Слияние поколений или как мать жизнь дочери украла

Все мы однажды отделяемся от собственных родителей для того, чтобы обрести собственную независимость, самость и понять свое место в этом, довольно не простом, мире. Как многие (и я в том числе), говорят, что процесс сепарации довольно долгий и болезненный как для детей, так и для родителей, и в результате он может как состояться, так и не очень ввиду ряда причин.

Предлагаю рассмотреть частный случай не-отсепарированности, когда мать и ребенок (в данном случае-дочь) не разъединяются с течением времени, а наоборот, становятся еще ближе настолько, что их становится невозможным воспринимать как разных людей. Сначала хотелось бы познакомить вас с одной картиной взаимоотношений, которую я наблюдал несколько дней подряд, гостив у друзей в другом городе, между матерью и ее взрослой дочерью. Собственно, эту конкретную ситуацию я и хотел бы разобрать с психоаналитической точки зрения и дать вам, дорогие читатели (особенно, если вы являетесь родителями или неотделившимися детьми), пищу для размышлений.

Мать - молодая женщина, научный сотрудник, весьма хороша собой: стильно одевается, в курсе всех современных трендов, следит за собой, на одной волне с молодежью. Отлично разбирается в архитектуре, современном искусстве, моде, кино, в общении весьма приветлива и весела, обладает незаурядным умом; про таких женщин зачастую говорят "заводная штучка", ей слегка за 40, но выглядит она заметно моложе, да и воспринимается далеко не на свой возраст. С первого взгляда, очень привлекательная картинка: молодая, привлекательная и ухоженная женщина, пышет энергией, располагает к себе. Вроде как она даже довольна собственной жизнью и не стесняется это показывать окружающим. С одной лишь разницей: та женщина, которую я вам, дорогие читатели, описал, является собственной дочерью. То есть, все те качества, которые были мной описаны в предыдущих предложениях, имеют точно такое же отношение к дочери этой мадам, разве что вторая лет так на 25 моложе первой. Точнее, наоборот: мать полностью повторяет собственную дочь, начиная от манеры разговаривать, одеваться, вести себя на людях, заканчивая интересами и вкусами. Таким образом, мать полностью вжилась в естество дочери, можно сказать, украв ее идентичность. Я позволяю себе фантазию, как наша мадам идет в институт, где учится дочь, при этом ее бы воспринимают так же как дочь, без лишних вопросов: даже друзья, молодой человек, преподаватели, буфетчицы и так далее... Неплохое такое омоложение на пару десятков лет без прибегания к современным средствам пластической хирургии и косметологии, не так ли?..

Мы увидели последствия, теперь давайте поищем причины такого рода отношений.

Проблема симбиотических отношений характерна тем, что когда рассматриваешь отдельного индивида, находящегося в таких отношениях с кем-либо (необязательно с родителями, это может быть какой угодно значимый объект), в ощущениях этого человека границы с объектом его любви(отношений) отсутствуют. Один из маркеров такого отношения является отсутствие четкого понимания в распознавании собственных чувств: когда спрашиваешь человека о его чувствах, он часто употребляет местоимение "мы", и говорит фразу типа: "Я не знаю, я ли это чувствую или другой человек. Скорее это МЫ чувствуем..." Таким образом, когда происходит стирание границ психики, и психическое поле субъекта и объекта любви становится общим. Как будто две психики срастаются в одну. Такого рода взаимодействие характерно для отношений формата "младенец-мать", где младенец абсолютно беспомощен, и его мать частью своего психического аппарата помогает ребенку функционировать, развиваться и адаптироваться к жизни. В таком случае адекватно слышать из уст мамы маленького ребенка фразы типа "мы поиграли", "мы покакали", "мы идем гулять". 

Что мы видим в этом примере? Ребенок вырос в красивую взрослую девушку, которая постепенно проторяет себе дорожку в жизнь, а мама идет рядом с ней, продолжая всячески ее оберегать, делая даже за нее домашние задания. Отсюда возникает первый вопрос: чья же психика на самом деле является более крепкой и может в этих отношениях быть "опорной" для психики послабее? На первый взгляд, в более сильной позиции оказывается эта девушка, поскольку не она копирует манеры и стиль жизни матери, а мать копирует полностью ее. Не стоит со стопроцентной вероятностью это заявлять, поскольку может оказаться в корне наоборот, и более сильная психика матери могла приспособиться к механизмам работы более слабой психики дочери, и с помощью механизма идентификации отождествиться с дочерью, при этом забрав заново часть функций на себя. Так или иначе, мы видим, что для закрытия дефицитарности и некоторых "дыр" в психиках матери и дочери, они слились и поддерживают функционирование друг друга на более-менее приемлемом уровне. Все коварство сложившейся ситуации заключается в том, что такая работа психических аппаратов наших героинь возможна только в симбиозе, в то время, как если бы они попробовали отделиться друг от друга (что маловероятно), это повлекло бы за собой сильные нарушения в психическом функционировании в лучшем случае, а в худшем - смерть обеих, поскольку та часть психического аппарата, которая функционирует плохо у одного, компенсируется хорошим функционированием той же части психического аппарата у другого человека в симбиозе и со временем атрофируется. (Вспоминаем хэппи-энд любой сказки "И жили они долго и счастливо и умерли в один день"). 

Вот и получается таким образом, что и мать, и дочь находятся в заложниках друг у друга под угрозой смерти, и ничего им не остается как продолжать сливаться воедино до того момента, что их можно будет назвать одним, "общим", именем. Почему не произошло должной сепарации между ними? Причин можно назвать огромное количество, но я постараюсь затронуть основные:

1. Изначальное отсутствие границ внутри семьи: не был пройден Эдипов конфликт, способствующий разъединению матери и дочери, в результате которого как раз по успешному его прохождению должны были границы у ребенка между полами, возрастами и поколениями установиться (по-другому это называется "Закон отца").

2. Уровень психической организации матери, которая, судя по всему, функционирует на психотическом уровне. Как известно, человек с устоявшимся уровнем психической организации не может воспитать ребенка с более высокой организацией психики, чем у себя. Редкое исключение представляет то, что если бы отец имел более высокий уровень организации психики и принимал участие в воспитании девочки, она могла бы вырасти здоровее и не получилось бы настолько ужасного слияния.

3. Собственно, наличие здорового отца и его участие в воспитании девочки: поскольку он в психике девушки каким-то образом отсутствовал, не было возможности перенести свое внимание и любовь с матери на объект любви противоположного пола и поконкурировать с ней за любовь отца.

4. Тревожность матери с самого рождения ребенка по отношению к нему, соответственно, боязнь оставить младенца в одиночестве на относительно продолжительный срок, что нарушало постоянно его границы и вместо их установления (граница я-мир), они были уничтожены матерью испытывающую психотическую тревогу.

5. Напоследок - зависть стареющей матери к молодой и красивой дочке, а так как наши дамы находились в слиянии, соответственно, зависть матери была в том числе направлена на нее саму, и в целях сохранения психики это чувство было бессознательно заменено посредством реактивного образования на идентификацию с дочерью. С помощью последней, мать нивелировала чувство зависти с дочерью, потому что в значительной мере стала ей, и завидовать больше никому не приходится. До поры, до времени, конечно же...

"Так где же здесь детективная история про кражу личности? Все остались при своем, мама только немного поменялась и все",- скажете вы и будете абсолютно правы: с одной стороны, кражи как таковой как будто и нет, но, если присмотреться, то можно увидеть, как поменялась мать этой девочки, заменив собственную идентичность на идентичность дочери, "клонировав" ее и, немного видоизменив, "под размерчик", натянув на свою психику, таким образом, став продолжением собственной дочери. Здесь как раз и кроется разгадка, почему здесь речь идет о краже: присвоив себе часть психики дочери дабы не сожрать себя от зависти отчасти к дочери и отчасти к самой себе, мать автоматически стала воровкой и мошенницей, вжившись в образ своей дочери и практически став ее двойником.... Осталась лишь разница в возрасте между ними, но кто поставит границы этим двум женщинам?...



Просмотров: 767
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Безумные матери. Безумные сыновья и дочери". Синдром девочки со спичками и комплекс самки
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Дочери, матери... "мачехи"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Здоровая_психосоматика Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Ты же мать", или что отличает действительно хорошую маму.
  • "Лишь бы не как мать". Негативный материнский комплекс.
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь