но разыгрывание проблемы сокращает проявление симптома таким образом, что партнёры могут сбалансировать свою власть и установить более равные отношения (Массей, 1986).

Когда пара заперта в пассивном симбиозе и один или оба партнёра продолжают удерживаться вне кооперации с терапевтом и не устанавливают интимности между друг другом, терапевт может использовать технику, в которой нежелательное действие награждается монеткой (Пирси, 1983). Техника начинается с того, что терапевт формирует у супругов новое понимание негативного поведения. Он объясняет, что в основе его лежит переживание партнёром глубокой потребности в чём-то или демонстрации своей заботливости или внимания. Это согласуется с предположением ТА о том, что люди принимают решения, основываясь на своей способности обрабатывать информацию,  и учитывая свои интересы только в конкретный момент, несмотря на то, что новые решения могли бы им помочь в ближайшем будущем (Берн, 1961; Гулдинги, 1978). В действительности, некоторые навязчивые (compulsive)  потребности (запрограмированные либо Родительским состоянием, либо поддерживающиеся Детским) обеспечивают сохранение дисфункциональной комплиментарности, которая приводит к патнеров к не-ОК позиции. Формирование нового убеждения, что партнер, поступая негативным образом, исходит из позитивных намерений, позволяет обоим партнёрам перейти в позицию я-ОК, ты-ОК. Ритуал вознаграждения монеткой включает в себя транзакции на скрытом уровне. На социальном уровне происходит вознаграждение неприятного поведения, как будто оно является подходящим для взаимоотношений, в то время как на скрытом, психологическом уровне (обыкновенная монетка в интимных отношениях может быть просто бесценной) дается намек, что это поведение ухудшает отношения. В дополнение к этому,  недвусмысленное предписание  использовать пассивное поведение вызывает у них чувство  замешательства. Это может привести к резкому продвижению партнеров в налаживании своих отношений, так как взрослые люди хотят видеть себя соответствующими своему возрасту, а не быть под контролем своих детских привычек.

Поскольку Сюзанна часто воспринимала Дага как отцовскую фигуру, ей было дано задание давать ему каждый раз монетку, когда она чувствовала, что он ведёт себя как отец. Даг в свою очередь, был обязан давать монетку Сюзанне, в тот момент, когда он думал, что она воспринимает его как отца. Выполняя это задание в течение, двух недель Сюзанна почувствовала, что она стала ощущать Дага больше как друга, чем как отца. Даг также стал вести себя менее отечески. Эта техника погасила неприятное восприятие и поведение. Используя принципы аверсивного обуславливания (прим. пер. -  аверсивное обуславливание. одна из методик модификации нежелательного поведения когда, например, чтобы вызвать реакцию избегания, отвращения или тревоги на алкоголь, его связывают по времени с ударом электрическим током, тошнотой и пр.) и формируя представление о  реакциях, воспринимающихся негативно  как о полезных терапевт, тем самым, влияет на их подавление. Так во взаимодействии могут появиться более подходящие реакции.

Когда оба партнёра укоренились в своём симбиозе и упрямо противятся продвижению друг друга в сторону интимности и кооперации терапевт может использовать депрограммирующую стратегию (Пэпп, личная беседа, весна 1980). Множество людей не любят чувствовать контроль над собой и будут противиться принуждению, особенно если они отвечают из восстающей позиции (Брем, 1966). В этой технике терапевт работает с каждым партнёром отдельно и формирует у них представление, что  их проблемное, неприятное, сопротивляющееся или дисфункциональное поведение, которое они проигрывают в симбиотической комплиментарности является лишь откликом на влияние и программирование со стороны другого партнёра. Попытка депрограммирования была предпринята в работе с Дагом и Сюзанной, когда техники, описанные выше из-за чрезмерно крепких паттернов в их системе, привели лишь к частичному успеху. Даг легко расстраивается, из-за неопределенности Сюзанны, колеблющейся между двумя типами поведения: ответственная мать/домохозяйка и беспечная/независимая женщина. Терапевт предположил, что поскольку Даг хочет вести размеренную и спокойную жизнь примерного семьянина, его депрессии, из-за того, что он недостаточно честолюбив и беспокойство бросит ли его жена, которая жаждет быть независимой возникают из-за того, что он подвергается влиянию программы Сюзанны, где он один из мужчин, которые разочаровали её своим уходом (физическим или эмоциональным).

