Некоторые факты этой истории изменены для сохранения конфиденциальности.
Пришла женщина лет сорока. У неё были непростые отношения с матерью. Со слов клиентки мать хотела её полного подчинения и контроля над ней. Если этого не получала, начинала вредить дочери, ссорить её с родственниками и сослуживцами. Клиентка - ребенок от первого брака матери, воспитывалась бабушкой. Всю свою жизнь она хотела полноценную семью, получить любовь матери, её одобрение. Она долго пыталась быть «хорошей» дочерью. Запрос был соответствующий - наладить отношения с матерью. На мои вопросы, что будет для неё желанным результатом, отвечала: «Мама перестанет говорить про меня гадости и отношения станут добрыми, как и должны быть между мамой и дочерью!» Ясное дело, что с таким запросом сложно работать, я никак не могу повлиять на поведение её матери. На мои попытки донести до сознания женщины невозможность изменить другого без его согласия, она поначалу настойчиво твердила: «Мама, она ведь мама, она же может ко мне хорошо относиться. Она же может быть доброй? Зачем она так со мной обращается?»
По мере разрушения самооценки ребёнка, его зависимость увеличивается... Единственным способом, с помощью которого ребёнок может объяснить себе эмоциональный вред и/или побои, наносимые ему родителями, является принятие на себя ответственности за поведение токсичных родителей.
Сьюзан Форвард «Токсичные родители»
Слушая историю клиентки, я вспомнила мультфильм «Рапунцель: Запутанная история».
Образ матушки Готель, удерживающей Рапунцель, и её поступки походили на описание матери клиентки и её поступков. То, что я слышала на встрече, погружало меня в действия мультфильма. «Ты никогда отсюда не выйдешь!», - говорила колдунья в мультфильме. Слова матери, озвученные клиенткой: «Тебя нужно контролировать, ты ничего не умеешь», «Я умней тебя», «Только я знаю, что для тебя лучше», «Твой мужчина обманывает тебя».
Преподнося своё поведение как заботу о дочери, мать часто приходила к ней на работу и унижала её при сотрудниках, оскорбляла её при её же ребенке.
Женщина продолжала жить как бы в двойном мире. В одном - она взрослый человек, состоявшийся в профессии, сама ставшая матерью и воспитывающая своего ребенка. В другом - она маленькая девочка, постоянно ждущая одобрения матери и страдающая от её постоянного обесценивания.
Я спросила у женщины, видела ли она мультфильм «Рапунцель: Запутанная история»? (Оригинальная сказка братьев Гримм отличается сюжетом). Она ответила, что как-то видела, но уже плохо помнит. Я предложила посмотреть его снова.
На следующей встрече женщина смущенно сказала, что «да, мультфильм напоминает её отношения с мамой». Обсудить сюжет не удалось, так как актуально было другое, а именно, очередной поступок матери. Мать увела и удерживала у себя ребенка клиентки, рассказывая тому свою историю о его «плохой» маме, подкупив ребенка дорогими игрушками. Клиентка стыдилась этой ситуации и не хотела её огласки. За всё происходящее она брала вину на себя и всё твердила: «Она же моя мама, зачем она так? Как она может?»
Наша культура и наши религии единодушно поддерживают практическое всемогущество родительского авторитета. Выражение недовольства в отношении супругов, любимых, братьев, начальства и друзей допустимо, но конфликт с родителями с целью отстоять нашу независимость считается почти табу. Сколько
раз мы слышали «не перечь матери» или «не смей повышать голос на отца»? Иудеохристианская традиция сакрализует это табу и включает его в коллективное бессознательное, рассказывая нам о «боге-отце» и налагая на нас обязанность «чтить отца и мать». Эта идея находит своё выражение в наших школах, в церквях, в правительстве («возвращение к традиционным семейным ценностям») и даже в бизнесе. Согласно «народной мудрости», наши родители имеют право контролировать нас по той причине, что они дали нам жизнь.
Сьюзан Форвард «Токсичные родители»
Женщина с трудом принимала тот факт, что её мать очень сильно отличается от фантазий о ней, от образа заботливой матери, который был нарисован советской пропагандой и был «социально желателен». Её мама не умеет сострадать и поддерживать, и уже вряд ли научится.
К большому моему сожалению, мамы, похожие на матушку Готель из «Рапунцель: Запутанная история», встречаются в нашей реальности.