|
Запутанная история Рапунцель или История любви в символах.Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
В данной статье я предлагаю взгляд на символы, представленные в мультипликационном фильме «Рапунцель . Запутанная история» по мотивам одноименной сказки Братьев Гримм. Итак, в мультфильме мы встречаем главную героиню, которая не знает тайны своего происхождения и живет в лесу в высокой башне вместе с матерью, которая всячески пугает дочь жизнью и людьми, транслируя идею о том, что люди для нее источник зла. Если мы обратим внимание на название мультфильма, то в нем кроме имени героини есть «запутанная история», в которой прослеживается намек на длину и неудобство волос героини (они все время запутываются и не дают уйти далеко от матери-ведьмы). По ходу развития сюжета мы узнаем, что Рапунцель девушка не простая, обладающая волшебными волосами, способными исцелять и омолаживать в момент, когда она напевает слова магической песни. Собственно этим волшебством регулярно пользуется ее мать, т. о. обеспечивая себе абсолютное не старение. Мамочка, как позже выясняется не родная и совсем не из добрых побуждений держит «дочку» взаперти. А кто у нас «мама»? А она ведьма. Вот и первый образ – чем не архетип Ужасной матери. Если рассмотреть сюжеты многих сказок, в том числе шедевр А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», то с ведьмой связаны какие-то особенные исключительные черты героини (доброта, магическая сила, глубинная женственность), но ведьма угроза для героини. Героиня или заточена в башню или усыпляется (умерщвляется), т. к. между этими архетипами существует тесная связь. В сюжете мультфильма волшебство таится в волосах Рапунцель и именно они причина «нужности» девушки для матери-ведьмы. Лишись она своей пленницы, то и ей конец! Это обстоятельство хорошо отражает нарциссический компонент, проявленный в теневой материнской фигуре. Дочь – продолжение матери, гарантия ее молодости и красоты. Что представляют собой волосы как символ? Символика волос сводится к идее о силе (например, сила в волосах Соломона) или невинности и безбрачию (в русской традиции «простоволосая девушка» та, что волос в косу не заплетает, а коса или волосы, убранные иным способом – символ супружества). Так и в мультфильме отражена связь «Ужасной матери» с дочерью через магическую силу волос. Позднее мы узнаем, что истинными родителями Рапунцель являются король и королева, представляющие позитивные родительские интроекты психики. Материнская фигура представлена амбивалентно как королева и ведьма, что отражает внутренний женский конфликт. Причем, ведьма одинока и здесь отражена специфика бессознательного поведения матери-одиночки или разведенной женщины воспитывающей дочь и специфика восприятия такой матери дочерью. Союз коронованных родителей – символ власти, но власти мирной и справедливой. Если союз разрушен, мать превращается в ведьму. Также в этом символе отражается женское неприятие бывшего мужа и трансляция дочери идеи о плохом отце, т. о. отец исключается. У ведьмы нет супруга и любой человек, особенно мужчина, представляет потенциальную опасность для дочери. Такова суть отношений, транслируемая разрушенной матерью (матерью-ведьмой) своей дочери. Если мать отрицает любовь как основу и причину рождения ребенка в отношениях с отцом ребенка, то родительские фигуры в душе ребенка расщепляются на идеальную и теневую: мать-королеву и мать-ведьму. Отцовская фигура в данном случае сохранилась в памяти в ее позитивном аспекте, а теневая вытеснена. Способ, которым удерживает мать-ведьма Рапунцель, стар как мир – страх. Она пугает дочь человеческими пороками и тем, что люди лишат ее дара (ее волшебных волос). Жизнь Рапунцель происходит только внутри башни, но покоя ей не дают огоньки, которые как она выяснит в дальнейшем, фонарики, ежегодно выпускаемые в небо жителями города вместе с королем и королевой в память об исчезнувшей принцессе