С другой стороны. Сюзанна, реагирует на малейшие изменения настроения у Дага, также как она делала по отношению к своему непостоянному отцу. Таким образом, Сюзанна подвергается влиянию программы Дага и поэтому она счастлива или несчастна в зависимости от его капризов. Несмотря на то, что Сюзанна чувствует увереннность относительно своего личностного роста и прогресса в учебе и профессиональной деятельности, терапевт наводит ее на мысль, что ее перепады настроения в этой области связаны с тем, что она приспосабливается к программированию со стороны Дага. Сюзанна решает депрограммировать себя для того, чтобы получать удовольствие  и быть свободной в  оценке своих способностей, чем следовать настроению Дага. Даг, в свою очередь, осознал, что может выжить без отношений, которые приносят ему в большей степени чувство досады.

Парадоксальные интервенции могут быть использованы в случае сопротивления всем остальным, направленным на изменение, терапевтическим стратегиям. В первую очередь в парадоксальном подходе тщательно изучается как симптом или проблемное поведение (пассивная комплиментарность) циркулярно укрепляется в системном паттерне. Симптом рассматривается как то, что помогает оставаться системе целой. Это является  поглаживанием для экстеропсихического и археопсихического эго-состояний, сопротивляющихся изменениям.  Терапевт использует позитивную коннотацию, а затем предписывает использовать симптом и системное поведение. Цель намеренного ускорения эскалации проблем сделать, чтобы партнёры объединились в сопротивлении против терапевтичской интервенции, а не против друг друга и собственным возможностям развиваться. Парадокс представляет собой смещение фокуса. Дифсфункциональные пары крепко держаться  своих болезненных дилемм и сопротивляются терапевтическим интервенциям. Терапевт смещает  фокус от борьбы за изменение и поощряет продолжать проблемное  поведение. Массей детально описал (1982, 1983, 1985, 1986a) как парадоксальные интервенции раскрывают перед партнёрами природу симбиотических отношений, поддерживают позицию «Я-ОК, Ты-ОК» и предоставляют безусловные позитивные поглаживания. В парадоксальных интервенциях терапевт использует угловые транзакции, которые, на социальном уровне, объясняют как работает система, а на психологическом уровне признают дискомфорт и советуют оставаться лояльными к комплиментарности. К примеру, молодой супруг переживает начинающееся половое бессилие (Массей, 1983). После того, как обучающие и поддерживающие интервенции не дали никакого результата в сексуальных взаимоотношениях, терапевт применил парадоксальную интервенцию. Он рекомендовал паре, «уменьшить свои ожидания от взаимного удовольствия…  и предостерег их, от того, чтобы они не спешили  вести активную половую жизнь в браке» из-за проблем, связанных с первоначальными семьями, которые обсуждались на предыдущей сессии. После этого партнёры стали более чувствительны к сексуальности друг друга и решили свои сценарные проблемы.

Выводы

Представленные здесь интервенции составляют совокупность техник, направленных на работу с пассивными симбиозами с большей или меньшей долей сопротивления. Сопротивление это результат влияния Родительского программирования и Детской динамики. Пары, сопротивляющиеся изменениям, жаждут поглаживаний за те, способы, которые у них есть, и могут менять свои дисфункциональные позиции в ответ на удачное терапевтическое воздействие. Позитивные изменения в паре происходят за счет изменения акцентирования в отношениях, когда партнёры начинают принимать и обмениваться позитивными,   а не негативными поглаживаниями (Берн, 1961; Вацлавик, Бевин & Джексон, 1967). Также происходит изменений структуры отношений, таким образом, что коммуникации и упорядочивание времени удовлетворяет обоих партнёров, а не приводит к повторению рэкетного поведения (Эрскин, 1982; Минухин & Фишмен, 1981). За счет позитивных изменений пара освобождается  негативной последствий переносов, которые объединяют несколько поколений и треугольников, которые ограничивают возможности. Таким образом, партнёры могут видеть друг друга как автономных личностей, способных интимно объединятся. (Берн, 1964; Боуэн, 1976).

 

 



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Когда не устраивает терапевт...
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Терапевт делает интервенцию «для себя»
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Почему терапевт лучше друга.
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как мужчинам вести себя с женщинами, когда те рассказывают о своих проблемах
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Еще раз об отношениях между коллегами: психиатр, психолог, семейный терапевт.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Когда теряется смысл того, чем занят с утра до вечера... Как быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь