Итак, Вы хотите начать психотерапию. Вы хорошо обдумали?

Итак Вы хотите начать психотерапию Вы хорошо обдумали
Как известно, «Хороший психолог туп, ленив и аморален»,

где,

  • тупость = отсутствию предубеждений, досужих домыслов;
  • ленивость = запрету на советы, внушения, навязывание своего мировосприятия и миропонимания;
  • аморальность = отказу от любой морали в пользу интересов клиента.

С последним я бы поспорил, ибо моя этика не позволит мне поддержать убийцу, так и насильника, в их намерениях, если ими не окажется искреннее раскаяние и стремление переосмыслить содеянное…

Что касается тупости и лености, именно в этом смысле – само собою.

Но давайте посмотрим, чем, всё же, занят психолог в своей работе с клиентом, так ли уж ему «нечего делать», и достаточно ли принципа невмешательства и полного радушия, чтобы клиент так хорошо продвинулся в своей психологической работе?!

Опытные специалисты, говоря о курсе психотерапии, коррекции, консультирования, психологической помощи, замечают: «Психологическая работа не сахар!»

Казалось бы, психотерапия, как раз, и показана людям, находящимся в состоянии эмоциональной нестабильности, переживании кризиса под действием трагического события или ряда событий, утраты контакта с собою, потери доступа к своим ресурсам, расстройствах невротического и психосоматического характера, личностных расстройствах, да и вообще, при обычных затруднениях психологического свойства.

Например, в личном общении, в социальном взаимодействии и в бизнесе – в публичных выступлениях, например, при деловых переговорах, разрешении конфликтов, в менеджменте, при постановке целей, в спорте…

Словом, поддержки, помощи ради, личностной коррекции и развития для.

Интересно, вот такие общие слова, описывающие сам процесс – помощь, поддержка. Они сами по себе могут формировать ожидания, так что, часто их приходится уточнять. Казалось бы, что же ещё нужно в переживании слабости, как ни помощи, а при падении, как ни поддержки, опоры?!

И действительно, нередко можно слышать эмоциональные отзывы с обидой, а то и с гневом, подобного рода: «Не понял, не поддержал, не помог – плохой психолог!»

Но и помощь помощи рознь.

И ведь не редкость, когда люди так и подбирают специалиста – по подобию:

– женщина скорее поймёт женщину (мужчина – мужчину), особенно, что касается межполовых взаимоотношений;

– молодой – молодого;

– выздоровевший – стремящегося к выздоровлению…

где поймёт, читай – поддержит, не осудит, войдёт в положение

Словом, «свояк свояка…» Когда характер взаимодействий и взаимоотношений уже обеспечен единым взглядом на тяготы жизни и порядок, мироустройство.

Когда такой выбор – это плохой выбор, ибо ведёт, в лучшем случае, к банальной эмоциональной поддержке обывательского уровня – «Да, я тебя так понимаю, все они…» И чтобы совсем хорошо стало, остаётся ещё лишь совет подкинуть – «А ты брось его(её), он(она) тебя не достоин(а), ты себе лучше найдёшь!»

Конечно, когда цель получить «поглаживания» такого рода, то этот выбор резонен. Но для чего денег платить?! Такой поддержки можно найти много где и много от кого! Столько клубов (форумов) по интересам! Только и знай, подбирай по подобию опыта и переживаний! Есть и такие – закрытые места, там и конфиденциальность обеспечена. Правда, попасть туда не так легко и просто… Но если именно это – ковыряние ран, в цене…

Или вот ещё специфическое слово – «контейнирование», в психоанализе применяемое к ситуации, когда клиент делится своими трудно переносимыми переживаниями, и психотерапевт, слушая, внимая клиенту, поддерживает его в целом, мало, оставаясь сохранным, не разрушаясь под действием этих эмоций, даже, когда они направлены против него (во всяком случае, на словах), а ещё и сохраняет к нему свою расположенность, приятие личности клиента, уважение к нему в целом, обращается к потенциалу его развития, что даёт возможность и клиенту со временем принять, интегрировать свои переживания, выстраивая целостность личности, лучше понимая свои потребности и находя возможности их удовлетворения социально приемлемым образом…

Значимый опыт.

Так он ведь создаётся! И он создаётся и развивается обоими участниками процесса, а не возникает по мановению волшебной палочки, стоит лишь заказать консультацию… Это не процедура, которую выполняет один для другого, это общее действо!

...

