«Рапунцель» или «Холодное сердце»?

На написание этой статьи меня вдохновил Ностальгирующий критик со своим обзором и, как ни странно, мой диплом по консультативной психологии.
Ностальгирующий критик интересно анализирует сходства и различия этих двух мультфильмов, высвечивая их достоинства и недостатки, однако я не нашла там для себя ответ, почему же я примкнула к поклонникам девушки с длинными волосами, а не оказалась по другую сторону баррикад.
Есть очевидно выигрышные моменты в «Рапунцель» — это сюжет. Коллизия «Холодного сердца», за исключением неожиданного поворота, скучна и не очень логична. Многим запал в душу посыл фильма о том, что поцелуй истинной любви не обозначает непременную романтическую направленность этой любви (первая «Малефисента» говорила о чем-то похожем), во-первых. Во-вторых, что желание выйти замуж за первого встречного — не очень здоровая история. Для Диснея это действительно новизна, так как годами знаменитая мышь создавала мультфильмы, опираясь на формулу любви с первого взгляда.


Рапунцель или Холодное сердце

Но Рапунцель тоже не кидается немедля в объятия незнакомца, более того — у нее хорошо работает тестирование реальности, несмотря на то что она всю жизнь прожила в башне, подобно Анне и Эльзе из «Холодного сердца». И тут лично для меня кроется принципиальное различие.

Бесящая логика родителей из «Холодного сердца». Они подаются как хорошие и заботливые, но ведут себя, как коварная матушка Готель, антагонист «Рапунцель», запирающий ее в башне «из любви».

И, по-моему, даже для любителей иллюзировать на тему того, что это такая форма заботы — гипер-контроль, очевидно, что действия матери и отца Анны и Эльзы — полный трындец.

И так как с этого начинается мультфильм, нас как бы сразу вводят в некую условность происходящего и нелогичность ситуации. Из серии старых «добрых» детских сказок о том, как отец дочку любил, но по указу жены в лютый мороз повез в лес и оставил под деревом. Ну, такая как бы любовь.

И дальше в «Холодном сердце» перед нами предстают две подросшие героини: Эльза и Анна. И кажется, что очень изобретательно — сделать, что две сестры, слитые воедино, являли бы собой одного здорового человека, а отдельно — они находятся каждая в своей крайности. И с контролирующими холодными родителями так действительно вполне может быть, но нам этих родителей подали как любящих и заботливых — это раз. Два — мультфильм, к сожалению, не про гармонизацию личностей обеих сестер=) Жаль, я бы посмотрела…
Потенциал тут действительно большой, так как Анна, говоря языком трансактного анализа, являет собой квинтэссенцию Ребенка, а Эльза — Родителя и немного Взрослого.

У такого типа родителей дети в самом деле могут вырасти, с одной стороны, крайне инфантильными, поскольку им не давали принимать самостоятельные решения, препятствовали нормальному прохождению периода «я сам» и «оберегали» от страданий извне. В «Холодном сердце», например, это выражается в «гениальном» решении стереть все воспоминания Анны о даре Эльзы, так как якобы ребенок не справится с переживанием, что сестра его поранила. И это инфантилизирует одну сестру, а второй — Эльзе — ставит запрет на эмоции, самовыражение и на то, чтобы вообще быть собой. Это другая сторона такого контроля со стороны отца и/или матери, когда дети перестают быть детьми очень рано, поскольку родители развивают в них драйверы: «не чувствуй», «не будь собой», «не будь близок», «не будь ребенком».
Мне, действительно, жаль, что тут продолбаны глубокая драма и психологизм. Впрочем, это я считаю, что продолбаны, а на деле сценаристы просто писали про другое.

Для тех, кто меня хорошо знает лично, вряд ли будет открытием, что я идентифицирую себя скорее с Эльзой, чем с Анной. История этих сестер во многом мне близка. И я проходила в своей жизни через некоторые психологические вещи, затронутые в фильме. И мне, действительно, кажется, что было бы намного интереснее и драматургичнее, если бы в данных обстоятельствах (когда мы уже приняли, что мультфильм не о гармонизации обеих сестер) главной героиней мультфильма стала Эльза. Строго говоря, по канонам, она и есть главная героиня=) Поскольку она развивается и меняется. Из холодной и сдержанной она в финале приходит (да, криво; да, не точно проработана арка) к спонтанности и легкости. Ее внутренние конфликты интереснее, чем у Анны, потому что у Анны их, блин, нет.

Возможно, поэтому в том числе она меня так бесит, хотя окончательно я разобралась в причине своего раздражения, когда делала презентацию к своему диплому, в которой назвала клиентку тем же именем, что и у героини мультфильма, посему хотела проиллюстрировать теорию эго-состояний Эрика Берна мимикой этого персонажа. И вот, что получилось:




За все «Холодное сердце» я не нашла НИ одного кадра, в котором на лице Анны явственно проступало бы иное эго-состояние, чем Ребенок. Вероятно, поэтому она меня так бесит. С психологической точки зрения, безусловно, это уже что-то про меня. Если будет у кого-то желание узнать, могу поделиться, но на драматургическом уровне я все же присоединю к своему личному негодованию профессиональный аспект — интересен персонаж, который сталкивается со своими проблемами, недостатками, уязвимостями и их преодолевает либо ломается (подобно Джокеру, Гамлету, Русалочке, Геркулесу), а тут у нас абсолютная стагнация. И то, что она сталкивается с предательством своей «любви с первого взгляда», который на деле оказывается антагонистом, ее никак не меняет. Это посыл, направленный в зрителя с экрана, но ощущение, будто непосредственно героини он не касается. Как минимум, потому что в этот момент у нее уже все хорошо и есть новый избранник. Она, может, этого сама пока и не понимает, но история ясно дает понять, что он есть. Может, было бы интереснее и драматургичнее, если бы у нее не было «принца на белом коне» про запас?..

И вот тут я обращусь ко второму мультфильму — «Рапунцель». На первый взгляд, она очень напоминает Анну: творческая, беззаботная, спонтанная, песни поет, но:




Со своими широко распахнутыми глазами, восторженностью, песнями и желанием «увидеть фонарики» Рапунцель не залипает только в Ребенке. Она находит себе проводника, сдруживается с конем и разбойниками, не единожды спасает Флинна и видит фонарики!



Вопреки убеждению многих, что «Холодное сердце» уходит от классической формулы Диснея «девы в беде», это не так. Нам показывают имитацию действий. У Анны есть направленность, есть желание, есть цель, но если бы вокруг нее не плясали остальные, ее бы сожрали волки, она бы замерзла насмерть и осталась статуей. Анна — типичная «дева в беде», симулирующая героя-спасителя. «Холодное сердце» преподносили как адаптацию сказки Андерсена «Снежная королева». Я долго ломала голову, признаюсь, где тут связь, кроме замораживающей льдинки, а потом поняла, почему не улавливаю. В «Снежной королеве» Герде неоднократно помогали, но она абсолютно волевой персонаж, который во что бы то ни стало пришел бы к Каю. Когда у нее не было помощи, она справлялась сама. Герда всегда находила способы решить задачу. И это парадокс двух сказок, в одной из которых герой-спаситель в адаптации Диснея превратился в деву в беде, а в другой, в которой в первоисточнике героиня играла пассивную роль, в экранизации заняла активную позицию.

Вот поэтому я так люблю Рапунцель: спонтанная и жизнерадостная, мечтающая о фонариках, пугающаяся кроликов и наивная, она берет на себя ответственность за свою жизнь и свои действия и делает все, чтобы достичь своей цели, будь то фонарики или спасение друга.



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Холодное сердце» для теплоты души. О характерах Эльзы и Анны
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Запутанная история Рапунцель или История любви в символах.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Мультфильм "Холодное сердце-2" как метафора преодоления кризиса и травмы
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Какой он на самом деле - действительно очень сексуальный мужчина
  • Холодное сердце… Или про то, как сложно быть тревожной личностью
  • “У меня есть все, кроме любви”. Цена женской успешности
  • По мотивам мультфильма "Холодное сердце"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Трихотилломания или история несостоявшейся Рапунцель
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Холодное сердце.
  • Если сердце разбилось, значит, оно не было слишком мягким
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Эгоист или холодное сердце.
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • 10 книг, перевернувших жизнь и сделавших из меня того, кто я есть
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Синдром Петера Мунка (холодное сердце).
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • Действительно ли существует любовь с первого взгляда?
  • Когда любовь и дружба на самом деле есть.
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Любовь с первого взгляда, а есть ли она?
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь