|
«Рапунцель» или «Холодное сердце»?Автор статьи: Анастасия Александровна Шалганова
На написание этой статьи меня вдохновил Ностальгирующий критик со своим обзором и, как ни странно, мой диплом по консультативной психологии.
Бесящая логика родителей из «Холодного сердца». Они подаются как хорошие и заботливые, но ведут себя, как коварная матушка Готель, антагонист «Рапунцель», запирающий ее в башне «из любви». И, по-моему, даже для любителей иллюзировать на тему того, что это такая форма заботы — гипер-контроль, очевидно, что действия матери и отца Анны и Эльзы — полный трындец. И так как с этого начинается мультфильм, нас как бы сразу вводят в некую условность происходящего и нелогичность ситуации. Из серии старых «добрых» детских сказок о том, как отец дочку любил, но по указу жены в лютый мороз повез в лес и оставил под деревом. Ну, такая как бы любовь. И дальше в «Холодном сердце» перед нами предстают две подросшие героини: Эльза и Анна. И кажется, что очень изобретательно — сделать, что две сестры, слитые воедино, являли бы собой одного здорового человека, а отдельно — они находятся каждая в своей крайности. И с контролирующими холодными родителями так действительно вполне может быть, но нам этих родителей подали как любящих и заботливых — это раз. Два — мультфильм, к сожалению, не про гармонизацию личностей обеих сестер=) Жаль, я бы посмотрела… У такого типа родителей дети в самом деле могут вырасти, с одной стороны, крайне инфантильными, поскольку им не давали принимать самостоятельные решения, препятствовали нормальному прохождению периода «я сам» и «оберегали» от страданий извне. В «Холодном сердце», например, это выражается в «гениальном» решении стереть все воспоминания Анны о даре Эльзы, так как якобы ребенок не справится с переживанием, что сестра его поранила. И это инфантилизирует одну сестру, а второй — Эльзе — ставит запрет на эмоции, самовыражение и на то, чтобы вообще быть собой. Это другая сторона такого контроля со стороны отца и/или матери, когда дети перестают быть детьми очень рано, поскольку родители развивают в них драйверы: «не чувствуй», «не будь собой», «не будь близок», «не будь ребенком». Для тех, кто меня хорошо знает лично, вряд ли будет открытием, что я идентифицирую себя скорее с Эльзой, чем с Анной. История этих сестер во многом мне близка. И я проходила в своей жизни через некоторые психологические вещи, затронутые в фильме. И мне, действительно, кажется, что было бы намного интереснее и драматургичнее, если бы в данных обстоятельствах (когда мы уже приняли, что мультфильм не о гармонизации обеих сестер) главной героиней мультфильма стала Эльза. Строго говоря, по канонам, она и есть главная героиня=) Поскольку она развивается и меняется. Из холодной и сдержанной она в финале приходит (да, криво; да, не точно проработана арка) к спонтанности и легкости. Ее внутренние конфликты интереснее, чем у Анны, потому что у Анны их, блин, нет. Возможно, поэтому в том числе она меня так бесит, хотя окончательно я разобралась в причине своего раздражения, когда делала презентацию к своему диплому, в которой назвала клиентку тем же именем, что и у героини мультфильма, посему хотела проиллюстрировать теорию эго-состояний Эрика Берна мимикой этого персонажа. И вот, что получилось:
И вот тут я обращусь ко второму мультфильму — «Рапунцель». На первый взгляд, она очень напоминает Анну: творческая, беззаботная, спонтанная, песни поет, но:
Вопреки убеждению многих, что «Холодное сердце» уходит от классической формулы Диснея «девы в беде», это не так. Нам показывают имитацию действий. У Анны есть направленность, есть желание, есть цель, но если бы вокруг нее не плясали остальные, ее бы сожрали волки, она бы замерзла насмерть и осталась статуей. Анна — типичная «дева в беде», симулирующая героя-спасителя. «Холодное сердце» преподносили как адаптацию сказки Андерсена «Снежная королева». Я долго ломала голову, признаюсь, где тут связь, кроме замораживающей льдинки, а потом поняла, почему не улавливаю. В «Снежной королеве» Герде неоднократно помогали, но она абсолютно волевой персонаж, который во что бы то ни стало пришел бы к Каю. Когда у нее не было помощи, она справлялась сама. Герда всегда находила способы решить задачу. И это парадокс двух сказок, в одной из которых герой-спаситель в адаптации Диснея превратился в деву в беде, а в другой, в которой в первоисточнике героиня играла пассивную роль, в экранизации заняла активную позицию. Вот поэтому я так люблю Рапунцель: спонтанная и жизнерадостная, мечтающая о фонариках, пугающаяся кроликов и наивная, она берет на себя ответственность за свою жизнь и свои действия и делает все, чтобы достичь своей цели, будь то фонарики или спасение друга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|