Конечно, когда такие отклики касаются лишь части процесса, хотя и эмоционально заряженной, объективности не найти. Её и нет потому как раз, что эмоции вырвали из контекста и унесли в свои дальние дали… Потребности фрустрированы, и переживания невыносимы…

Ясно, что хорошо бы разобраться – о чём речь, чего хотел клиент, как это связано с ситуацией в его жизни в целом, какова ситуация взаимодействия в консультации, в частности, каков контекст… Какие были договорённости, были ли они вообще?! Так и специалист может заниматься другим методом, или этап не тот, но его работу уже обесценили, оценив с иных позиций, со своих ожиданий, подчас не озвученных, даже, не говоря уже о разделённости их, согласованности, адекватности процессу…

Это сродни ситуации – «Дайте водицы испить, а то так кушать хочется, что и переночевать негде… »

Или например, как в известном сюжете:

Мужчина получил шкуру, и думает, что с нею делать. Подумал, скоро холода, хорошо бы шапку справить... Нашёл скорняка, показывает шкуру, спрашивает – «Можешь ли шапку с неё сделать?»
Скорняк посмотрел на шкуру оценивающим взглядом, на голову мужчины, спросил о сроке, и кивнул – «Могу!»
Мужчина уплатил требуемую сумму и заспешил по своим делам, но на выходе, вдруг задержался, осенённый мыслью о сыне, вернулся, спрашивает скорняка – «А две можешь?», и получив подтверждение, обрадованно пошёл было, но вновь остановился поражённый мыслью – «Отец! У него же юбилей! Вот кому шапка нужна!»
– «А три можешь!»
– «И три могу!», подтвердил мастер.
...

Вы, конечно, знаете, чем закончилась та история. И дело даже не в жадности, сколько в отсутствии точных, ясных договорённостей.

Печально, когда так происходит.

Потому и привожу свои размышления о том, как понимать и что можно было бы делать, чтобы и результаты психотерапии были удовлетворяющими, и сам процесс, если и труднопереносим, то хотя бы понимаем – что мы здесь делаем, как вообще, так и в данный момент, в частности, чтобы способность к переносимости повышалась.

Но вот, что касается развития и коррекции – здесь уже есть хотя бы намёк и на результат – в итоге этого процесса должно что-то произойти – выправление, развитие, словом, что-то должно измениться, улучшиться. И роль специалиста, как и сфера его влияния, уже несколько более определённо вырисовывается. И понятно, что изменится, хотя и лишь в самом общем виде – изменится качество жизни.

А что конкретно?

Если предположить, что причиной затруднений, которые ис­пытывает клиент, является его утрата контакта с самим собой, с собственными ресурсами, то, развивая метафору Дж.Бюджентала, сравнившего психотерапию с путешествием, можно сказать, что для клиента это путешествие к себе. Он отправляется в него, чтобы лучше узнавать себя, восстанавливать связь с собственными ресурсами.

Во время этого путешествия ему предстоит отвечать на вопросы:

– что я чувствую?

– что я думаю?

– чего хочу?

– что мне мешает поступать так, как я хочу?

– какими средствами я буду пользоваться для реализации своих желаний?

– какие ресурсы мне нужны?

– и, что существенно – какими из них я уже пользуюсь?

Ибо само путешествие требует от человека многого: умения видеть и слышать (то есть быть открытым тому, что встретится на пути), умения переносить трудности (встреча с интенсивными переживаниями и иллюзиями) и сохранять устойчивость, чтобы двигаться вперед.

Как пишет Дж. Бюджентал, никто не возвращается из этого путешествия та­ким, каким он в него отправился – мне нравится эта метафора. Такое путешествие требует от обоих участников способность переносить тревогу перед неизвестным, готовность быть в неопределённости – это воодушевляет и вселяет азарт. И конечно, самопонимание и восстановленная связь с ресурсами сулит много ценного, как в актуальном, так и в перспективе.

Если говорить о личности, то речь идёт об оптимальном функционировании личности. И здесь хорошо было бы понимать, что же такое личность и её функционирование.

Каждый утвердительно кивнёт на вопрос – «У Вас есть личность?» – «А как же!»

Но уже следующий вопрос может поставить в тупик – «А что Вы под этим понимаете?»

Ответов тьма, и мало того, единства нет. Кто-то скажет – «Оно и хорошо! С разных сторон открывается различное, что в целом даст общее понимание…»

Хорошо, согласен, но что мы будем делать, когда речь идёт о психотерапии личности? Когда клиент обращается к одному специалисту!

В основном профессионалы разных направлений и методов психотерапии сходятся в том, что в итоге психотерапии у человека должно улучшиться качество его жизни. Расширит самосознание, взрастит самопонимание, будет принимать себя – относиться по-доброму, настроит саморегуляцию. Укрепится жизнестойкость, появится адаптация в избранном социальном окружении (что ни возьми – работа ли, семья ли, круг ли друзей…), удовлетворённость своей жизнью…

Да, это всё понятно. А за счёт чего? Что надо произвести, чтобы это появилось? И, что не менее интересно, куда всё девалось – всё это ведь было же!

И снова множество ответов…

По сути дела, если посмотреть на то, как мы действуем, и в чём просим помощи, когда не справляемся сами, не так, чтобы нас выручили, сделав нечто за нас, а именно всерьёз, так, чтобы дальше самим, то окажется, что

нам реально нужны всего-то три вещи:

Сил, чтобы справляться с тем, что изменить реально.

Мужества, чтобы принять то, что изменить невозможно.

Мудрости, чтобы отличить одно от другого, чтобы знать, как действовать.

