|
"Подарок" от мамыАвтор статьи: Абдрахманова Александра Николаевна
На консультацию обратилась женщина с ребенком 12 лет. Мальчик очень переживает перед контрольными работами, соревнованиями, выступлениями, причем так сильно, что это отражается на телесном уровне - скрежет зубами, потеет, может даже заплакать. Запрос мамы - помочь ребенку более спокойно переживать такие жизненные события. Начинаем работать параллельно и с мамой, и с ребенком. Из разговора с мамой выясняется, что с самого раннего детства она "внушает" ребенку, что "люди бывают разные. Не нужно доверять и раскрываться перед всеми. Ведь бывают злые и плохие люди, которые сначала прикинутся друзьями, а потом предадут тебя". Нужно ли говорить, что у мальчика уже был опыт такого переживания - когда его предавали друзья...? И не один раз - в 12 лет! Еще один посыл от мамы к сыну: "Нужно быть внимательным и осторожным по отношению ко всему! Мало ли что.." Почему мама так говорила своему сыну? Очевидно, она сама боится! Боится, что ее ребенку могут навредить, обидеть, что он может испытать боль, унижение или оскорбление, что с ним может что-то случится. Таким образом, она его как бы оберегает. К слову сказать, мальчик довольно придирчив к еде и одежде, и чтобы накормить его, маме приходится прикладывать достаточно много усилий. Всех людей он делит на "категории". В его понимании люди бывают умными, главными, и спортсменами. Один и тот же человек, конечно, может относится ко всем 3 категориям (на сознательном уровне отвечает мне мой юный клиент), но выстраивая свой мир в терапевтической песочнице, фигурка, которую он в принципе может отнести ко всем группам, "мечется": ей не комфортно ни там, ни там, ни там. И потому ребенок ее изолирует и от остальных фигурок, и даже от самого себя - он ставит между ней и собой высокую башню, из-за которой он ее даже не видит (непринятие себя). Одним из первых воспоминаний о себе у этого мальчика была радостная и счастливая картинка, где ему года 3, и он играет со щенком. Рядом дом, где (он точно знает) есть мама и папа, бабушка и дедушка. Они любят его и заботятся о нем. Он маленький, но чувствует себя там большим и счастливым. Я спрашиваю у него: "Хотел бы ты сейчас (с высоты своего жизненного опыта) дать этому малышу какой-нибудь совет?" Сначала ответ был отрицательный, но поразмыслив, мальчик сказал: "Да! Не быть таким наивным! Нужно быть внимательным и осторожным!" Затем он пояснил мне, что собаки бывают разными: есть те, которых нужно опасаться, например, лишайных, бешеных, и т.д. И он даже умеет по внешнему виду определять, опасная эта собака или нет! А нужен ли на самом деле такой совет этому маленькому, счастливому, беззаботному малышу, который играет со щенком, и даже не подозревает о том, что тот может его укусить, что с ним может что-то случится?? А если бы он тогда начал бояться, что бы было? Давно известно: собака чувствует страх. Если ты ее боишься, она неприменно нападет! Если развивать аналогию дальше: если ты боишься проиграть - ты проиграешь! если ты боишься предательства - тебя предадут! и так далее... Тогда чей этот страх на самом деле? Вот и получается, что мама "подарила" свой страх своему ребенку - конечно, сама того не желая. И теперь для него страх (выступать, соревноваться, учится, и даже дружить) - это гарант его безопасности! Пародокс, но факт! Уважаемые родители! Давайте дарить нашим деткам по-настоящему ценные подарки: любовь и принятие, а еще доверие и уверенность в завтрашнем дне! Действительно, люди бывают разные! Но в целом, больше хороших! Бывает в жизни тяжело, но чаще - легко и счастливо! Наша родительская задача - обеспечить безопасность ребенка - должна остаться только нашей (до определенного возраста) тайной миссией! ;) Тогда перед нашими детьми будут открыты все двери! И не будет никаких ограничений, чтобы войти в этот мир и быть счастливыми!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|