аккурат в ее день рождения, т. е. здесь показано как работает интуитивная часть героини, ведь огоньки имеют к ней непосредственное отношение. По сути, задача Рапунцель вспомнить себя настоящую и интуиция, давая смутные воспоминания, выполняет функцию подобную клубку нитей в сказке. Интуиция имеет особое значение для женщины и, увы, многие современные женщины теряют эту путеводную нить, становясь заложницами разума. Что же, а точнее кто же выводит Рапунцель из-за точения? Если в сказке есть героиня, значит, есть герой. И этот герой Флин Райдер – вор, плут и обманщик. Причина такого его поведения, как выясняется позже – сиротство героя и желание заявить о себе миру. Хочется обратить внимание на тему отсутствующих родителей, но если для Рапунцель это несвобода, то для Флина (позже мы узнаем, что и имя героя выдуманное, настоящее Юджин) это свобода без границ, а отсюда воровство и ложь. Т. о. мультфильм хорошо демонстрирует различные причины нарушенных границ. Герои буквально находят друг друга – что есть у одного, того недостает другому. По ходу развития сюжета мы наблюдаем, как они учатся друг у друга и становятся полнее внутри этих отношений. Правильная девочка и хулиган – не такая уж редкая история! Вспоминаются слова старой песни Крылова «Девочка моя». В таких парах точно соединяются «детские сердца». В основу таких союзов положены детские чувства: вина, сомнения и неуверенность, объединяющие и если повезет, приводящие к искренности и пониманию. Ведь «никто так не поймет твою боль как я, подобное испытавший(ая)!». Но это большой взаимный труд, подкрепленный желанием быть вместе. Подобное соединение мужского и женского аспектов происходит и в психике женщины в момент обретения зрелости. Именно этот смелый шаг – шаг навстречу друг другу – искренность и честность дает истории героев счастливую развязку. Флин расширяет границы Рапунцель, выводя ее из башни, а Рапунцель избавляет Флина от необходимости постоянно лгать своей открытостью и чистотой. В начале путешествия Рапунцель постоянно сомневается, произнося слова «Я плохая дочь», осуждая себя за нарушенный материнский запрет, на что потрепанный жизнью Флин отвечает «это часть взросления». Так каждый из героев становится зрелым и способным на настоящее чувство. Как рождается это чувство демонстрирует момент, когда раненый и умирающий Флин обрезает волосы Рапунцель в обмен на возможность жить, и освобождает, таким образом, героиню от пут, связывающих ее с ведьмой. Но магическая сила волос Рапунцель не исчезает, а возвращает жизнь герою через упавшую на его лицо слезу. Слезы – не менее интересный символ. Слезы как подобие дождя, омывающего и возрождающего к жизни. Слезы – символ проявленных чувств. На этом месте можно было бы резюмировать «вот и сказочке конец», но, как известно, где у сказки конец, у жизни только начало. Вот и вернемся к самому началу запутанной истории. А откуда возник волшебный дар Рапунцель? Волшебное свойство волос передалось ребенку от цветка, которым исцелили заболевшую в момент беременности королеву. Так мы снова наблюдаем влияние двойного материнского аспекта – мать, - дарующая и мать-ведьма, отнимающая. Переживания беременной королевы, наделяют дочь необычностью, но лишают ее свободы. Многие родители считают своих детей необыкновенными и «одевают на них корону», но в обмен на что? Цветок – широко распространенный символ сказок народов мира. Но самый известный цветок – аленький цветочек из сказки Аксакова, он же роза в «Красавице и Чудовище» – символ любви между мужчиной и женщиной. Жак Лакан выразил подлинную любовь как способность «давать тому, кто этого не просил, то, чего не имеешь». История Рапунцель и Райдера – история любви, в которой герои дают друг другу свободу и признание, - ПРАВО БЫТЬ! Вот такая запутанная история! Мы не случайно выбираем сказки, в них зашифрован наш личный потенциал. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|