И ещё раз про страх говорить "нет"

Много вопросов и комментариев  (в Фейсбуке) вызвал мой текст "Про умение говорить "нет". Не претендуя на полный охват темы, хочу ответить на наиболее частые.

Я обобщила конкретные вопросы в четыре темы:

1)  Всегда ли надо говорить "нет"? А если мне хочется согласится? 

И сюда же комментарии про вежливость, что "надо отказывать не прямолинейно, тогда все нормально". Поясню потом, почему я объединила эти две темы.

2) Хочется как-то побороть страх сказать "нет". Есть ли какие-то методики?

3) А если, наоборот, страшно сказать "да",  и у меня это на лице написано, и даже не просят ничего?
 
4) Как научить детей не бояться говорить "нет"?
 

Теперь ответы. Длинно:)

1) Надо ли всегда говорить "нет" другим (и  "да" себе)?

Предположим, есть человек, который всегда отказывает другим. И есть, который никогда не отказывает. И это две крайности. Если человек всегда зависает в одной из крайностей, то это сужает его выбор, его свободу, вообще обедняет область его отношений с людьми и собой.  

Ни одна из крайностей (как постоянный, жесткий вариант) не лучше, потому что в реальности существует огромный простор для выбора между этими полюсами. Кому-то "да", кому-то "нет". Кому-то в один момент "да", в другой "нет". Когда-то я получаю удовольствие согласившись, когда-то нет. И так далее. Выбор, выбор в каждый момент. И он может быть любым. 

Я не верю в "золотую середину", но верю в то, что можно двигаться по всему этому пространству между "да" и "нет". И если я могу позволить себе любой вариант, это даёт мне ощущение жизни, свободы, позволяет адекватно и наилучшим возможным сейчас способом реагировать на то, что предлагает мир. 

И про то, отказывать ли прямолинейно или нет. Опять же - это континуум (надеюсь, я правильно употребила и написала это слово😊). Если у меня в багаже есть все варианты от непрямого отказа, вежливых объяснений до "пошёл в жопу" и грубее - тогда у меня больше возможностей адекватно реагировать, чем если бы я только всех "посылала" всегда или была бы со всеми мила и вежлива.

2) Про то, как побороть страх "нет".

Методик для самостоятельной работы у меня нет. У меня есть личный опыт психотерапии, и опыт работы психотерапевтом, я на него опираюсь. А другого опыта нет, поэтому я не знаю, на самом деле, как самостоятельно работать со страхом. Но у меня есть несколько соображений, несколько опорных моментов, которыми сейчас я пользуюсь, в том числе чтобы помогать себе. Ими поделюсь.

  1. Важно не ругать себя за этот страх.  

Во-первых, бояться - совершенно нормально. Все люди боятся, кто одного, кто другого. Есть "категории" людей (например, "психопаты"), и есть ситуации и профессии (например, хирурги), в которых страх всегда или ситуативно подавляется. Но вообще - страх важная очень эмоция, врожденная, естественная и полезная. Сигнализирует о том, что нам что-то очень важно, и это важное находится под угрозой. 

Во-вторых, страх сама по себе энергоемкая эмоция, забирает много сил. А если мы начинаем себя за него ругать, начинаем себе говорить "опять ты боишься", "ты не справляешь" и так далее - на это сил уходит ещё больше. И энергии на то, чтобы это самое "страшное" сделать (например, сказать "нет"), вообще не остаётся. Не умереть бы под этим двойным прессом из страха и самоунижения себя за страх. 

Так что пункт первый и самый важный - это учиться принимать свой страх, учиться говорить себе "я сейчас боюсь, и это абсолютно нормально, я могу бояться". 


   2. Важно изучать свой страх и давать ему проживаться  (а не бороться и подавлять).
 
Как я уже сказала, страх говорит о том, что что-то важное нам находится под угрозой. Что это, когда мы боимся сказать "нет"?

Я уже сказала в предыдущей статье одну из гипотез про то, что за этим стоит страх отвержения. То есть под угрозой сама связь с людьми. И опять же - это нормально бояться за свою связь с важными людьми.

Но иногда этот страх бывает чрезмерным, и вроде и не про важных, а про всех людей, да и очень ограничивает. 

И тут полезно себе задавать вопросы: "Что самое страшное произойдёт, если я скажу "нет"? Например, человек скажет: "да что ты за друг, если ты так!". И тогда: "Если он так скажет, что произойдёт со мной?". Например: "Я буду плохим, он больше не будет со мной дружить". И дальше: "Если он не будет с тобой дружить, то что дальше с тобой произойдёт?" И так далее.

