Всегда ли история в "10"?

 

 

Сторителлинг как инструмент влияния. Использование историй в жизни и бизнесе.

 

Утверждение о том, что история – более мощный инструмент убеждения и влияния, чем другие способы я бы подвергла сомнению. Это так, но не всегда и не везде. Позже объясню, почему, а начну  с картинки из жизни.

 

Обычно на моих тренингах такого не случается, участники не позволяют себе поучать друг друга, сама атмосфера тренинга такого не предполагает – все на равных, каждый пришел понять себя. Но эта женщина сразу повела себя с претензией «быть правой рукой» тренера и делиться опытом. Я мягко, но настойчиво возвращала её в позицию участницы, понимая, что все это от страха открыться, показать себя настоящую – более безопасно удерживаться за социальную роль преподавателя, кем она и являлась. Но в заботе и деликатности о ней я упустила момент, когда была перейдена грань недозволенного в отношении другого участника. А  именно – в ответ на рассказ одной молодой девушки наша дама вдруг сказала: «Позволь, я расскажу тебе одну историю…» и, не дав мне опомниться, стала вещать очень популярную историю одного американского бизнесмена. Я могла бы прервать вещание, но решила все же дать этой ситуации свершиться, наблюдая за реакциями девушки, а затем спросила у неё:

— Кем ты сейчас себя чувствуешь?

— Первоклассницей, которую учительница считает абсолютно тупой. Историю эту, я, кстати, знаю, не мешало бы у меня поинтересоваться, прежде чем рассказывать….

 

Не буду описывать дальнейшую работу с этими женщинами, суть не в ней. Это была иллюстрация «всесилия» истории. И дело даже не в том, что она была известна девушке, которой предназначалась – дело в том, что она была не к месту. И в данных позициях участников любая история была бы провальна, приоритет использования этого инструмента был лишь у тренера и пользоваться им нужно было очень осторожно.

Между тем, именно за этим на Сторителлинг приходят большинство людей – научиться влиять на людей при помощи рассказывания историй.

Я в таких ситуациях задаю три вопроса:

— На кого влиять?

— В чем влиять?

— В каких ситуациях?

Давайте рассмотрим использование историй как инструмента в различных ситуациях. И чтобы  их стуктурировать, возьмем такие показатели, как виды отношений —  Равенство и Подчинение (авторитетность), и характеристику эмоциональной атмосферы – Негативная и Позитивная. Если представить в виде оси координат, получается, четыре поля:

 

1 Равенство + позитивные. Пример – дружеские компании. Это наиболее благоприятная ситуация для рассказывания историй, они, как правило, возникают в ней спонтанно, один рассказчик сменяет другого. Что со слушателями? Они готовы слушать. Эмоциональный отклик на истории большой. Истории используются как СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

 

2 Равенство + негативные. Пример – люди, находящиеся в состоянии конфликта или просто напряженно относящиеся друг к другу. Наиболее опасная ситуация для историй, любые иносказания воспринимаются напряженно, как возможный способ манипуляции. Слушатели могут не слушать, могут в любой момент прервать, начать задавать вопросы, потребовать пояснений, уйти в конце концов…Рассказчик рискует, и только максимальная степень открытости и осознавание, зачем он это делает, могут действительно сделать его историю убедительной….ну, или, по крайней мере, услышанной и не освистанной. ИСТОРИЯ КАК РИСК – либо пан, либо пропал.

 

3 Подчинение (авторитетность) + негативные. Пример – напряженные отношения в любых коллективах, имеющих субординацию. Здесь все зависит от того, кто рассказчик. Давайте рассмотрим вариант  рассказчика – «начальника». Эта ситуация более благоприятна для рассказывания историй, чем предыдущая, хотя бы потому, что слушатели вынуждены тебя слушать и проявлять видимое уважение к рассказу. ИСТОРИЯ, КАК СПОСОБ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ, рассказать о себе большее (если в этом есть необходимость). Если же история рассказывается от  лица «подчиненного» — «начальнику», то это вообще либо очень отважный поступок, либо жест отчаяния, так как иносказательный смысл истории  в этом случае может быть воспринят уничижительно, а следовательно, реакция будет агрессивной.

 

4 Подчинение (авторитетность) + позитивные. Пример – студенты и их любимый преподаватель. Место для истории, несомненно, имеется. ИСТОРИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ВЛИЯНИЯ.  Слушатели должны слушать, и, в предложенном контексте, скорее всего,  захотят слушать. Но здесь тоже есть опасность – злоупотребление историями приведет к снисходительному отношению и потере авторитета.  Все же, история – это картинка к тексту, а не сам текст. Если история идет от «подчиненного» к «авторитету»,  может свидетельствовать о доверительности, а может – о невозможности выразить свою мысль другим способом)

 

«История в десятку» — назвала я один из своих Проектов. Был в моей жизни такой этап, когда мы с мужем держали  пневматический стрелковый тир. До сих пор помню это ощущение: вскидываешь винтовку и находишь устойчивое положение, затем – встраиваешь черное пятнышко мишени точно над прицелом, вдыхаешь и задерживаешь дыхание  и плавно нажимаешь на курок. А потом с волнением ждешь подъезжающую к тебе мишень… С историями все так же – и осознанность, и сосредоточенность, и техника, и желание попасть точно в цель.

 

 

www.shevtsova.ru

http://storytelling.ru.com

 



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • История одного убийцы или история о поиске смысла жизни?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Истории о счастье. История вторая
  • Истории о счастье. История первая
  • «Если он, действительно, тебя любит…» История одной Маргариты.
  • Внутренний ребенок: клиентские истории. История №1
  • Внутренний ребенок: клиентские истории. История №2
  • Бремя больного: жизненные истории. История третья
  • Бремя больного: жизненные истории. История вторая
  • Грустная история о роли личности Лошади в истории
  • Бремя больного: жизненные истории История первая
  • История утраты себя: потерять ту, кем могла быть.
  • Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как не «нарваться» на «такого же» мужчину? история из жизни
  • История моей жизни, такая как она есть...
  • История-пример, и ее психологический разбор
  • История о предательстве и последствиях. Пример из практики.
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • Пример исцеления: невыдуманая история о том, как "это" работает...
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Запутанная история Рапунцель или История любви в символах.
  • Реконструкция себя – это формирование история о себе?
  • О чем может рассказать история своего рода?
  • История о том, как Молоточек друзей и дело жизни нашёл.
  • Женщина или история одной жизни...
  • Как безопасно выразить эмоции, если "адресат" не желает слушать
  • История девушки, которую не замечали мужчины.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь