|
Материнский комплекс в современных диснеевских сказках. Часть 1. Рапунцель.Автор статьи: Екатерина Андреевна Никитенко
Образы диснеевских героинь усложняются, становятся не столь однозначно сказочными, позитивными или негативными, современные сюжеты всё больше отталкиваются от классических сказок и отражают актуальные темы, в частности, ярко освещается тема отношений матери и дочери. В мультфильме «Рапунцель» образ матери расщеплен на мать, которая во дворце вдали от девочки, тоскует о потере, надеется найти дочь, и ведьму, которая воспитывает девочку в своих интересах. Активно проигрывается архетипическая теневая сторона взаимоотношений с матерью. Мать-ведьма не слушает дочь, даже не пытается, потому что у неё на дочь свои планы. Песенка «Мама умней» исполняется с назиданием девушке: мир небезопасен, Рапунцель за себя постоять не может. На самом деле, у ведьмы только один подлинный эгоистичный мотив – сохранить свою молодость. Стоя вместе с Рапунцель перед зеркалом, Ведьма пытается конкурировать с девушкой в молодости и красоте. И это распространённый мотив в сказках издавна. Зачем это нужно ведьмам? Теневой материнский мотив - сохранение силы, власти, контроля. Так и в реальной жизни – отпуская детей, предоставляя им независимость, мы признаём, что стареем, а значит, теряем молодость, красоту и силу. Хотя физическое старение не есть повод увядать ментально, духовно. Тема доверия раскрывается всеобъемлюще – в отношениях с матерью-колдуньей и юношей Флином, чьи интересы конфликтуют. Кому верить? Матери, с которой всё предсказуемо и безопасно или незнакомцу, который поможет мечте сбыться? Итак, в башне появляется молодой человек. Юноша Флин не любит портретов, где плохо вышел его нос. Нарциссическая озабоченность своими изображениями на объявлениях «Розыск» - очень актуальная деталь, отражающая современных молодых людей: важно, как ты предстаёшь в глазах других, превыше всего держать марку. Флин – это не его настоящее имя - скрывает своё подлинное Эго, которого стыдится. Рапунцель бьёт юношу сковородой – дабы установить над ним контроль. Представьте себе Золушку, вытворяющую нечто подобное… Правда, тренд принцессы, проявляющей физическую агрессию, уже какое-то время присутствует в диснеевских сказках – например, Фиона из мультфильма «Шрек». Рапунцель даже угрожает юноше и вообще шантажирует не отдать ему сумку с ценностями – она таким образом бессознательно воспроизводит теневой сценарий матушки-Ведьмы. Однако, как всегда и бывает, позволив теневой энергии проявиться, человек раскрывает в себе «золото Тени» - так, позже Рапунцель не испугалась целой толпы разбойников в их логове и смогла применить свои возможности, чтобы вступить с ними в продуктивный диалог. Рапунцель и Юджин, чьё имя мы узнаём далеко не сразу, не спешат раскрывать друг другу свою жизнь и свои мотивы и только преодолев смертельную опасность, рассказывают о себе. И тогда начинают по-настоящему интересоваться друг другом и раскрывают своё подлинное Я. Рапунцель говорит юноше, что Юджин нравится ей гораздо больше, чем выдуманный Флин, его фальшивый придуманный образ. Так девушка создаёт условия для раскрытия потенциала Юджина. Дальше девушке необходимо выбирать, кому она доверяет больше – матери, которая убеждает сидеть в башне, или Юджину, который готов сопроводить на праздник и рассказал тайную историю своей жизни, то есть доверился ей. Пока Рапунцель находится в башне, волосы во многом создают и разнообразят её мир, но когда она отправляется в путь к исполнению мечты, мы можем наблюдать, как девушка бежит с огромной охапкой волос в руках и это неудобная ноша. Как будто это материальная деталь, символизирующая, как девушка взаимодействует с ментальным наследием теневой матери-ведьмы – не может с ним расстаться. Когда Рапунцель понимает, что матушка – Ведьма,укравшая её у родителей, девушка зла и может постоять за себя! Представляете Золушку, которая грубо отталкивает мачеху? То есть в данном мультфильме ярко показано, что на пути индивидуации неизбежно столкновение с негативным материнским комплексом, олицетворенным в образе ведьмы, обязательно возникают силы, противящиеся изменениям и развитию личности. Рапунцель вырастила и укрепила своё Эго, активизировала Анимус и тогда смогла увидеть свою матушку-ведьму в истинном свете и понять, как дорог ей проводник Юджин, который и отрезает её волшебные волосы. Он помогает девушке окончательно сепарироваться от матушки-ведьмы, которая на глазах стареет и исчезает, вылетая из башни. Эта фигура в жизни ей больше не нужна, ведь Рапунцель интегрировала в себе те стороны матушки-ведьмы, которые хотела, которые ей понадобились – хитрость, упорство в достижении желаемого, предприимчивость, умение предугадывать чужие намерения. Когда Юджин исцеляется от раны, Рапунцель первая его целует и в самом конце они целуются на улице в классической позе как на фотографии А.Эйзенштадта ниже, только на месте мужчины Рапунцель. И современных девочек этим не удивить – женщина сама решает, чего она хочет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|