Вот это я и называю оптимальным функционированием личности, где личность – главный регулирующий центр. Который находится в постоянном развитии – функционирует же…

А когда он вдруг сбоит, то мы говорим – «У нас проблемы» – дисфункция. Эта дисфункция личности несёт нас на всех парах к дезадаптации в социуме, что вновь обращает нас к самим себе, но уже на более низком уровне этого функционирования… И так «до дна», «до ручки».

В итоге мы оказываемся взаперти своих взглядов на жизнь и себя в ней. Колесо жизни, вроде бы, и крутится, но всё вхолостую – энергии нет, как ни крути… Что и удивительно – все данные при нём, а результата нет, как нет!

Взять порочный круг, называемый невротическим – когда на высокозначимую личностную потребность не находится удовлетворения, цель не достигается, жажда сушит, насыщения нет, так и отказаться от нужды тоже невозможно.

Что происходит? – Фрустрация.

Уровень напряжения переживаний поднимается до такой степени, что личность сбоит, не находя оптимального решения привычными схемами, выгорают все связи…

Что в этой связи нужно человеку? Помощи? Поддержки?

Хорошо. А в чём? В том, чтобы удовлетворить его потребности, изменив ситуацию?

Или в том, чтобы принять то, что их невозможно удовлетворить? Отказаться?

Когда ни удовлетворить потребности нет возможности, ни принять этот факт невозможно, напряжение переживаний столь высоко, и личность сбоит так, что она не выдерживает, возникает расстройство. Расстройство это функционального свойства. Появляются разного рода недомогания. И человек пугается – когда такое дело, уже не до той неудовлетворённой потребности, теперь лечиться надо – здоровье в цене! Актуализируется потребность быть здоровым.

От такого переключения внимания становится легче, потому что, ну, что там те проблемы?! Они уж, и не проблемы вовсе, в сравнении с этим! И человек, выдохнув, откладывает их до поры до времени, отправляется восстанавливать пошатнувшееся здоровьичко…

Перечисляет врачу симптомы, и часто не одному… И удивляется – все они (и самые известные и продвинутые) находят его состояние здоровья удовлетворительным. Конечно, прожив не один десяток лет, можно уже нажить и некоторые осложнения, но не такого свойства, чтобы испытывать такое! И все, не сговариваясь, но таки дружно заявляют – «По нашей части всё относительно благополучно. Ищите где-то ещё. Может быть к психиатру, на психотерапию зайти?», мягко спрашивают они…

«Психиатр?! Мне?! Да вы что?!»

Врачи разводят руками – «Ну, Вы как хотите, но Ваш организм-то здоров!»

И всё же, несколько погодя, ещё немного покрутившись в том же круге, но чуть поостыв, человек призадумывается и обращает свой взор к клинической психотерапии – а вдруг поможет?! Появляется, если ещё не вера, то надежда.

Рубикон безысходности и безнадёжности перейден.

Пойти Туда, неведомо Куда, найти, обрести То, неведомо Что…

(Когда, как прежде, уже нельзя. Мотивация идти вперёд)

Вот потому-то, профессионалы и говорят такие вещи.

С одной стороны, и мотивация есть. Выстраданная уже – ни много, ни мало – до самого дна ведь дошёл! И желание выбраться тоже есть! Но и столько всего ещё предстоит пройти!

Действительно, не сахар, когда нужно такое открыть, такое осознать, такое принять, такое переработать… Хотя это уже движение вверх, пусть не к вершине, но от дна к поверхности.

И я соглашусь, и правда, не сахар, поскольку эта работа сходу предъявляет к клиенту требования вполне определённые, и нередко тяжёлые, а порою так и вовсе, непосильные, во всяком случае, сразу, но и деваться некуда, приходится – ибо здоровье в цене. Это как с наркозависимостью, когда дошёл «до ручки».

Это и есть динамические условия для продуктивной работы – когда, как прежде, уже нельзя, иначе – катастрофа, и уже хочется, как лучше, и есть потенциал для движения вперёд.

Но условия ещё не всё. Кроме ХОЧУ, нужно понять – МОГУ ли, КАК? (вопросы выше)

Отыскать ресурсы, доступ к ним обеспечить.

И затем решиться и действовать.

Шаг за шагом…

Итак, давайте рассмотрим, что же это за требования к клиенту, реализация которых призвана обеспечить ему эффективность психотерапии (а в некоторых случаях и её краткосрочность):

  • Планирование и выделение времени и обычно денежных средств (когда обращение частное)

Общее планирование – найти час в неделю – часто наиболее лёгковыполнимое условие. Хотя бывает, что хочется и почаще, но это простой вопрос договорённостей сторон.

После проведения первых 2-5 сессий (в зависимости от степени сложности случая) можно понимать и сколько времени потребуется вообще – от 7 и к 200 часовых сессий, так и, подобрав терапевтический метод, говорить о частоте встреч. Само собою, всё это потребует и планирования бюджета, поэтому знать об общей продолжительности и частоте встреч так важно уже с первых часов работы.

Это помогает и клиенту, так и терапевту стратегически планировать свою работу.

Если терапевт не знает, что думает, что решил клиент об общей продолжительности (хотя процесс вносит и в это свои коррективы), то он лишён всякой возможности стратегического планирования на перспективу, вынужден отвечать лишь на то, с чем пришёл клиент непосредственно в текущий день и час – что вполне укладывается в актуальную плоскость работы.

Это хорошо и достаточно в краткосрочной модели, которая и ориентирована на текущее, но маловато для захода вглубь и вширь проблематики и личностного развития клиента. Именно в этой связи вопрос об общей продолжительности работы столь важен – он связан непосредственно с общими целями, так и с доступностью и других ресурсов (время само является важнейшим ресурсом терапии)!

Конечно, сразу же оценить наперёд невероятно сложно, да ещё и находясь в полнейшей растерянности относительно своего состояния («Что со мной?»), жизненной ситуации («Как это произошло? Что делать?») и перспектив терапии («Что мы будем здесь делать и как мне это поможет?»).

Но и терапевт находится в той же ситуации, за разницей лишь, что он понимает кое-что относительно состояния клиента и как-то оценивает перспективы, представляет вероятный процесс и прикидывает возможности работы, чем, собственно, и делится с клиентом, помогая ему решить этот важный вопрос.

Именно поэтому, пока клиент не решил этого вопроса, терапевт скован его сомнением, ждёт его решения, удерживается, не допускает некоторых терапевтических интервенций, которые могли бы тронуть процесс терапии вглубь, занимаясь вместо этого исследованием вершин и оценкой актуального.

Наиболее продвинутые в психотерапии люди правомерно считают, что работой терапевта является создание условий для психологической работы клиента по своим интересам в рамках контракта.

Обычно об этом распределении ответственности по своему сотрудничеству они и договариваются – специалист обеспечивает процесс, а клиент – результат своего развития в ходе динамики этого интенсивного процесса.

Ясно, что оба в одно время должны быть в контакте – это может быть, как очная встреча (что предпочтительно вообще, а в некоторых случаях так и вовсе, исключительно), так и дистанционная, через интернет (что оказывается подчас более реально по ряду обстоятельств, делающих очный контакт затруднительным, а то и вовсе невозможным).

Другим довольно популярным вариантом психологической работы являются заочные курсы, реализуемые полностью в автономном режиме, что требует структурированности процесса, большой самоорганизованности, самодисциплины, самостоятельности клиента и ориентированы на развитие конкретных навыков, развития компетенций человека, но отличны от психотерапии, которая имеет своим основным ориентиром личность человека, его самосознание, механизм саморегуляции, как, в частности, метод личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Питерской школы психотерапии и психологии отношений.

И вот, когда они встретились, то первым делом клиент должен что-то поведать о себе специалисту – и часто люди рассказывают, как сами понимают, о своих затруднениях и пожеланиях разобраться с ними, надеждах на помощь и участие в этом специалиста.

Это самое общее, с чего начинается знакомство, но уже и сама работа – предъявление случая – актуальной ситуации, описание своего состояния в этой связи, эмоциональное отреагирование, немного биографии и описание взаимоотношений со значимыми людьми ближайшего круга, и выражение надежды на разрешение проблем (избавление от недугов), идеи о том, как бы это могло происходить.

Например – «А Вы меня загипнотизируйте.., а когда разгипнотизируете, мне будет хорошо».

Ну, и как на это отвечать?! Но отвечать надо, ибо не состыкованные ожидания и возможности работы – повод к разочарованию, блокированию всяких попыток добиться желаемого.

Специалист отвечает на это, комментирует случай, высказывает своё мнение о том, как он понимает случай, и о том, что можно было бы делать в этой связи, чем он может помочь, уточняет ожидания клиента от терапии, от себя, если необходимо, поправляет их к реалистичности, говоря о своих возможностях и спрашивая клиента о его возможностях и пожеланиях к работе, стремясь к общему пониманию для достижения договорённостей.

Когда специалист слушает клиента, он не лишь помогает ему выговариваться, эмоционально отреагировать, выражать свои переживания в связи с актуальными ситуациями, тем самым облегчая эмоциональный накал переживаний клиента. Это лишь часть большого дела.

