|
Материнский комплекс в современных диснеевских сказках. Часть 2. Мерида (Храбрая сердцем)Автор статьи: Екатерина Андреевна Никитенко
У главной героини Мериды волосы, как у папы - рыжие кудри, которые она носит незаплетёнными, тогда как у матери длинные аккуратные тугие косы. Отец Фергус оставляет воспитание дочери на усмотрение матери, которая очень сильно желает воспитать настоящую леди, прекрасно знающую этикет и манеры, и найти ей достойного мужа. Но дочь совершенно не согласна жить так, как прочит ей мать и прямо и эмоционально ей об этом заявляет: «Я хочу мою свободу». Мать хочет устроить судьбу девочки счастливо, как она это видит, а дочь хочет сама решить и выбирать свою судьбу. Они не слышат и не умеют слушать друг друга. Обе заявляют «Я говорю ей, а она не слышит». Королева-мать – образ достаточно цельный, она не расщеплена на мать, которая умерла и мачеху, как у Золушки, или мать и Ведьму, которая украла девочку, как в «Рапунцель». Платье, в которое мать наряжает Мериду на знакомство с потенциальными женихами, настолько тесное, что девушке сложно дышать и двигаться, как раз такое платье маме кажется идеальным. Что символично – этот наряд полностью скрывает волосы девушки – делает её опрятной и смеренной, непохожей на себя. Мать подавляет в себе попытки свернуть с задуманного пути воспитания и прислушаться к дочери. Женихи представлены крайне комично. И вообще мужской мир показан фоном и их цели и чаяния кажутся прямолинейными, твердолобыми, архаичными. Другая сторона мужского мира олицетворена в братиках-тройняшках – маленькие сорванцы и выдумщики. Король Фергус - могучий мужчина, бывавший в боях, лидер земель, но супруга берёт на себя ситуации, когда надо сказать правительственную речь или направить в определённое русло мероприятие и держится уверенно – настоящая Королева. Когда они ругаются с дочерью – мать бросает в печку лук Мериды, а дочь рассекает мечом полотно, что вышила мама, где изображена их семья. Рассекает точно между мамой и собой. Мерида прибегает к крайним мерам: даёт матери пирожное, что приготовила колдунья, лишь бы переделать упорную непоколебимую мать. И Королева превращается в медведицу. Образ, пробуждающий инстинктивную часть. Чтобы избавиться от чар, колдунья дает наставление Мериде: «Смотри внутрь, исправь ту связь, что была прервана гордостью». Дочь и мама-медведица в недоумении. Но тут они оказываются в лесу наедине. Уходя из замка, прячась, чтобы маму-медведицу не застрелили мужчины, Королева-медведица не забывает надеть корону и очень символично снимает её и забывает, когда, одолеваемая голодом, вынуждена ловить рыбу на бурной реке, чтобы подкрепиться. Дочь Мерида стреляет в рыбу из лука, а мать ловит неуклюже лапами и пастью. Так мать попадает в мир своей дочери – мир свободного сильного духа – Анимуса, который так ярко выражен у Мериды. И только развалины старинного замка помогают Мериде и её маме найти ключ к разгадке. В их семейной истории существует легенда о раздоре между братьями, которая привела к несчастью и разрушению – семейный трансгенерационный миф. И тогда Мерида понимает, что пока они с мамой в лесу, мужчины ссорятся о том, кто должен стать её мужем, и берёт на себя центральную роль в урегулировании конфликта. Точно ту роль, которая обычно принадлежит её матери. А мать, прячась из-за своего медвежьего обличия, но слыша всё, что говорит дочь, настолько проникается её словами и поведением, что подсказывает Мериде буквально жестами, что теперь каждый из наследников, в том числе Мерида, может нарушить прежние традиции и самостоятельно писать свою историю с чистого листа и творить свою судьбу, отчего все присутствующие оказываются растроганы. А король Фергус говорит дочери с юмором, уважением и восторгом одновременно: «Ты точно такая же, как мать, дьяволица!» Поразительно, как внимательно дочь слушает мать, как будто они обе и без слов знают, что нужно сказать. И после символичного воссоединения и примирения королевств, Мерида зашивает полотно, что порвала, хотя обычно шитьё - это мамина прерогатива. Так мать и дочь меняются изнутри, примиряются и заклинание теряет силу. Когда мать превращается из медведицы обратно в королеву она нагая, простоволосая и с проседью, но при этом очень сексуальная и естественная, от чего в восторге её муж Фергус. Таким образом, позволив Тени проявиться, как Мерида, так и её мать обрели «золото Тени»: мать – естественность, женственность, Мерида – умение упорядочивать неразбериху и управлять хаосом и добиваться своего без ссор. Наверное, чтобы логично пойти дальше, создателям «Храброй сердцем» стоит представить сказку о том, как Мерида встретит и полюбит мужчину, ведь девушке с таким ярким Анимусом может быть не просто создать гармоничную пару. А если идти ещё дальше, то самое время для сказки об отношениях не только матери и дочери, но теперь дочери, мамы и бабушки. Теперь это актуально, ведь бабушки столь же молоды и активны, как и матери. Да и интересная тема - как одновременно быть матерью и дочерью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|