Родители используют в «воспитательных» целях различные способы «воспитания». О некоторых из них я писала в подборке своих статей, Вы можете найти их здесь: http://www.psyoffice.ru/selected/191/ . Уже обсуждались устыжение, критика, принуждение, наказание, игнорирование, угрозы, ограничения. В этой статье речь пойдет о похвале.
Похвала на первый взгляд не несет за собой особой опасности и ей нет места в ряду вышеописанных способов «воспитания». Вероятно, что вред, причиненный ребенком в результате наказания, устыжения и критики, может быть больший. Тем не менее, следует помнить, что у похвалы есть много общего с критикой – это оценка. И в случае с похвалой положительная оценка.
Что транслирует родитель ребенку, используя похвалу, как способ «воспитания»?
Что происходит с ребенком, когда родитель часто хвалит его?
Ребенок начинает зависеть от оценок окружающих. Он старается отмечать ожидания других и пытается им соответствовать. Сам он при этом не знает, чего хочет и что представляет из себя.
Нередко испытывает страх, что может разочаровать близких, которые так гордятся им. Любое поражение и неуспех вызывает страх потери расположения близких.
Страх совершать ошибки осложняет возможность пробовать что-то новое, обучаться.
Формируются нарциссические или истерические черты характера с постоянным стремлением понравиться окружающим.
Формируется страх разочаровать того, кто похвалил однажды.
Также возможны другие варианты, когда ребенок отказывается от действий, которые могут подвергаться оценке и не делает совсем ничего. Понимая, что не может получить похвалы он не доделывает до конца дела, пассивно сопротивляется достижениям, намеренно или пассивно саботирует, уходит в болезнь (что освобождает от ожиданий близких).
Чем можно заменить похвалу?
Интересоваться, расспрашивать и позволять оценивать ребенку свои поступки и действия самостоятельно.
Говорить о своих чувствах и переживаниях в ответ на поступки и действия ребенка.
Приглашаю Вас прочитать также: Игнорирование, как способ «воспитания» http://www.psyoffice.ru/article/51642/
Новые публикации автора Вы не пропустите, если подпишитесь: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.