Специалист ещё и наблюдает, оценивает и размышляет:

  • наблюдает за поведением клиента и сопоставляет его поведенческие проявления и эмоциональные реакции здесь в ходе беседы, и со слов клиента в его жизни, в общении с другими людьми (большая удача, когда люди собираются поговорить о взаимоотношениях все вместе – тогда можно воочию наблюдать всё то, что в индивидуальном формате работы человек лишь рассказывает, обычно со своей стороны восприятия). Подчас на это сопоставление, анализ, достижение понимания идёт довольно много времени;
  • оценивает актуальное психоэмоциональное состояние клиента на предмет уравновешенности, стрессоустойчивости, жизнестойкости, витальности (депрессивности, кризисности, суицидальности);
  • исследует склонности, характерные черты;
  • изучает характер отношений на предмет избирательности, осознанности, активности;
  • стремится понять направленность, интересы личности;
  • оценивает психологические ресурсы, их доступность клиенту;
  • строит гипотезы о том, что клиенту могло бы помочь;
  • предполагает и в дальнейших встречах оценивает комплаентность (лояльность клиента к специалисту, готовность выполнять его рекомендации);
  • оценивает свои возможности помощи клиенту;
  • обдумывает прогноз психотерапии, учитывая и психотерапевтическую курабельность клиента (достаточный уровень интеллекта; способность клиента к самонаблюдению; психологическая настроенность на самоанализ, рефлексия; склонность к самораскрытию; предпочитаемые защитные реакции и структура характера, особенности личности клиента; мотивация и готовность к изменениям; давление среды и ресурсы).

Всю эту работу специалист должен проделать в первые часы работы, с тем, чтобы предметно договариваться с клиентом о дальнейшем взаимодействии не лишь о желаемом, но и о реалистичном, во всяком случае, вероятном в большей степени. Нередко для клиента самым трудным является поверить в реальность нового, лучшего качества жизни, как бы ни хотелось вырваться из тягот жизни...

По сути, заключение контракта производится после завершения исследовательской (диагностической) стадии работы и лишь отчасти по ходу этих первых часов – что касается договорённости о встречах для проведения этого этапа работы.

Возможны и некоторые рекомендации уже с первого часа работы, хотя бы общего характера.

Возможен ли отказ в психотерапии, при всём желании клиента к ней приступить?

Возможен, конечно, когда самих данных к ней в наличии нет (о них сказано выше), когда цели клиента, средства их достижения расходятся с этикой специалиста, когда цели фактически не реалистичны, когда не удаётся прийти к согласованному видению дальнейшего взаимодействия, когда сотрудничество не складывается, когда разрешение ситуации клиента лежит за пределами компетентности специалиста. Правда, последнее предполагает, не столько отказ, сколько направление к другому специалисту, соответствующего профиля и квалификации (например, психиатру, сексопатологу). 

Если методы не подходят, их можно подбирать, сейчас уже довольно легко можно найти специалиста, владеющего требуемыми методами в совершенстве. Но далеко не всегда дело именно в методах. И далеко не всегда дело в личности психолога. А ведь именно эти факторы наиболее часто упоминаются при рекомендациях по поиску специалиста – дескать, ищите личность! – интересно, какую же?! Или смените метод! – поди ж ты, выбери хотя бы из 500!

Когда данные есть, хотя бы некоторые, значение имеет степень развитости этих данных, с этим тесно связан и эффект психотерапии, так и скорость продвижения, общее количество часов работы.

С другой стороны, важны такие условия, как эмпатический подход, расположенность психотерапевта к клиенту, доверительность в контакте и катарсис, кроме того, обратная связь (восприятие себя в реакциях других).

Все эти важнейшие факторы в целом обусловливают достижение психотерапевтического эффекта. Когда же чего-то не хватает, то и выраженность результата может быть слабее, скорость его достижения – тише, время – дольше.

Процесс психотерапии, и верно, интенсивный, и не лишь для терапевта, что выдвигает следующее требование к клиенту –

  • Способность выдерживать эмоциональное напряжение, возникающее в процессе терапии, при этом клиент задействует многие психические эмоциональные, волевые и интеллектуальные силы (о чём и Дж. Бюджентал говорил).

Часто клиент думает обратиться к работе такого рода, как раз, когда испытывает дефицит сил, и надеется на помощь специалиста в их отыскании, и надеется резонно – верно, именно это и является одной из задач.

При этом невозможно представить, что чего-то можно добиться, не приложив старания, усилий, на это, как раз и нужны силы, волевые усилия, саморегуляция – уж чего, чего, а «Без труда, и рыбки из пруда не выловить!»

Для того чтобы психотерапия происходила, развивалась, в ней нужно, как минимум, быть. А так, ещё и стараться, не зря же её называют психологической работой.

Когда их нет совсем – а так бывает, например, в ситуациях тяжёлой и затяжной депрессии эндогенного характера, высокой степени суицидальности, психической декомпенсации, то это серьёзное основание, начать с курса медикаментозной терапии, что потребует визита к врачу. А то и госпитализации потребует.

Когда же силы есть, то важно принять в расчёт то, что погружаясь в пучины боли, разного рода эмоциональных переживаний, разной направленности и характера, это само по себе довольно нелегко, непросто, а то и вовсе утомительно. Хотя чувство облегчения в итоге и приходит, но сам процесс довольно напряжён! И никто не знает, когда напряжение сменится облегчением… Хотя и доподлинно известно, что сменится.

В этой связи потребуются такие ресурсы, как чувствительность к себе, чтобы суметь не пропустить этот нужный момент и способность заботиться о себе должным образом, обсуждая со специалистом новые обстоятельства, свои возникающие переживания (например, тягостность переживания неопределённости на фоне такого уровня напряжения эмоциональных переживаний, вызванного в свою очередь, поднятым травматичным материалом), предъявлять, выражать их, как бы это ни было болезненно – будет легче!

В этой связи важными ресурсами терапии (как и по жизни в целом) являются доверие, осознанность, ответственность, самостоятельность и сотрудничество.

  • Сотрудничество – как условие продуктивной работы в оптимальном режиме и в конструктивном ключе

Сотрудничество – это и форма работы, задающая паритетность во взаимоотношениях, и это же, навык, который, в том числе, развивается в ходе психологической работы.

Никто не рождается с развитой способностью к сотрудничеству. Но это развивается в подходящих условиях и в соответствующей деятельности. Деструктивные семейные отношения могут не только не дать развиться способности к сотрудничеству, но, напротив, по контрасту под действием идеи «А на войне, как на войне», научить человека хитрить, жульничать, манипулировать, насильничать…

И тогда приходится перенастраиваться, вначале сменяя ту идею на иную, более отвечающую реальности, а затем и навыки новые под неё затачивать. Такая работа не легка и не проста, но эффект от неё огромный!

И этот развитый, усовершенствованный навык является неспецифическим результатом этого сотрудничества клиента и специалиста. Он может стать основой для выстраивания клиентом продуктивного взаимодействия со значимыми людьми, оказывая влияние на переживание удовлетворённости своей активностью в общении и жизни в целом.

Если этот навык на начало работы не слишком хорош, можно ждать всякого рода сбоев в работе. Эти сбои важно разбирать на предмет их возникновения и развития, что поможет урегулировать процесс работы и, вместе с тем, развивать навык сотрудничества. Как бы там оно ни было, но именно сам клиент принимает решение, и проводит его в жизнь. Любое решение. Как и решение о прекращении/продолжении занятий с терапевтом.

Самостоятельно.

Ни один психотерапевт не может вынудить дееспособного человека, которому не требуется госпитализация, о занятии его тем, что ему не нужно, бесполезно, а тем более, опасно и вредно. Стало быть, приходя на очередной приём, уже тем самым человек сам признаёт, самим визитом подтверждает пользу, определённую ценность для себя этих занятий. Обычно, стоит лишь расспросить человека об этой пользе, он сообщает о значении для себя этой работы. Нет никакой нужды что-либо внушать. Если не имеет ценности, не заставить. И, напротив, при попытке внушения против воли человека, он будет тем больше сопротивляется, чем большее усилие будет прилагаться по внушению.

С какой степенью осознанности, при какой степени доверия, надежды, он это решает, это можно обсуждать, но само решение исключительно за самим клиентом.

  • Самостоятельность.

Самостоятельность – меняющееся свойство личности буквально стоять, держаться на своих ногах. Бывает, человек претерпевает удары судьбы такой силы (или частоты, а то и всё вместе), что естественно валится с ног. Кто бы устоял?! Или кризис, или болезнь его сбивает… Но так смотришь, время проходит, и он вновь на коне гарцует! Такой весь из себя джигит! Красавчик, одно слово!

По сути, это время и требуется на залечивание ран, полученных в ходе жизненных столкновений, не зря же люди говорят – «Время лечит».

Время также и на терапию нужно. И когда человек обращается к терапии, то время на залечивание ран сокращается, иной раз и кратно. Поскольку, как известно, лекарь именно что, обрабатывает, бальзамирует рану, а уже силы природы исцеляют, рубцуют раны. Без бальзамирования и раны затягиваются дольше, а то и вовсе не залечиваются, особенно, когда их ковыряешь бесконечно…

Ровно то же самое относится и к ранам психологическим, душевным. Только масштаб их другой, влияние на весь организм глубже и сильнее, хотя при этом, и не столь явное глазу.

Но суть одна, пока человек залечивает свои раны, ему нужен покой и уход, забота того, кто может взять на время бремя его забот, чтобы поддерживать течение жизни в этот период. Т.е. человек на время утрачивает свою самостоятельность – частично или полностью, в этой связи можно говорить о зависимости, формирующейся на это время нужде в психотерапевте, в его заботе о себе.

Так, обращаясь к психотерапевту, человек, в какой-то мере, перекладывает на него свои заботы или точнее сказать, разделяет с ним их тяготы, беседует, советуется, делится переживаниями о пережитом, планы на будущее обсуждает, отношения перестраивает – налаживает систему своих отношений – личность реконструирует – процесс долгий, серьёзный, неспешный, скрупулёзный, тем и основательный, надёжный – «Тише едешь, дальше будешь».

А психотерапевт и бальзам свой, психологический, накладывает, что болезненно, и прерывает ковыряние ран, что тоже может быть неприятным – ибо переживается, как лишение чего-то желаемого – чешется же!

Но чтобы раны заросли, им покой требуется и особый уход, поддержка в перестройке личности. Например, обращаться к ранам нужно, но для того, чтобы не ковырять их с чувством вины или гнева на кого-то, а чтобы исследовать свою роль в их появлении, в поддержании и развитии соответствующих реакций, сценария психологического, с тем, чтобы овладевать ситуацией, вернуть самостоятельность.

Болезненно? Конечно! Целительно? Несомненно!

Так клиент и учится этому уходу за собой, и дальше всё больше сам действует, возвращает себе самостоятельность, как в психотерапии, так и в жизни в целом, овладевая ответственностью за свои реакции, выборы, поступки, деятельность, судьбу.

Раны зарастают, формируются шрамы, как опыт жизни. Теперь можно и вновь гарцевать, но уже не как встарь, по юности бесшабашной, а с большим умением и разумением.

  • Ответственность

Ответственность в психотерапии появляется с момента достижения договорённости о сотрудничестве. Она проявляется в том, что клиент, как и специалист, принимает на себя ряд обязательств (которые мы здесь и обсуждаем), отвечает за их реализацию точно и в срок, в соответствии с достигнутыми договорённостями.

Ясно, что ответственность также не является неизменной величиной. Иной раз нести её легче, другой тяжче… И это процесс, отражающий, как меняющиеся обстоятельства по ходу самой жизни, силу человека, его состоятельность (что основывается на способности к самостоятельности), так и изменяющиеся личностные отношения человека к самому себе и к важным для него сторонам, объектам и явлениям действительности.

Ответственность также является формирующимся навыком, так что способность нести бремя (честь) ответственности пусть и не абсолютно легко и свободно, но много легче прежнего – также является неспецифическим результатом психотерапии.

Кроме обязательства вовремя приходить, удерживаясь в процессе, оплачивать работу специалиста, нужно ещё работать – наблюдать и проявлять идущие процессы, выражать мнения и меняющиеся эмоциональные переживания, отношения, идеи, сомнения, фантазии, мечты, побуждения и намерения.

В тесной связи с темой ответственности лежит тема свободы. Часто так и происходит, когда клиент не чувствует своей свободы там и в том, где и в чём она быть должна, он и отвечать за это не может. Поднимая вопрос об ответственности, мы фактически прорабатываем обе темы, ибо нельзя отвечать за то, в чём сам не волен.

А это позиция «Жертвы».

Нередко именно с переходом из этой позиции в позицию «Обвинителя», клиент говорит о непонимании себя психологом, об осуждении, обвинении, в то время как, специалист именно что, сам ищет и клиенту своему помогает обрести силу влияния на ситуацию, выбор там, где прежде у него этого выбора не было, так сделать, чтобы клиент открыл новые степени своей свободы, так и ответственность взял – либо с силой возродившейся, за дела свои, либо за появление проблем – принял результат отказа приложения своих усилий. 

Дополнение этим двум (но в том же замкнутом пространстве треугольника влияния) – позиция «Спасателя», она включается тогда, когда человек не может ни за дела свои ответственность принять, ни за отказ от приложения сил к ним, не принимая и того, что вытекает из его пассивности, тогда оказывается легче сфокусировать свои усилия на другом человеке и начать править его жизнь, вместо того, чтобы своей заниматься... Легче, поскольку и выправить невозможно, но вроде как, и делом занят, «благородным», причём, делом.



...

Принимая ответственность на себя, человек вместе с тем же, даёт себе и свободу действовать, и через продуктивное действие, утверждает сам себя. Происходит взаимодействие и взаимоусиление этих двух способностей. Нарастает уверенность в себе. «Поднимается» самооценка (т.е. становится более ровной и адекватной).

Вот такой наблюдается феномен пробуждения к жизни! Человек, выскочив из драматического треугольника, становится хозяином своей жизни, творцом, он свободен быть, творить, жить, действовать с полной ответственностью за свои выборы, активность. Это и есть альтернатива драматическому треугольнику.

Иначе можно лишь бесплодно искать оправдания своему бездействию в своей жизни и влиять на других людей.

Но стоит только укрепиться в свободе действия, принять ответственность, начинается поиск возможностей, подтягиваются и новые ресурсы, обретается доступность прежних.

Верно и то, что пока не обнаруживается смысл в переменах, в активности против пассивности, инертности, таких перемен не дождаться. Этот вновь обнаруживаемый, осознаваемый смысл жизни является мощной силой, влияя на мотивацию к переменам в поведении клиента, в развитии его личности.

Нередко встречаются жалобы подобного рода, что клиент, де, ходит-ходит, платит-платит, а результата нет, как нет! Разочарование клиента, обида, а то и гнев на специалиста, дескать, деньги исправно берёт, а толку-то?!

По сути, клиент прав, когда такое безобразие продолжается довольно долго, стоило бы давным-давно заново обсудить условия контракта на предмет его исполнения, оценить ответственность сторон… не доводя до подобного накала переживаний. Может, недопонял клиент чего-то… Не может реализовать…

Вместе с тем, и сам специалист может не знать о том, что думает, переживает его клиент, пока тот не предъявит ему свои мысли и чувства в этой связи, о чём они и договорились изначально, но что порою может быть столь сложно и трудно исполнять. Потому процесс и идёт не линейно и поступательно, а волнами, с приливами и отливами, сообразно действующим психическим процессам, в том числе защитным механизмам. Мало ли о чём эти двое договаривались, пусть и при ясном уме и здравой памяти, а бессознательное в этом договоре не участвовало, у него на этот счёт свои виды…

Специалист может и знать и ждать развития ситуации, будучи вполне готов к её обсуждению.

Когда сам контракт был на использование динамического подхода психотерапии, чтобы достичь поставленных целей, то работа специалиста состоит в том, чтобы задавать динамику процессу, вот он её и задал, и тот и вызрел. Специалист свою работу сделал. Самое место и время в терапии бы всё и обсудить...

И так быть может, что терапевт создаёт условия клиенту для открытого и искреннего прямого выражения им своих переживаний к значимому другому, когда именно это и является его слабым звеном. Поставил задачу отрепетировать новое поведение – добивается от клиента спонтанного и прямого выражения эмоций негативного характера в конструктивном ключе. Комплименты человек и сам делать умеет – так здорово, «закачаешься, а с выражением «негатива» у него прокол. По заданию даже может получаться, а вот так спонтанно – пас. Такая проработка может быть полезной в этих целях.

Но нередко бывает, когда клиент не выдерживает напряжения переживаний (вспомним о 2-м условии) и, оказываясь не в состоянии выразить свои претензии терапевту, сбывает их на стороне, благо и доброжелателей теперь всё больше. Не друзья-подруги, так анонимные форумчане «помогут»…

Так и кто кому изменил?! Кому и за что отвечать?

Несомненно, жаль, что так происходит. Ибо срыв терапии не на пользу, прежде всего, самому клиенту. Хорошо, когда находятся, всё же, грамотные специалисты на тех же форумах, которые поддерживают клиента (а он, конечно, сам пребывает в амбивалентном состоянии – противоречия его снедают) в том, чтобы он продолжил/завершил начатый курс. Поддерживают человека в своей осознанности в отношении происходящего, в контексте принятой на себя ответственности по своим обязательствам в рамках соглашения о сотрудничестве в своих интересах.

  • Осознанность. Самосознание.

Самосознание – это осознанность в отношении к себе, идентичность, сознание самого себя, как человека, как личности, как живущего, как реализующего свой потенциал… Расширение самосознания является метацелью всей психотерапии, так и в отдельных её блоках.

Я, как член семьи. Я, как мужчина(женщина). Я, как профессионал… В отношении к чему-то у меня могут быть вполне ясные представления и чётко отстроенные отношения, в тоже время в отношении к другому может быть серьёзный сбой, что будет давать крен всей моей жизни.

Осознанность – также является продуктом психотерапевтического процесса, точнее её прирост. Он и отражает идущий процесс перемен.

Ибо,  как таковая она формируется с детства, и меняется с обстоятельствами жизни, может и упасть с давлением факторов развития кризисного состояния, суженного состояния сознания, невротического функционирования.., так и вновь расшириться и углубиться при обретении эмоциональной уравновешенности, стабильности…

Такие перепады вполне естественны и в ходе психотерапевтического процесса под действием психологического материала, вновь открываемого (прежде оставленного без должного осмысления и эмоциональной переработки). Теперь, когда он поднимается, это может и пугать, но при хорошем контакте с терапевтом, доверии ему, верой в применяемый им метод, вере в психотерапию в целом, клиент справляется с этим напряжением, и также под действием получаемого эффекта психотерапии.

  • Доверие

Доверие также является навыком, который при хорошем уровне развития может здорово помочь в ходе процесса терапии, изначально обеспечивая процесс терапии нужным материалом, через самораскрытие клиента.

В случае, когда способность к доверию слаба, развитие доверия само становится задачей терапии.

И в этом случае тем более важно не спешить, а действовать последовательно и постепенно – от простого, менее болезненного, к более сложному и тягостному, с развитием доверия у клиента появляется всё больше возможности принимать поддержку своего психотерапевта, формируя через его расположенность и принятие, и собственное доброе отношение к себе самому, что также является одной из основных задач личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (ЛОРПт).

... 

Как выше было сказано, это всё те навыки, которые обеспечивают процесс психотерапии, и являются её неспецифическим результатом, они же являются и ресурсами, несут пользу клиенту и в ходе его жизни за пределами психотерапии.

Это и есть та самая пресловутая удочка, пользуясь которой, клиент сможет себя прокормить уже и сам.

На этом психотерапия может быть завершена. Либо продолжена в направлении к другим личностно значимым целям, и пойдёт она уже с гораздо большим успехом.

Планирование изменений по окончанию психологической работы

(о том, что ждёт клиента психотерапии по завершению работы, и о том, что можно спланировать с самого начала)

В добрый путь!

С Вами Юрий ИОНОВ #психолог_психотерапевт_Туапсе

Мои контакты
Смотрите, читайте мой Instagram





Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Когда клиент прерывает психотерапию …
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь