|
Самопомощь для каждого клиента важна.Автор статьи: Данилова (Кривошей) Юлия Анатольевна
«Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет справляться с ними» Н.Пезешкиан
По пяти шагам (стадиям) может строиться каждая как отдельная встреча с клиентом, так и весь консультативный (психотерапевтический) процесс:
Œ‚ƒ„… Стадия наблюдения и дистанцирования
«Игроки видят игру хуже, нежели зрители» Ее цель - позволить клиенту дистанцироваться от проблемы, занять позицию наблюдателя. Письменное изложение обстоятельств, времени, состава участников конфликта помогает клиенту максимально конкретизировать описываемую ситуации. Часто используется позитивное толкование имеющейся проблемы или расстройства. Это помогает клиенту дистанцироваться от своих собственных восприятий и моделей мышления. Это расширяет спектр концепций, дает перспективу, увеличивает жизненный кругозор и этим "уводит" клиента от его "заезженных" невротических реакций. Альтернативные концепции являются эффективным изменением точки зрения. Также используются метафоры и кросс-культурный подход.
ƒ„… Стадия инвентаризации «Зри в корень» Козьма Прутков Цель - помочь клиенту увидеть, в чём именно состоит содержание его реакций и способов поведения в макро- и микро-ситуациях жизни. Клиент изучает собственный опыт в четырех сферах; консультант обучает его также работе с ДАО. Консультант на этой стадии работает со способностями клиента (и его партнера, и его детей). Благодаря этому человек открывает для себя новые критерии для самооценки, пересмотра ресурсов и жизненных установок своего партнера, своих детей.
‚Ž„… Стадия ситуативного ободрения «Наши недостатки – это слова, которыми в своё время назвали человеческие качества»
Цель - в выяснении того, что (все еще) объединяет участников конфликта; какие имеющиеся у конфликтующих сторон положительные качества могли бы создать возможность для менее конфликтных отношений. Положительные качества следует постоянно поощрять, ободрять и одобрять. Когда в конфликте ситуация становится неконтролируемой, помочь зачастую могут воспоминания об общих ценностях, значимых для участников конфликта, о давно забытых позитивных взаимоотношениях. Создание "общей" почвы происходит благодаря поощрению положительных качеств, позитивных сторон поведения. Стадия ситуативного ободрения сродни реанимации, она способствует восстановлению ушедших в прошлое конструктивных отношений.
‚ƒ… Стадия вербализации «Люди, которые могут обо всём поговорить, могут многое преодолеть» Наполеон Бонапарт Цель – проговорить, поговорить и договориться. В процессе конфликта многие вещи искажаются, "передергиваются". Поговорить с другой стороной становится необходимым, чтобы под "словесными завалами" отыскать "живые точки". На фоне установленных, реанимированных на третьей стадии доверительных отношений проблема может обсуждаться конкретно и конструктивно. Обсуждение может приобрести форму прямой дискуссии, в которой через призму "учтивости-прямоты" рассматриваются возникшие вопросы. Таким образом, задача стадии вербализации - конкретное и конструктивное обсуждение проблемы в атмосфере доверительности и понимания.
‚ƒ„Стадия расширения системы целей «Человек, у которого есть ЗАЧЕМ, может совершить любое КАК» Виктор Франкл Результатом работы на этой стадии должен стать ответ клиента на вопрос: "Что я буду делать, если у меня не будет больше проблем?" Таким образом, стадия системы расширения целей помогает клиенту осознать, что у него и у его партнера есть ряд других возможностей, помимо областей, затронутых в конфликте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|