Понимаете, у страха и у тревоги есть свойство обрываться. "Я скажу "нет" и все!". А что все-то? Не умерли? Жить продолжаете? Значит, есть какое-то продолжение. И его важно мысленно "просмотреть", смоделировать. Тогда страх не блокируется, а проживается и уменьшается. И заодно вы понимаете, что страшно, конечно, но не "ужас, ужас". 

Кстати, если про методики. Это и есть методика. "Сократический диалог". Спросите гугл:) И ещё есть похожая, про квадрат, когда вы пишите: "что будет если это произойдёт?", "что будет если это не произойдёт?", "чего не будет, если это произойдёт?" И "чего не будет, если это не произойдёт?". Забыла как называется. 

  3.  И ещё про изучение страха. Уже не про "чего боюсь", а про "зачем "не бояться"?

Чему он мешает, как вас ограничивает? Зачем вам что-то делать, несмотря на страх? Есть ли за этим какая-то ваша личная ценность? Может быть это некая идея про то, что надо говорить "нет", и вы ругаете себя за неидеальность. А может быть, вы действительно видите, как постоянно отодвигаете что-то важное для вас, соглашаясь делать для других?

Чтобы преодолеть страх, нужно мужество. Но мужество невозможно без того, чтобы было "ради чего преодолевать". Вам зачем кому-то учиться говорить "нет"? 

 4. Про глубинный страх отвержения и "быть плохим". 

Тут, конечно, психотерапия большое подспорье. Если коротко, то часто идёт и работа с оплакиванием того, что было в детстве, и с грустью от расставания с иллюзиями про то, что можно быть для всех хорошим. И вообще, что можно контролировать, полюбят тебя или нет. 

И важный момент - "выращивать" в себе такой голос или "фигуру", которая всегда за меня. Такого внутреннего идеального родителя. Который примет и мой страх, и моё несовершенство, и мою боль. 

  5.  Знать свой "круг поддержки".

Связанный с предыдущим пункт. В случае, если вас кто-то осудит или отвергнет, кому вы понесёте свою боль? Кого попросите "взять на ручки" и "подуть на больную коленку"?  

Очень важно, чтобы у вас были "свои" и те, кто "за вас". Друзья, родственники, психотерапевт, какое-то сообщество - важно, чтобы было с кем разделять боль. 

  6. Дайте себе время и будьте терпеливы.

Мы не приобретаем новые привычки за один день. Новые связи между нейронами в мозгу не образуются мгновенно. Если мы что-то знаем, это не значит, что мы тут же это можем.

Я, вот, знаю правило про "тся" и "ться". И что? Еще ни одного текста не было, где бы я не облажалась:) 

Нужно время, много поддержки и взращивания ценности "ради чего", чтобы можно было что-то сделать, несмотря на страх.


Уф. Два вопроса осталось, дальше покороче ответы.

3) Если страшно сказать "да".

Моя гипотеза, что за этим тоже стоит страх сказать "нет" со всеми глубинными страхами  "быть плохим, отвергнутым" и т.д.

Как-будто, если я скажу "да", то у меня нет потом возможности сказать "нет", передумать. "Дашь палец - руку откусят". "Назвался груздем - полезай в кузов". Как-будто нельзя, если на что-то согласился в последствии отказаться.
 
Так что все, что относится к полюсу "нет", относится, на мой взгляд, и к полюсу "да".  Возвращаясь к первому вопросу про варианты. 


4) Как помочь ребёнку не бояться говорить "нет"?

Дети не боятся говорить "нет". В возрасте 2-3 года они это делают сплошь и рядом. 

И важно дать  право ему говорить нам "нет", в разных совершенно вещах.

И дать ощущение, что он может маме (или другому важному взрослому) отказать, и мама с ним останется и будет его любить. И когда родители отказывают,  важно выдержать недовольство ребёнка , посочувствовать, сказать "вижу, ты недоволен, злишься на меня", и настоять спокойно на своём "нет". Показать, что несмотря на отказ, родители с ним, его любят, и отношения между ними и ребёнком в порядке. 

Это не только "нет" и отказов касается. Вообще любого несогласия, любой разности между нами и детьми. Если мы их способны выдержать, и дать ребёнку ощущение, что несмотря на то, что мы спорим, ругаемся, не соглашаемся, не понимаем - мы с ним, мы его любим, то и с остальными ему будет не сильно страшно. Хотя остальные - не "мамы", и вполне могут осуждать, отвергать и негативно оценивать. 

Но вот это ощущение, что "кто-то всегда за меня" - мы ребенку дадим. Подарок сделаем. 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как сказать "НЕТ", когда ждут "ДА"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Человек без воли не скажет ни "нет", ни "да".
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Свобода сказать "да" или "нет"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь